Главные вкладки
2022
Тема концлагерей на территории Воронежской области не изучена
На базе «Арсенала», который является отделом «Великая Отечественная война» Воронежского областного краеведческого музея, проходят открытые лекции проекта «Преступления, о которых нельзя забыть». Заключительную лекцию на тему «Шталаги и другие нацистские лагеря на оккупированной территории Воронежской области» прочитал Виктор Викторович Бахтин, кандидат исторических наук, 4 декабря. Мероприятие реализовано ВРОПО «Бессмертный подвиг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Мероприятие приурочено к 80-летию освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.
Многочисленная аудитория от школьников, студентов, преподавателей, работающей молодёжи и людей старшего возраста узнала и открыла для себя неизвестные страницы существования концентрационных лагерей на территории Воронежской области. Воспоминания узников: «Это был ужас!», «Смерть моя прошла мимо» (не приказали выходить из строя на расстрел), кадры немецкой и советской кинохроники периода оккупации края 1942 года, фотография концлагеря Козлов лог, условия содержания лагерей, история создания концлагерей – всё это поражает сознание современников чудовищными планами нацистов по уничтожению советских людей.
Кандидат исторических наук Виктор Викторович Бахтин сообщил, что оккупанты впервые ступили на воронежскую землю 1 июля 1942 года в районе хутора Широкий Нижнедевицкого района. Истребительная политика оккупантов началась с первых дней и продолжалась до полного освобождения 31 января 1943 года. В числе первых был организован лагерь для советских военнопленных на станции Латная Семилукского района. Вначале он размещался в производственных помещениях базы, а затем был переведён в два двухэтажных дома завода № 8. Число военнопленных составляло около пятисот человек. На этой же станции были и другие места принудительного заключения. Крупнейшим в Черноземье концентрационным лагерем считался «Дулаг-191», который располагался в Острогожском и Евдаковском районах. Факт концлагеря в Евдаково открылся благодаря опубликованию документов Министерства обороны и ФСБ на сайте «Память народа».
На частично оккупированной территории Воронежской области размещались три оккупационные зоны: немецкая, венгерская и итальянская. Были организованы 55 концлагерей. Их наибольшее количество было в Кантемировском районе – 15, Острогожском – 11, Семилукском – 9. Места принудительного помещения военнопленных и местного населения слушатели рассматривают на карте области военного времени: Богучарский, Нижнедевицкий, г. Воронеж, Подгоренский, Рамонский, Россошанский, Хохольский. В областном центре было создано два лагеря, которые находились в районе Чижовки и Новостроящегося кладбище в районе цирка.
История немецких концлагерей для военнопленных начинается в 1939 году, со времени нападении на Польшу, первые военнопленные – польские офицеры прибыли на территорию военного полигона вермахта. Мы узнали о типах концлагерей: офлаг – офицерский лагерь, марлаг, марлаг-О, милаг, шталаг-люф – для офицеров и служащих военно-воздушных сил, штрафлаг, хайлаг – для больных военнопленных. Учёный С.В. Аристов в своих трудах описывает 17 типов нацистских концлагерей, целью которых было уничтожение людей.
Оказывается, что существовали общие требования, которые должны были соответствовать все лагеря для военнопленных. Их было 5: лагерь окружён колючей проволокой; на окнах крепкие железные решётки; дорога до уборной огорожена колючей проволокой; полы, стены, потолки в помещениях сделаны из крепкого материала; на дверях установлены поперечные брусы и снабжены висячими замками.
Верховное главнокомандование вооруженными силами Германии (ОКВ) предусматривало, что для обслуживания шталагов на 10 тысяч военнопленных необходим персонал в количестве 131 человека. Возглавлял работу лагеря комендант, офицеры отвечали за охрану, финансы, снабжение лагеря, продовольствие, медицинское обслуживание, работу военнопленных. В каждом лагере находился офицер, занимающийся сбором разведданных и контрразведкой.
Эксперт рассказал о чудовищных условиях содержания мирного населения и военнопленных: не давали в течение первой недели еды и воды, чтобы сломить волю людей; в рационе питания из гнилого мяса убитых лошадей, норме непропечённого хлеба, супа из воды и болезнях, косивших десятки и сотни людей.
«Историческая память наших земляков хранит тяжёлые воспоминания военного времени, их нужно записать, пока ещё живы свидетели чудовищных экспериментов над живыми людьми. Работаю над книгой о концлагерях нашей территории. Эта тема ещё не изучена в полном объёме. У нас нет списка узников концлагерей нашей области. Надеемся на открытие архивов федеральных служб по окончании истечения срока давности», – поделился своими планами Виктор Викторович Бахтин, кандидат исторических наук, доцент.
Лектор ответил на многочисленные вопросы слушателей, рассказал о проект «Без срока давности», информацию можно найти на сайте безсрокадавности.рф.
Текст и фото – Ольга Полухина