В Общественной Палате Воронежской области состоялся образовательный семинар об успешной реализации социокультурных проектов

28 февраля 2024 года в здании Общественной Палаты Воронежской области состоялся образовательный семинар «Что необходимо для успешной реализации социокультурного проекта Воронежской области: знания, компетенции, навыки, инструменты». Мероприятие организовано по инициативе Артёма Александровича Коблякова, Президента ВРКПОО «Наша История», Председателя ВРО ВОД «Волонтёры Культуры», Члена Общественной Палаты Воронежской области (далее – ОП ВО) в рамках плана работы Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия ОП ВО под председательством Деркачевой Светланы Анатольевны, Директора Воронежского областного литературного музея им. И.С.Никитина, Председателя комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия ОП ВО.

Светлана Анатольевна отметила, что в настоящее время появился новый тип «культурного потребителя» - человека, которому важна не только зрелищность и развлекательность социокультурного мероприятия, но и его качественное художественное наполнение. Директор Воронежского областного литературного музея им. И.С.Никитина рассказала про фестиваль музейных образовательных программ «Маршак зазывает в гости», существующий на протяжении четырёх лет. Каждая программа, которая презентуется на фестивале, не носит исключительно развлекательный характер. Это «научение с развлечением». Вторым проектом, о котором поведала участникам семинара Светлана Анатольевна, стал социокультурный проект «Меняй мир вместе», в рамках которого организуются беседы и мастер-классы с детьми. Мероприятия проекта собрали позитивный отклик от родителей детей, принявших в нём участие.

Артём Александрович обратил внимание на то, что культурное пространство нуждается «в единстве». Был упомянут «Акселератор добровольческих культурных проектов», реализованный в 2023 году как многоступенчатая система поддержки авторов социокультурных проектов с акцентом на сельские территории Воронежской области. Основным принципом ВРКПОО «Наша История» является командная работа, направленная на улучшение культурного пространства региона. Организация предлагает участие в региональных и федеральных мероприятиях, проводит постоянное личное обучение членов команды с помощью сервиса Добро.Университет. Статистика за 2012 – 2024гг. впечатляющая: реализовано 27 проектов регионального, федерального и международного уровней, 300 тыс. человек приняли участие в мероприятиях «Нашей Истории». Деятельность Организации протекает в различных направлениях, среди которых имеются: просветительский проект «Школа исторической грамотности», сетевое издание «Историко-культурный портал «Наша история», городские и выездные экскурсии и т.д. Социокультурные проекты «Нашей Истории» актуальны всегда, потому что в них преследуется принцип «быть в контексте, быть в повестке, быть в тренде». Артём Александрович также рассказал про прошедшие проекты Организации, объяснил суть финансовой модели, на которой базируется «Наша История», а также поделился гордостью Организации, состоящей в том, что был создан один из старейших волонтёрских центров в сфере культуры в России, который вошёл в 10-ку лучших в 2021 году, а также после реализации проекта «История Воронежа в лицах» губернатором Воронежской области А.В. Гордеевым была учреждена Премия им. В.Столля, которой награждают социально ответственных бизнесменов.

Шершень Инга Владимировна, Директор Государственного археологического музея – заповедника «Костёнки» поделилась знаниями об эффективности реализации иммерсивного проекта. Иммерсивный проект является эффективным методом взаимодействия с музейной аудиторией. По словам Инги Владимировны, в экономике впечатлений «впечатление» рассматривается как самостоятельное экономическое предложение, которое является источником ценности для потребителей, выраженном в виде воспоминаний. Иммерсивный проект, «погружающий» участников в атмосферу и действие, обладает максимальным потенциалом ярких, устойчивых эмоций, образов и впечатлений. Инга Владимировна привела алгоритм реализации иммерсивного проекта, основанный на личном опыте. Он включает следующие шаги: 1) определение собственной миссии; 2) постановка целей (в качественном и количественном отношении); 3) анализ потенциальной аудитории; 4) выбор соответствующего инструментария и средств исполнения проекта; 5) «прогрев» аудитории; 6) гибкое сценарное планирование; 7) продуманный шаблон визуального ряда для участников, пожелавших остаться пассивными зрителями; 8) запрос обратной связи для анализа мероприятий с позиции участников и выяснение степени результативности проектов. Нюансами иммерсивного проекта являются: 1) обеспечение физической безопасности участников; 2) постоянная готовность к импровизации; 3) тщательность при взаимодействии с творческими подрядчиками (при наличии); 4) преодоление «барьеров сопротивления» отдельных членов команды. 

Севергина Ангелина Евгеньевна, Заместитель Председателя Воронежского областного отделения ОО БФ «Российский детский фонд», член Общественной Палаты ВО рассказала про культурные мероприятия в контексте социально-значимых проектов Воронежского областного отделения «Российского детского фонда». Одна из программ носит название «Право голоса: помощь пережившим домашнее насилие» и нацелена на помощь женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Программа существует больше трёх лет. По словам, Ангелины Евгеньевны, «есть две основные проблемы, которые мы помогаем решить с помощью культурных мероприятий»: 1) проблема попадания в социальную изоляцию; 2) стигматизация. Вторая обширная программа называется «Точка опоры: помощь эвакуированным жителям Донбасса» и нацелена на культурную и образовательную интеграцию беженцев. Третьим большим проектом является программа «Большое сердце: помощь семьям с детьми с врождённым пороком сердца». Он направлен на преодоление синдрома «госпитализма» и социализацию детей.

Киреченкова Наталия Сергеевна, Председатель Комиссии по образованию и науке ОП ВО, Директор АНО «Молодёжный институт социальных программ», АНО «Частная школа «Вектор» поделилась с участниками семинара знаниями на тему того, что может стать барьером при эффективной реализации социокультурного проекта. Первым барьер – отсутствие у руководителя социокультурного проекта ответа на вопрос, зачем ему самому необходим данный проект. Вторым барьером является отсутствие понимания и представления о целевой аудитории проекта. Третий барьер – масштабность проекта. У команды есть риск страдать «гигантизмом», и наоборот, не соизмерив масштабы проекта и имеющиеся возможности. Четвёртый барьер – стремление всё делать одному, набрав команду непрофессионалов. Пятый барьер встречается на этапе создания идеи проекта – важно не изобретать то, что уже давно изобретено. Шестой барьер – правовые марки, которые необходимо изучать ещё до создания идеи проекта.  Седьмой барьер – «Грантовая игла». Не стоит забывать про наличие партнёрских связей.

Киктева Елена Ивановна, Президент группы Ассоциированных школ «Интерлингва», основатель Музея игрушек «Хелен и Тэдди», региональный координатор САШ ЮНЕСКО в РФ по региону «Центр» поделилась опытом реализации программы «От прошлого к настоящему». Идея программы заключается в повышении интереса молодёжи к истории родного края, развитие данного интереса, стремление понять результаты тех или иных исторических процессов на разных этапах развития нашего региона. Целевая аудитория проекта детская и молодёжная. Задача проекта – развить у молодёжи навыки самостоятельной добычи знаний, комплексное использование исследовательских знаний и их воплощение в самостоятельную проектную работу. Одним из недавно реализованных проектов Организации является проект «Петровская эпоха на Воронежской земле», в котором заложена идея создания и развития культурно-образовательного сообщества в музейном пространстве. Проект вышел на всероссийский уровень. Кроме того, были созданы экспозиции, связанные с историей, с петровской эпохой в лицах и куклах. На базе данного проекта родился новый проект, полностью инициированный детьми - «Тайны земли воронежской». Помимо этого, намечена реализация проекта «Школа юного экскурсовода», наставниками которого будут члены молодёжного сообщества музея. 

Иванов Владимир Анатольевич, Член Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области, руководитель любительского объединения «Воронежский Дом дружбы», Председатель Регионального отделения ОГО «Ассамблея народов России» Воронежской области, член Общественной наблюдательной комиссии Воронежской области рассказал про компетенции, компетентность и ответственность при подготовке и реализации социальных проектов. Как отметил Владимир Анатольевич, к сожалению, случается так, что за красиво составленной преамбулой кроется абсолютное непонимание членами команды сути и глубины темы проекта. Когда речь идет о социокультурных проектах, важно, чтобы участники команды по его реализации были компетентны в областях знаний выбранной темы. Это включает в себя понимание социальных проблем, методов анализа и планирования проектов, а также умения в области коммуникации, управления ресурсами, мониторинга и оценки эффективности. Компетентность включает в себя способность применять знания и навыки в конкретных ситуациях, связанных с социальными проектами. Это означает умение адаптировать методы решения проблем к текущей социальной среде, эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами, создавать партнерства и мобилизовать ресурсы. При подготовке и реализации социальных проектов ответственность играет ключевую роль. Это включает в себя ответственность перед целевой аудиторией, лояльность и этичность в отношениях с партнерами и заинтересованными сторонами, а также прозрачность в управлении ресурсами и отчетности. Таким образом, успешная подготовка и реализация социальных проектов требует не только обширных компетенций, знаний и навыков, но также компетентности в их эффективном и ответственном применении в разнообразных социальных ситуациях.

Гладышева Мария Александровна - руководитель Регионального центра «Воронеж. Волонтеры культуры», тренер неформального образования Воронежского регионального тренингового центра, тренер Академии переговоров и эксперт по социальному проектированию раскрыла важность понятия «наставничество» как важного фактора подготовки и реализации проекта. Мария Александровна отметила высокий уровень компетентности наставников Арт-кластера «Таврида». Нашему региону, по замечанию Марии Александровны, важно адаптировать данные компетенции. Открытие единого центра помощи и поддержки ребятам, желающим реализовать социокультурные проекты позволит закрыть огромное количество задач. Наставничество играет важную роль в подготовке и реализации проекта, особенно в контексте социокультурных инициатив. Наставничество создает возможность для новичков освоить лучшие практики, избежать ошибок и принимать взвешенные решения на основе опыта своих наставников. Это также способствует развитию профессиональных компетенций и уверенности участников проекта. Отчетность, с другой стороны, играет важную роль в обеспечении прозрачности и ответственности перед участниками проекта, спонсорами, заинтересованными сторонами и обществом в целом, потому что порядок отчётности меняется каждый год. Хорошо подготовленный отчет не только демонстрирует эффективность использования ресурсов и достижение поставленных целей, но также служит основой для дальнейшего улучшения проекта и привлечения новых партнеров и ресурсов.

Сафонова Светлана Дмитриевна, Главный библиотекарь Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И. С. Никитина рассказала про социальный межведомственный эколого-просветительский проект «Экология в диалоге культур». Команда проекта использует технологию внедрения экологических привычек в семьи посредством обучения детей, участников проекта, и волонтёров. Основными агентами формирования экологического менталитета являются: семья, дошкольные детские учреждения, институты образования: школы, гимназии, вузы, трудовые коллективы, общественные организации, учреждения здравоохранения, культуры, просвещения, СМИ, церковь, природоохранные организации. Проект состоит из нескольких блоков: экоигротека «Семейные выходные», региональный экофестиваль «ЭкоСемья», городская научно-просветительская конференции «Экология в диалоге культур. Семейные экотрадиции – основа «зелёного» будущего», цикл публикаций #экология_вдиалогекультур.

В конце семинара был организован нетворкинг, в рамках которого участники задали друг другу интересующие вопросы в личном порядке.

Текст – Анастасия Пальмова
Фото – Общественная Палата Воронежской области