Главные вкладки

16 апреля
2019

Фамилии Воронежского края: встреча «Вольного общества любителей краеведения»

фамилия
история
краеведение
родословная
сапелкин
амиталь
воронеж
память
генеалогия

В конце марта в Книжном магазине «Амиталь» состоялась встреча «Вольного общества любителей краеведения», ведущим которой был Николай Сапелкин.

Темой беседы было происхождение фамилий, преимущественно жителей Воронежа и Воронежской области. Сами по себе фамилии далеко не всегда дают очевидной и ясной картины относительно значения слова, от которого эта фамилия происходит. Существует мнение, что русские фамилии имеют относительно позднее происхождение, однако большинство Россиян имели фамилии, начиная уже с XV-XVI вв.

В своё время фамилии изначально и не требовались в условиях сельской местности, так как при сравнительной малочисленности хватало собственного имени, а также имён отца и деда. Поэтому проблем с идентификацией не возникало, да и все друг друга хорошо знали.

Главным образом переход к более чёткой идентификации был вызван такими факторами как служба и формирование системы налогообложения. В первом случае служивый человек должен был объяснить, когда и при каких обстоятельствах сложились его привилегии, если таковые имелись. Во втором случае  - налогообложение – было необходимо вести учётность, что также требовало более конкретных способов идентификации. Более  того, со временем увеличивалась социальная мобильность, ведь люди перемещались не только внутри села, но и за его пределы – в другие сёла и далее, что также привело к потребности в том, чтобы проследить за перемещением конкретного человека.

Фамилии также имели закреплённые за монастырскими землями крестьяне. Когда произошла секуляризация церковного имущества, то оказалось, что много крестьян не имели фамилий, которые были даны им впоследствии (например, Попов).

Часто фамилии могли происходить от уличного прозвища, которое, что интересно, чаще могло долго не становиться фамилией, но при этом передавалось из поколения в поколение. Оно могло и меняться в случае появления в роду человека с более ярко выраженными характеристиками. Примечательно, что только в XX веке уличное прозвище стало расцениваться как что-то обидное, так как давали его чаще соседи, и были эти прозвища достаточно хлёсткими. Главным образом прозвища были распространены в казачьей среде в мужских коллективах. Нередко прозвища и образованные от них фамилии могли быть совершенно неблагозвучными, поэтому фамилии могли быть даны с целью облагородить их звучание.

Среди служивых людей в XVII веке при формировании фамилий наметилось разделение на две группы фамилий, которые оканчивались на –ов; -ев; и на –ин. Касаемо происхождения и подобного деления существует предположение о родовом разграничении существительных, когда существительное мужского рода образует фамилию на –ов и –ев, а женского – на –ин. Впрочем, подобное предположение остаётся спорным, так как существуют фамилии с разными окончаниями, но одним корнем, как, например, Панины и Пановы. У большинства служивых людей XVII века фамилии оканчивались на –ин, чем они очень гордились, так как это было признаком благородного происхождения, чем они гордились. Со временем служивые люди стали делиться на «детей боярских по отечеству» и «детей боярских по прибору», что было вызвано нехваткой людей, поэтому было много наборов из числа простых людей.

На территории Воронежской области проживала весьма крупная по численности общность так называемых иудействующих, которые изначально были вытеснены на периферию, а затем и вовсе подвержены преследованию за свою приверженность данному религиозному учению. Среди представителей этой общности сформировались такие фамилии, как Шишлянниковы, Бочарниковы, Жабины, Карповы, Борисовы, Матвеевы и другие. 

В целом формирование современных фамилий было обусловлено разного рода социальными отношениями и часто могли являться свидетельством тех или иных исторических процессов.

Текст - Павел Сычев