Главные вкладки

12 июня
2019

«aSH / Пепел». Самый экзотический спектакль Платоновского фестиваля

Платоновский фестиваль
театр
танец
актуальное искусство

«aSH / Пепел» – пожалуй, самый необычный и символический спектакль Платоновского фестиваля.

Французский режиссер, основатель «Компании CIE 111» Орельен Бори впервые в России представил третий, финальный спектакль из серии своих хореографических «портретов» известных танцовщиц. Его предыдущая работа «Сплетение», поставленная для японской балерины Каори Ито, с большим успехом была показана на Платоновском фестивале в 2016 году. Сам постановщик оказался в нашем городе впервые, он отметил отзывчивость и внимательность воронежской публики.

Шантала Шивалингаппа – одна из самых известных в мире исполнительниц традиционного индийского танца Кучипуди. Орельен и Шантала знакомы уже 10 лет назад, и практически все это время они работали, чтобы создать этот спектакль. В первую очередь «Пепел» – это спектакль-знакомство с танцовщицей, спектакль-представление. Так люди знакомятся с ней, видят ее такой, какая она есть на самом деле. По словам режиссера, идея этого спектакля очень занимала его, хотя изначально казалось, что это практически невозможно будет реализовать. В своей работе он вдохновлялся творчеством многих великих хореографов, в особенности Мориса Бежара и Пины Бауш.

Спектакль длится всего час, без перерыва. Ни на секунду не отводя глаз от сцены, мы завороженно наблюдаем невероятное, практически сакральное танцевальное соло индийской танцовщицы. Главная идея спектакля – это постоянное движение, перемещение, подвижность даже самого пространства. Бог танца Шива выступает центральной фигурой, вокруг которой Шантала выстраивает свой танец. Он создает всё движение, и за счет этого в принципе создает мир, управляет им. По признанию постановщика, танец отсылает нас к моменту созданию, в спектакле показан диалог с природными силами, окружающими нас. Танцуя на этом пепле, Шива одновременно и создает, и разрушает. Мы видим диалог между жизнью и смертью, существованием и исчезновением.

В процессе исполнения традиционного танца Кучипуди, история которого насчитывает более 1000 лет, Шантала, используя пепел, рассыпанный ею по огромному полотну, создает за счет своих движений необыкновенный рисунок. Круги, точки и спирали – космические фигуры, своеобразное обращение ко вселенной. Также это и обращение к индийским женщинам, которые рисуют похожие рисунки рисом и мукой. Надо сказать, что зрители, сидящие на разных местах, видят и проживают спектакль по-разному. Наблюдая представление с балкона, вы можете стать свидетелем того, как это рисунок на полотне создается непосредственно в действии, фигура за фигурой. Перед людьми в партере картина откроется лишь целиком, когда полотно будет поднято.

Изначально спектакль готовился без музыканта, что очень огорчало Шанталу. Лишь за 3 месяца до премьеры к проекту присоединился перкуссионист Лоик Шильд. Музыкант получил профессиональное образование и во Франции, и в Индии, всю свою музыку он создает сам. В спектакле используются в основном древние инструменты, например, традиционные для театра Катакали ударные из индийского штата Керала, вьетнамский гонг. Кстати, Лоик рассказал, что его бабушка была русской, и для него очень волнительно впервые приехать в страну, где отец музыканта провел свои первые детские годы.

Орельен Бори отмечает, что в этом беспрерывном цикле рождения, смерти и снова рождения он также хотел отразить и сам театр, провести аналогию с этим видом искусства. Так возникла идея использовать в качестве декорации этот огромный лист бумаги, который изначально придумали в древней Греции, чтобы создать фон и спрятать за него какие-то элементы. Постановщику важно было показать, что театр также может разрушаться, но потом создаваться заново. «Декорации создаются заново для каждого выступления, каждый спектакль – это что-то новое, потому что те элементы, которые мы задействуем в спектакле, ведут себя по-разному, и мы не можем предугадать, что будет», – рассказали артисты.  

Текст – Елена Цапович, фото – Елена Цапович, Мария Шлыкова