Главные вкладки
2016
Борьбе с ветряными мельницами уже 147 лет
Тринадцатого октября воронежская труппа сыграла Дон Кихота в Государственном театре оперы и балета. Представление традиционно было разбито на 3 акта, и, несмотря на довольно солидный хронометраж, прошло на одном дыхании. Конечно, вольная интерпретация Мариуса Петипа несколько расходится с сюжетом Сервантеса, но всё же оставляет после себя приятное послевкусие. Неподготовленного зрителя может немного повергнуть в шок то, что от первоначальной сюжетной линии франко-русский балетмейстер оставил лишь одну, оттеснив Дон Кихота с его другом, Санчо Панса, к системе второстепенных персонажей. При этом наделив основной психологической и эмоциональной нагрузкой любовную пару - Ктири и Базилия. Чья история, по большому счёту, будет развиваться на протяжении всего действа.
Стены театра оперы и балета на несколько часов вовлеки зрителей в атмосферу солнечной и мистической Испании. Всё содействовало этому: декорации, костюмы, исполнение хореографии и музыка. Единственная в России женщина-дирижер, Татьяна Шипулина, которая уже более 30ти лет очаровывает посетителей театра своим мастерством, очень филигранно и женственно-нежно исполняет музыку Людвига Минкуса. Оркестр – душа не только балета, но и театра в целом, и его сыгранность только усиливает наслаждение от искусства.
В вечер представления в театре оказалось очень много молодых людей. Кто-то пришёл сам, кто-то с друзьями, были и такие театралы, которые приходили целыми учебными группами.
- В театр пришли в четвёртый раз, спектакли выбираем из того, что советуют родители, они убеждённые театралы. На Дон Кихота пришли первый раз посмотреть, по первому акту трудно что-либо сказать. Однако могу вас заверить в том, что с книгой общего мало, и балет воспринимается как отдельное произведение, никак не отождествляясь с оригиналом, - делятся впечатлениями Максим и Вика.
Впервые в России эта постановка была отыграна в московском Большом театре 147 лет назад. Интересно заметить, что тремя годами позже в 1871 году была отдельная редакция балета для Петербурга. Однако, это не последнее изменение, которое претерпевает сюжет балета. В 1900 году в Москве Александр Горский представляет отечеству своё видение этой истории, сохраняя черты от постановки Петипа. Через два года спектакль Александра Алексеевича покажут в Мариинском театре, и она вызовет фурор среди публики. В тот день на подмостках были звёзды балетной императорской сцены: Матильда Кшесинская (Китри), Николай Легат (Базиль), Энрико Чеккетти (Санчо Панса). Пройдя испытание временем, именно эта интерпретация стала классикой жанра. Дойдя до наших дней «Дон Кихот» не раз «обогащался» новыми танцами и мелодиями, но музыка Минкуса, как и схема спектакля Петипа, осталась прежней.
Текст: Александр Булут
Фотограф: Александр Самородов