Главные вкладки

27 мая
2019

Авторский спектакль «Альцгеймер-Оперетта»

воронеж
культура
театр кукол
фестиваль
рецензия

«Продолжайте учиться. Узнайте больше о компьютерах, ремеслах, садоводстве, о чем угодно. Никогда не оставляйте мозг в лености. Праздный мозг — мастерская дьявола. А имя дьявола — Альцгеймер».

Джордж Карлин, американский комик

Есть спектакли, где есть понятный сюжет, развивающийся по ходу постановки, и всё ясно и понятно. По выходу из зрительного зала человек может ясно сказать, понравился ему спектакль или нет.

Есть спектакли, которые идут где-то с середины истории. Зрителя сразу включают в повествование, и непонятно сразу после постановки: понравилось или нет, но на протяжении нескольких часов сюжет прокручивается в голове и не отпускают мысли о происходившем на сцене.

Как на сцене показать ход тяжелой болезни? Причем не физической болезни, а душевной, как человек постепенно теряет способность воспринимать реальность вокруг, что ведет к смерти.

Именно об этом был авторский спектакль Марции Гамбарделлы «Альцгеймер-Оперетта», показанный 25 мая 2019 в Воронежском театре кукол в рамках I Международного фестиваля театров кукол «Формат Вольховского».

Одинокая старая женщина в квартире, где её окружение — это старый плащ, висящий на вешалке, кресло и стоящий на столе радиоприемник, из которого доносится зачитывание диктором последних новостей. И это всё, что осталось у человека. Бесконечный поток слов, которые уже потеряли для этой женщины значимость, да старый плащ на вешалке — вот и все её собеседники в тихие вечерние часы. Иногда раздаются телефонные звонки, но и они не несут какого-то значения. Минута за минутой человек всё больше и больше теряет связь с миром вокруг. Берет старый фотоальбом и листает страницы, в памяти возникают образы прошлого, которые радуют и огорчают тем, что были в прошлом и никогда не вернутся — это фото путешествий, свадьбы, дней рождений. Всё уже в прошлом. В настоящем — одиночество. Перелистываются последние страницы альбома, и вдруг наступает пустота, уже невозможно вспомнить события, запечатленные там.  Паника, переходящая в апатию. Что может ещё помочь — музыка. Музыка прошлых лет, переносящая во времена молодости и танцев, но только танцевать уже тяжело, да и не с кем. Разве что вообразить в качестве кавалера пальто на вешалке? Нет, не то. Нет ни возврата забытых впечатлений, ни радости от песни. Ничего. Пустота. Есть только кресло и стоящий рядом на столе радиоприемник. Мира вокруг больше нет.

Спектакль, где всё на итальянском и при этом на универсальном языке театра, зритель видит не семейное фото на фоне Колизея, а своего забытого родственника в маленьком российском городке, который, возможно, вот так же сидит в кресле и теряет способность воспринимать мир вокруг.

Каждый вышел из зрительного зала со своими мыслями и представлениями о спектакле, но одно было показано ярко и убедительно — одиночество убивает.

Текст — Владислав Ходаковский