Главные вкладки

1 июня
2019

Аланы на Подонье. Мифы и археология

история
лекторий
школа исторической грамотности
аланы
подонье

29 мая 2019 года в книжном магазине «Амиталь на Пушкинской» в рамках реализации проекта «Школа исторической грамотности» состоялась встреча с руководителем клуба исторической реконструкции и ремесел «Саркел» Бабкиной Еленой Викторовной. Тема семинара посвящена аланам на Подонье. Организатором лекции выступила Воронежская региональная культурно-просветительская организация «Наша история».

На лекции мы подробно рассмотрели мифы и археологию данного времени. Существуют множество различных мнений, кто такие аланы, откуда пришли и кто их потомки. Про эти племена ходит огромное количество мифов.

  • Кто такие аланы? Многие предполагают, что аланами были карачаевцы, балкарцы, осетины и ингуши. В последнее время, после изучения темы в 90-х годах, считаются основными предками алан осетины. На самом деле более близкими по комплекту одежды и археологически является адыгская группа народности. Алан Кавказа представляли мужчины, одетые в кафтан, на ногах чулки и кожаные сапоги, а на голове шапка.
  • Аланы – это ираноязычные племена, попавшие на территорию Подонья в разное время. Археологически подтвержденный достоверный источник говорит о том, что аланы в третьей волне переселения пришли в 9 веке непосредственно на нашу территорию и являются переселенцами из Предкавказья.
  • Первое упоминание – начало I века нашей эры. Это отдельная нация ираноязычных кочевников. На изображениях их представляли как людей с белыми волосами и голубыми глазами. Письменных источников, как аланы пришли на территорию Подонья, нет.
  • Полуземлянка – типичное жилище для одной семьи. В подтверждение правды можно рассмотреть археологические раскопки: это детали сундуков, костровые принадлежности, жернова, складные серпы, пряслица.
  • Что касается деформации черепа, то с IV по VI век она ярко выражена. Создано это искусственным способом при помощи привязывания бандажа на голову ребёнка. У алан также была трепанация черепа, которая проводилась при жизни несколько раз и не выражала медицинской функции.
  • Чистую родовую ветвь можно было узнать в процессе исследования гаплогрупп, для которых необходима челюсть.
  • Многие говорят, что все крепости – это подражание византийским крепостям. Алан в эти крепости переселяли, но аланскими они не считаются. Крепости не несли оборонительную функцию и не имели высокую стену.
  • Способ захоронения алан – катакомбы. Как правило, мужчина лежит с вытянутыми ногами и руками, а женщина на левом боку. Подсыпка в захоронениях всегда означала принадлежность к роду: ее отсутствие говорило о присутствии в катакомбах наложницы.
  • На территории Подонья кольчуг найдено не было. Это говорит о том, что аланы относятся больше к пешим воинам. Археологические артефакты в местах захоронения играют большую роль, так как найдены достаточное количество сабель, мечей, топоров и луков.
  • Разница алан Подонья и алан Кавказа – в костюмах. Жители нашей территории ходили в штанах, короткой обуви и носили круглую шапку. Молодые женщины ходили с большим количеством украшений, о чем свидетельствуют археологические раскопки.
  • Аланское наследие является предметом споров и многочисленных публикаций. Полностью данная тема не раскрыта, так как нет письменных подтверждений и мало достоверных источников.

Текст и фото – Наталья Ларина