Главные вкладки

27 ноября
2017

Берлинская уроженка Черноземья на сцене Воронежского театра оперы и балета

Театр оперы и балета; Воронеж; Надежда Коровина-Колеман; Опера

Театральный сезон уже давно идёт вовсю, и воронежские театры продолжают радовать жителей своими постановками, в числе которых опера «Тоска», показ которой состоялся на сцене Воронежского Театра оперы и балета 25 ноября. 

Опера Джакомо Пуччини ставится воронежским театром вот уже тридцать лет (премьера состоялась 1987 года). В этом году, однако, в постановке была своя изюминка, что выделяет её среди показов предыдущих лет. На этот раз в работе приняла участие Надежда Коровина-Колеман – солистка Берлинской Немецкой Оперы и Берлинской Государственной Оперы. При том, что Надежда уже давно работает за рубежом, сама она является уроженкой Черноземья, родиной её является город Курск. 

Сама опера также претерпела некоторые изменения, которые касаются главным образом состава и сценических декораций. 
Партия Флории Тоски была исполнена Надеждой Коровиной-Волеман. Роли остальных героев оперы «Тоска» были исполнены артистами труппы: Назарий Немченко (Каварадосси), дипломант международного конкурса Роман Дюдин (Скарпиа), Фёдор Костюков (Анджелотти) 

Сюжет оперы относит зрителя в Италию, которая ведёт сражения с Наполеоном. Римская Республика потерпела поражение, поэтому главой страны теперь является руководитель тайной полиции барон Скарпиа. Художник Марио Каварадосси помогает укрыться своему старому другу Анджелотти, в прошлом консулу Римской Республики, совершившему побег из места заключения. Барон Скарпиа охотится за Анджелотти, поэтому следит за Каварадосси и его возлюбленной – певицей Флорией Тоской, в которую влюблён сам Скарпиа. Охотясь за Анджелотти, барон Скарпиа отдаёт приказ об аресте Каварадосси, ибо тот может знать, где находится его друг. Когда Скарпиа допрашивает Тоску, та сначала хранит молчание, однако, услышав, как мучается в камере пыток её возлюбленный, проявляет слабость и рассказывает всё, надеясь на освобождение Каварадосси. Барон предлагает Тоске сделку – свобода Каварадосси в обмен на её любовь. Она соглашается, однако в конце концов становится ясно, что это обман, сама Тоска об этом ещё не знает. Она убивает Скарпиа ножом, а затем спешит к своему возлюбленному, будучи уверенной в том, что дело завершится благополучно. Казнь Каварадосси уже назначена, однако Скарпиа пообещал, что убийство будет лишь видимостью, так как патроны будут холостыми. Однако когда дело доходит до самой казни, то Флориа обнаруживает, что Марио убит по-настоящему. Понимая, что была жестоко обманута, Флориа Тоска совершает самоубийство. 

Если говорить об общем впечатлении от просмотра, то в данном случае без преувеличения можно сказать, что Воронежский театр оперы и балета продемонстрировал колоссальную работу, выполненную на высоком уровне. В первую очередь нужно сказать, что опера исполнялась на итальянском языке, что уже создаёт дополнительную сложность для исполнения вокальных партий и исполнения непосредственно самих ролей. Сама подача оперы на языке оригинала создаёт двоякое впечатление. С одной стороны, это может усложнять понимание сюжетной линии. Но с другой стороны для поклонников Пуччини и просто для ценителей мелодики итальянского языка подобная подача доставит только удовольствие. 

Сценические декорации также выглядят впечатляюще, сразу давая понять, что действие разворачивается именно в Италии. Будучи стилизованными под итальянскую живопись, а также архитектуру в стиле готики с присущими её стрельчатыми элементами и витражами окон и романские постройки с зубчатыми стенами, декорации не смазывают впечатление от восприятия спектакля, ведь действия разворачиваются на рубеже XVIII-XIX веков. 

В целом представленная воронежским театром классика выглядит очень свежо и сильно, что также без преувеличения вызывает желание увидеть представление повторно.

 

Текст: Павел Сычев