Театр в средневековье

Классическая книга Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» начинается с описания мистерии, в которой участвует поэт Пьер Гренгуар, один из будущих главных лиц драмы.Из этой книги читатель обычно начинает узнавать историю театра, и именно в «Соборе парижской Богоматери» Гюго очень хорошо описано то действо, которое историки зовут средневековой мистерией.  

Гренгуар – автор и постановщик мистерии. Он заметно волнуется, поскольку действие – это творение его рук и разума. Само представление мистерии, что заложило основу исторического и современного  театра, являлось важным событием для средневековых горожан. Несмотря на то, что по описанию Виктора Гюго, зрители постоянно обсуждали политику, они смотрели на актёров заворожено, громогласно решая, кто из них им нравится больше. Актёры выступали в масках. Как правило, перед мистерией выступал священник и читал Пролог. 

Часто в прологе обещали молитвы за тех зрителей, кто не мешает актёрам выступать. Среди действующих лиц мистерии были и греческие боги, и  классические персонажи Библии. Насколько я помню, большим успехом у зрителей пользовался Люцифер. 

Ещё одним популярным видом театральных представлений была литургия. Также это считалось церковной драмой.  Со временем популярной стала тема воскрешения Христа, который зачастую говорил на местном языке, и был близок и понятен зрителям.  Одной из популярных пьес тогда было «Действо об Адаме», в котором дьявол имел больше человеческих черт, чем мистических. Во Франции было больше любителей классического амфитеатра, чем нидерландских пэджентов – перевозных повозок, на которых выступали актёры. На сцене часто можно было видеть ангелов, святых и Люцифера. Для музыкального оформления пьесы в средние века часто использовали орган. 

Очень популярны в средние века были и так называемые «спецэффекты» - когда убийство показывалось специально сопровождающиеся лужами крови, когда специально нагнетался страх в воссоздании ада, или, напротив, ангелы были милы и помогали положительным героям. Также показывалось, как вода превращается в вино – всё это было тематикой библейских сюжетов, и, естественно во времена, когда не было компьютерной графики, библейскую мистерию преподносили подобным образом. 

Обычная жизнь зачастую преподносилась карикатурно, и, наверное, из этого потом выросли как буффонады, так и оперы-буф. Склонные к комедии, средневековые авторы старались изобразить жизнь не столько с присущим ей трагизмом, сколько с оптимистичным взглядом на мир. Тогда и Люцифер казался каким-то смешным и забавным, а вовсе не страшным и ужасающим. Светских представлений тогда быть не могло, потому что сюжеты тщательно подбирала церковь, но склонные к юмору авторы зачастую не могли устоять перед карикатурным изображением действительности и какой-то доли самоиронии. Одним из первых  трубадуров, который превознёс светский театр был трубадур Адам де Ла-Аль (1238-1287 гг.).  В интернете можно прочитать о его пьесе «Игра в беседке», которая уже носила черты буфа, но имела также и фольклорную линию, что весьма характерно для средневековья. 

Пьеса «Игра о Робене и Марион» напоминает лирическую драму. Сценической любви пастуха (Робена) и пастушки (Марион) мешает рыцарь Обер, похитивший девушку.  Но в конце пьесы похититель всё-таки отпускает Марион, не причиняя ей вреда. Одним из способов определения действительности стал миракль. Миракль в переводе означает «чудо». Известен «Миракль о Роберте Дьяволе» 1380 года, рисующий картину знаменитой столетней войны 1137-1453 гг. Роберт Дьявол – конфликт многих отношений, в том числе и семейных. У Роберта, главного героя пьесы, бурный нрав, который не нравится даже его отцу, герцогу Нормандскому. Роберту грозит всеобщее порицание, его мать страдает от его бесчинств. Но Дева Мария сжалилась над ним, и приказала притвориться сумасшедшим. Поскольку Роберт смирился со своей ситуацией, господь дал ему возможность отличиться в сражениях. В итоге Роберт женился на принцессе и получил от Бога прощение. 

Средневековый театр изображал жизнь максимально реалистично – то есть, адов костёр должен быть настоящим, вино, хлеб настоящим, и так далее. 

Участвовать в мистериях считалось правильным и благородным. К слову сказать, в средних веках было много желающих изображать Христа и священников, а отрицательные роли играть не хотели. Репетиции мистерий продолжались несколько месяцев. Актёров наказывали штрафами за неявку на репетицию или на спектакль. Мистерии и миракли исчезли с началом развития драматического театра и первых постановок опер, вначале опер-сериа, а с XVIII века и опер-буфф,   то есть с развитием светской культуры.  

Все театральные жанры средневековья – миракли, мистерии, фарсы, моралите – подготовили условия для начала становления театра эпохи Возрождения и театра классического образца. 

Но это не отменяло никогда культуру религиозную, и сейчас светская культура успешно сочетается с духовной религиозной культурой, только миракли и мистерии теперь заменили тематическими концертами – на Рождество, на Пасху и другие религиозные праздники. Духовное сознание никак не идёт в противоречие со светским, а только дополняет и обогащает  его. 

Текст:  Ольга Сысуева