Главные вкладки

22 июня
2024

«Голос отца» в постановке Московского театра

Платоновскийфестивальискусств
воронеж
культура
спектакль
афиша

В рамках Платоновского фестиваля искусств зрители посмотрели спектакль Андрея Платонова «Голос отца» в постановке Московского театра «У Никитских ворот», на малой сцене академического театра драмы имени А.В. Кольцова 19 и 20 июня. Художественный руководитель Марк Розовский на пресс-конференции для воронежских СМИ отметил Платоновское миросознание, постигать которое во всей глубине можно бесконечно.  Постановщик пьесы и сценограф, народный артист России Розовский сказал журналистам, что задача театров – отстаивать фундаментальные ценности русской культуры, ценности человеческой жизни.

Пьеса «Голос отца» написана в 1938 году, впервые опубликована в ташкентском журнале «Звезда Востока» в 1967 году. Марк Розовский – первый из советских режиссёров решился на театральный эксперимент и поставил Платонова на сцене. Сатирическая комедия «Город Градов» была поставлена в театральной студии МГУ «Наш дом» в 1967 году.

На сцене зритель видит могилы, каменные постаменты, деревянные кресты, опавшие листья и ветки деревьев. Зрелище мрачное. Голос за сценой Марка Розовского, постановщика пьесы Платонова, включает зрителя в атмосферу событий прошлого. Человек средних лет в серых брюках, рубахе, с мешком за плечами приходит на могилу своего отца Александра Спиридоновича Титова, продолжателя дела Ватта и Дизеля. В полном молчании он прибирает могилу, ставит стаканчик с водочкой, накрытый куском чёрного хлеба.  

Естественный монолог – разговор – рассуждение сына Якова (Александр Чернявский) с отцом о памяти, своей жизни, смысле жизни поколения родителей постепенно перерастает в диалог. Мы слышим голос отца, который озвучивает актёр Чернявский. Отец и сын рассуждают о ценности жизни простого человека, его вере в лучшего человека в будущем. Сын убеждает отца, что он помнит и не забудет его.

Невероятно сложная роль Якова удалась Александру Чернявскому. По сути, он разговаривает сам с собой, тембр его голоса постоянно меняется, и это завораживает зрителя.

Неожиданно вихрем врывается в тихую жизнь кладбища разухабистый молодой человек (Илья Собакин). Под песню «Эх, хорошо в стране советской жить» лопатой и ломиком он пытается очистить площадку под танцы. Инициативный служащий с баяном в руках, отбивая чечётку, жаждет новой хорошей жизни, поэтому варварски расчищает место упокоения старого поколения. С ним категорически не согласен Яков, завязывается драка, на которую быстро отреагировал молодой милиционер (Богдан Ханин). Строго выдал приказания восстановить разрушенные могилы и посадить цветы завтра.

Три актёра держали в напряжении зал в течение одного часа. Они очень разные: одетый в серый костюм сын, инициативный общественник в испачканных пиджаке и фартуке, милиционер в белоснежном мундире благодаря костюмеру Евгении Шульц.

Разные характеры героев раскрывают важные аспекты человеческой жизни и культурного наследия. И в этом огромная заслуга народного артиста Марка Розовского и помощника режиссёра Кристины Зарифиевой. Наблюдала за живой реакцией постановщика пьесы, который сидел в зрительном зале, буквально жил действием, вместе с актёром произносил реплики (про себя), двигался, одобрял его.

Отметим звукорежиссёра Даниила Арчакова, театрального осветителя Александра Калитина, гримёра Светлану Поклонову, создавшие интересную постановку для воронежского зрителя.

Марк Розовский написал о фестивальном спектакле: «Великий Платонов предупреждает и нас теперешних об опасности пустотного существования. И в этом актуальность пьесы. Платонов в «Голосе отца обращает внимание на опасность разрушения памяти и связи с предками, с теми, кто создавал новый мир.  Через героев он предупреждает нас о потере сокровенного – единства живых и мёртвых».

Текст - Ольга Полухина

Фото - Андрей Парфёнов