Главные вкладки
2025
Чем я могу вам помочь?

Вопрос службы доверия психологической помощи города звучит постоянно при каждом звонке от людей, страдающих от одиночества, семейных, душевных и неразрешимых проблем. Это начало комедии «Телефон доверия» Максима Чертанова, которая собрала полный зал зрителей в Дом актёра 30 января.
Минимум декораций на сцене: два героя, которые не могут решить свои проблемы, – потенциальные клиенты службы «Телефон доверия». Позже появляются два молодых оператора службы, которые только нарабатывают свой стиль общения с такими людьми. Такова авансцена в начале спектакля. Небольшие изменения на сцене с появлением бухгалтера службы и видеороликов с поющими актёрами (художественное оформление Алексея Мочалова, видео – Владимира Неретина) произойдут чуть позже и не отвлекут зрителя от решения проблем человечества: «муж бросил», «никто мне не звонит», «потеря внутреннего мира».
Звонок, его музыкальное сопровождение с песней Шуры́ «Твори добро другим во благо», приветствие службы доверия, вопрос оператора «Чем я могу вам помочь?», ответ звонившего и разговор, как решить эту проблему. Неопытные молодые люди Артём в красной шапочке (актёр Дмитрий Гусев) и рыжая Жанна в цветной вязаной кофте (Лилия Юникова) ведут беседу, разыгрывая роли опытных бабушек и дедушек, испытавших разводы, болезни и прочие проблемы. Сначала зрителю всё это воспринимается пресно, неинтересно, неэмоционально. В перерывах между звонками они делятся своими мечтами о предложениях приличного завещания и новой квартиры.
Постепенно градус накала эмоциональных состояний операторов и людей с проблемами увеличивается, повторяются фразы «У нас по всему миру люди мрут, а у вас чепуха», «как вы хотите умереть», «как вы будет выглядеть в этот момент», которые соединяют разные судьбы людей и их самих. Озвучиваются мечты молодежи и пути их решения. Эти слова и фразы повторяется всё чаще в разных вариациях, связывает этих людей воедино. Зритель уже предчувствует, какой совет даст специалист «Телефона доверия» после маленькой паузы и, не дожидаясь ответа, начинает смеяться.
Режиссёр-постановщик Игорь Болдышев придумал интересные мизансцены. Они заставляют героя пьесы Сергея Сергеевича (Николай Байбаков) забраться на шкаф после ушиба ноги и спеть свою новую финальную песню, которая наконец-то вернет его потерянный внутренний мир. А врач Алиса (Наталия Мирандова) покинет своё уютное кресло, переоденется, не в рекомендованное чёрное платье для красивого ухода из жизни, а в деловой костюм, «выйдет в люди» из состояния одиночества.
Бухгалтер службы Ксения Иванова (Марина Левина) даёт мастер-класс для начинающих работников, говорит мало, чётко, разъясняет последствия поступков звонивших людей. Советы вызывают смех зрителей
Оказавшись волей случая в едином пространстве операторы и люди со сложностями
начинают понимать, что счастье, любовь, поддержку, радость творчества можно найти и выйти из круговорота своих проблем.
Актёры часто поют, сопровождая песню танцами, пытаются рассказать о своей проблеме.
Финал комедии «Телефон доверия» завершается песенным риторическим вопросом:
Скажи, зачем же тогда мы любим?
Скажи, зачем мы дpуг дpуга любим,
Считая дни, сжигая сеpдца?
(песня «Ищу тебя», слова – Л. Дербенёва, А. Зацепина).
Ответ у каждого из нас будет свой. Зрители поблагодарили актёров длительными аплодисментами.
Моя соседка Елена смотрела спектакль дважды, сдержанно поделилась впечатлениями, которые не разделили общего восторга зала. Студентка Майя отметила исполнение песен актёрами, в которых они сопереживали и вложили свои эмоции. Понравилась искренняя игра актёров, которые создали чувство сопричастности и вовлечённости в спектакль.
Текст – Ольга Полухина
Фото – Наталья Анцупова