Главные вкладки
2017
В Воронежской области проводятся работы по подъему советского самолета «Пе-2»
С 3 апреля 2017 г. экспедиционной группой ВРОО «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон» проводятся работы по подъему советского самолета «Пе-2»
Место падения пикирующего бомбардировщика «Пе-2», получившего прозвище «Пешка», находится примерно в 40-ка км от Воронежа на территории турбазы «Лесная сказка», в акватории реки Усмань. Работа ведется в тяжелых условиях – под трехметровым слоем воды располагается двухметровый слой ила. К настоящему времени извлечено значительное количество фрагментов самолета, в том числе узлы и детали одного из двигателей, номер которого – Р 125-129 (мотор М-105 конструкции Климова). Также извлечены втулка от винта обнаруженного двигателя с одной обломанной лопастью, стойка шасси с колесом, сильно деформированные приборы, фрагменты масло- и водорадиаторов, 2 кислородных баллона с маркировкой «1942 г.», обрывки пристяжных ремней, детали карбюратора, множество фрагментов плоскостей фюзеляжа и хвостового оперения и объектив фотоаппарата. На некоторых фрагментах обшивки имеются боевые повреждения. По словам начальника авиационного отдела ВРОО ИППО «Дон» Валерия Чернышова, участвовавшего в подъеме не одного десятка летательных аппаратов, он никогда не видел, чтобы самолет после авиакатастрофы был настолько раздетализирован. Огромное количество мельчайших фрагментов говорит о том, что самолет упал с большой высоты. А наличие на борту фотоаппаратуры позволяет предположить, что «Пе-2» выполнял функцию самолета-разведчика.
По архивным данным, двигатели под номерами Р 125-129 и 125-169 были установлены на самолет «Пе-2», который 2 августа 1941 г. ушел с завода-изготовителя в 50-й бомбардировочный авиаполк (сокращенно БАП) под номером 2/27. Впоследствии, 11 сентября 1941 г., 50-й БАП был повторно направлен в тыл для переформирования, которое затянулось до лета 1942 г. Только 12 июня 1942 г. экипаж 50-го БАП, вошедшего в состав 223-й авиадивизии 2-й Воздушной Армии, вновь приступил к нанесению ударов по врагу на Воронежском фронте. Однако, судя по «Ведомости количественного и качественного состояния самолетов в 50 Краснознаменном ближнебомбардировочном авиаполку» по состоянию на 1 ноября 1942 г., «Пе-2» № 2/27 и моторов с указанными выше номерами уже не значится. Таким образом, потеря самолета произошла в период с июня по октябрь 1942 г.
Из публикаций одной из Воронежских газет за 1995 г. следует, что гибель бомбардировщика наблюдал местный житель, тогда мальчишка, который шел на рыбалку. По его словам, это трагическое происшествие случилось в июле1942 г. Экипаж (на борту «Пе-2» могло находится до трех человек: командир, штурман и стрелок-радист) якобы погиб вместе с самолетом. Пока эта информация не подтвердилась: останки до сих пор не найдены. Однако работа продолжается.