Главные вкладки

21 января
2016

Евгений Киселев: рецензия на ремейк кинофильма "На гребне волны"

кино

Так уж исторически сложилось, что в последнее время часто выходят ремейки известных фильмов 1980-90-х – "Робокоп", "Нечто", "Судья Дредд", "Вспомнить всё"… Недавно на экраны вышел ремейк ещё одного запомнившегося многим фильма той эпохи – "На гребне волны" 1991 года.

От старого фильма позаимствовали не только название и некоторые детали сюжета, но и имена основных персонажей и даже ставшую в свое время знаменитой сцену, когда главный герой стреляет в воздух, не находя сил убить своего приятеля-преступника. Несмотря на всё это, новый фильм сильно отличается от киноленты четвертьвековой давности. 

В старом фильме новоиспеченному агенту ФБР поручают участвовать в расследовании дела серийных ограблений банков бандой в масках американских президентов, которые благодаря тщательной подготовке обходятся без жертв. Он и его более опытный напарник приходят к выводу, что участники банды занимаются серфингом, и новичок пытается внедриться в тусовку серфингистов, чтобы попробовать найти хоть какие-то зацепки и выйти на грабителей. После долгих трудов у него это получается: он и напарник оказываются на предполагаемом месте будущего ограбления, и ограбление действительно происходит. Однако персонаж Киану Ривза бросается их задерживать с криком "ФБР!" – и грабители узнают, с кем на самом деле они подружились. На этом кончается относительная реалистичная половина фильма и начинаются фантазии сценаристов и режиссера – разоблаченный главный герой участвует в следующем ограблении банка (уже с многочисленными жертвами), потом бросает тяжело раненого напарника, а в финале фильма дает уйти главарю банды от ареста…

Фильм 1991 г. был по большей части достаточно правдоподобен и рассказывал ещё одну историю на вечную тему выбора между долгом и чувством – чего, увы, нет в свежем ремейке. Он начинается с того, что у известного любителя экстремального спорта погибает друг во время съемок ролика для YouTube, а сам он в ответ на эту трагедию заканчивает юридический факультет и поступает на работу в ФБР. Там он участвует в раскрытии нескольких странных ограблений – преступники похищают большие ценности, но не присваивают их, а разбрасывают над бедными районами. Изучая обстоятельства преступлений, герой фильма приходит к выводу, что преступники – такие же экстремалы, как и он в прошлом, но экстремалы более высокого уровня: они не просто рискуют жизнью, а делают это в соответствии с мистической  концепцией вымышленного персонажа Оно Озаки о том, что надо пройти 8 испытаний в восьми стихиях чтобы достичь нирваны. Как и в старом фильме, главный герой для пользы следствия внедряется в тусовку экстремалов и быстро выходит на подозреваемых. В фильме 1991 г. грабители-серфингисты грабили банки, чтобы раздобыть денег, на которые можно несколько месяцев беззаботно кататься на волнах, а потом снова повторяют этот нехитрый цикл; в новом же фильме экстремалы просто чередуют свои «подвиги» с ограблениями, а живут на деньги своего спонсора – богатого аль-Фарика. Главный герой и его новые друзья проходят вместе несколько испытаний, но потом выясняется, что заботящиеся о природе последователи Оно Озаки, погибшего при попытке спасти стадо китов от норвежского китобойного судна, очень низко ценят человеческие жизни – нисколько не грустят о своем товарище, погибшем при спуске на сноуборде, обрекают на смерть от устроенного ими камнепада водителей грузовиков золотодобывающей компании, безжалостно расстреливают итальянских полицейских при ограблении банка (счета богатого спонсора экстремалов заморожены и им приходится добывать деньги самим – после чего мысли о достижении нирваны и помощь беднякам резко забываются), да и подруга главного героя пытается его убить… В итоге, всё заканчивается почти как в первой версии фильма: главный герой позволяет своему приятелю попробовать оседлать огромную волну во время сильного шторма, хотя оба знают, что серфингист при этом неминуемо погибнет. 

Не знаю, хотели ли создатели фильма донести именно эту мысль, но внимательный зритель наверняка задумается о том, что бороться за экологию можно лишь за чей-то счёт и у оплачивающих эту борьбу есть свои резоны тратить деньги на полусумасшедших фанатиков (достаточно вспомнить, что прославившаяся различными, в том числе и очень агрессивными акциями организация "Гринпис" не осудила произошедшее про вине компании "British Petroleum" чудовищное по масштабу загрязнение нефтью Мексиканского залива в апреле 2010 года – крайне неловко плохо отзываться о своем спонсоре), а чрезмерная любовь к природе приводит в итоге к человеконенавистническим идеям.