Главные вкладки
2025
Главная роль - зрителям

«Новый театр» в Воронеже уже не один год оправдывает свое название. Это не просто театр, а настоящая площадка для смелых экспериментов, каждый из которых заставляет разрушить так тщательно сохраненные в голове представления о классическом театре и открыть для себя этот мир игры по-новому. В репертуаре театра внимание привлекают в первую очередь жанры: здесь показывают «семейную историю», «вербатим» (метод документального театра, когда по интервью с реальными людьми ставится спектакль – прим. ред.), «подростковую рефлексию» и «свободное сочинение». В этот раз мы посетили иммерсивный спектакль «Внутри». «Новый театр», кстати, первым попробовал этот формат в Воронеже еще в 2018 году, когда состоялась премьера в «Доме актёра». Сейчас площадка на Фридриха Энгельса, как показалось, идеально подходит для воплощения всех идей и экспериментов режиссёра Виктории Шаламовой.
Камерное пространство открывается зрителям спектакля «Внутри» непринужденной обстановкой. Пары в ярких костюмах танцуют прямо среди пришедших, приглашая покружить и вот так легко начать этот театральный вечер. Где-то рядом зрители делятся друг с другом наблюдениями: «Актеры в желтых-оранжевых и зелёно-голубых костюмах похожи на попугайчиков». И действительно, совсем скоро они начинают кружить в быстром танце, словно маленькие веселые птички, щебеча и улыбаясь. Здесь открывается, пожалуй, один из немногих минусов такого камерного пространства – некоторые из зрителей поспешили убрать ноги подальше и вжаться в стулья, боясь быть задетыми этим «птичьем» танцем.
Костюмы, как и декорации, простые, но создающие атмосферу. Застеленные белоснежными скатертями столы дают эффектное начало и оказывают лишь вспомогательную функцию, ведь главные декорации в этом спектакле – зрители. Они же актёры и соавторы. В начале спектакля ряды зрителей смотрят сквозь танец друг на друга, а потом и вовсе оказываются очень близко. В этот момент становится непонятно, кто из вас актер, а кто зритель, кажется, что смотришь в зеркало и ждешь каких-то действий.
В спектакле показан целый спектр человеческих эмоций – они, как и актеры, наперебой говорят в тебе, пытаются рассказать свою историю, отчаянно рвутся наружу. Любовь и зависть, страсть и гнев – только ты выбираешь, к какой из них прислушаться, какая из них сильнее откликается внутри. Темпоритм в спектакле меняется стремительно, позволяя зрителям поочередно прочувствовать палитру эмоций. Наверное, одной из самых эмоциональных сцен в спектакле стал поединок – истинное воплощение злости. Красное освещение, давящая музыка, гремящие тяжелые цепи и отчаянно рвущийся наружу животный гнев быстро сменяется пронзительным монологом Марии Фроловой, полным воспоминаний о чем-то давнем, но еще тянущем сердце. Болезненная улыбка, осознание беспомощности, невозможность вернуть все назад читается в искривлённых губах, заставляя выуживать из глубин свои собственные воспоминания и неосознанно проводить аналогии.
Негативные эмоции не задерживаются надолго – совсем скоро зрители погружаются в уютную атмосферу. Это любовь. Настолько нежная, теплая и воздушная, что мгновенно укутывает в свои объятия и обнимает. Здесь диалоги пар в «попугайчиковых» костюмах и их рассуждения о любви прекрасно сочетаются с мягкой хореографией Марии Фроловой. Еле заметные касания, пластичные неторопливые движения и конечно, фрагмент танца на воздушной петле воплощают собой ту самую окрылённость влюбленных. Во взглядах актеров читается столько обожания, нежности, что она распространяется и на зрителей.
Любовь плавно перетекает в счастье, такое же уютное и мягкое. Чувствуешь себя как в родительском доме – всё вокруг окутывают мягкие улыбки, актеры активно передают эти тёплые ощущения зрителям, покачивают на руках и убаюкивают в самом прямом смысле. Ловишь себя на мысли, что так ощущается поддержка от самых близких людей, которыми за час успели стать незнакомцы.
В финальной сцене понимаешь окончательно – актеры играют самих себя. Не боятся проявлять эмоции, быть настоящими и открываться зрителю. Сцена с рассказами о счастье выглядит как встреча старых друзей где-то на кухне, когда под конец вечера из глубины души прорываются самые сокровенные воспоминания, а разговоры становятся тише и честнее. Видишь перед собой таких же самых обычных людей, как и ты.
Уверены, что каждый показ этого спектакля получается другим, новым. Ведь кто знает, в чем сегодня человек найдет своё счастье, в какой именно момент улыбнется и забудет о круговороте дел. Спектакль поднимает все потайные эмоции на поверхность, а явные обостряет и заставляет прочувствовать в двойном объёме. Постановка о людях, об эмоциях, о простом человеческом счастье заставляет каждого погрузиться в воспоминания, заново пережить все моменты в жизни, переосмыслить их ценность и понять, что было счастьем сегодня.
Текст: Анастасия Ненашева
Фото: паблик «Новый театр Воронеж» Вконтакте