Главные вкладки
2019
История рельсов, вагонов и паровозов
Что знает о вагонах и поездах обычный пассажир? Что есть поезда дальнего следования, электрички и двухэтажные поезда, которые начали курсировать в Москву из Воронежа с 1 августа 2015 года. А что ещё?
2 августа 2019 года на вокзале Воронеж-1 открылась выставка железнодорожной техники, и среди различных экспонатов мы можем увидеть такие необычные вагоны, как весоповерочные. Да, есть и такие, служащие для проверки вагонных весов. Все грузы при перевозке взвешиваются специальными железнодорожными весами, и для проверки их корректной работы и существуют весоповерочные вагоны, состоящие из тележки, специального крана и гирь, каждая из которых весит 2 тонны. Вот такой вагон подъезжает к весам, выгружает тележку и выкладывает на неё гири. Таким образом идёт проверка стационарных весов, чем обеспечивается, в конечном счете, правильность расчета стоимости перевозки, предотвращается перегрузка вагона и, тем самым, обеспечивается безопасность железнодорожного сообщения.
На выставке представлены также и автомотрисы, приводящиеся в движение дизельным двигателем внутреннего сгорания. В экспозицию входит несколько подобных экспонатов, имеющих богатую судьбу, например, автомотриса АС-1А №689 была построена в 1978 году и служила в Мичуринске для перевозки рабочих на строительные и ремонтные работы. Выпускались этого типа автомотрисы с 1964 по 1980 год на Великолукском машиностроительном заводе. Доработанная версия получила индекс АС1А.2 и название «Уралочка». На выставке представлен образец с номером 1752, находившийся ранее на Таловском пути ЮВЖД, также служивший для ремонтных и инспекционных выездов на линию.
Завод «Шкода», как оказалось, это не только автомобили, но и электровозы, такие как ЧС4-224, построенный в 1973 году и служивший до своего попадания в музей на станции Россошь.
Открывает экспозицию легендарный паровоз Л с номером 5293, построенный в 1955 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции и до 1964 года прослуживший на Томской железной дороге. Позже он был передан в депо поселка Черепеть Тульской области, а затем было еще множество перемещений со станции на станцию. В 2010 году уже из Смоленска данный паровоз оказался в Кочетовке, откуда прибыл как музейный экспонат на станцию Воронеж-1.
Там, где есть паровоз, должны быть и рельсы, поэтому на выставке они представлены экспонатами, произведенными как в 1877 английской фирмой BARROW STEEL, так и американской фирмой Bethlehem Steel Corporation в 1943 году, а также выставлены образцы многих других иностранных и отечественных производителей разных лет.
Выставка железнодорожной техники — это возможность узнать столько всего нового об истории вагонов и паровозов, что кажется, попадаешь в машину времени, где можно переходить от одной эпохе к другой, при этом узнавая что-то новое о, казалось бы, таком привычном явлении, как железнодорожный транспорт.
Текст и фото — Владислав Ходаковский