«Одиссея» (РЕЦЕНЗИЯ ЕВГЕНИЯ КИСЕЛЕВА)
На экраны вышел фильм французского режиссера Жерома Салля «Одиссея» («L'odyssée»), посвященный исследователю океана и изобретателю Жаку-Иву Кусто. Это был выдающийся человек даже по меркам бурного ХХ века, но художественный фильм о нем вышел только сейчас, почти через 20 лет после его смерти, а биография на русском языке, если автору не изменяет память, и вовсе не выходила.
Фильм «Одиссея» рассказывает не о всей жизни Жака-Ива Кусто, а лишь о 30 годах – с 1948-го, когда на деньги от изобретения акваланга он купил дом у моря, по 1979-й, когда погиб его младший сын Филипп (с этой сцены и начинается фильм). Собственно сам фильм рассказывает не только про научные исследования, но и про отношения Кусто с сыном и женой (которую играет Одри Тоту – ещё недавно она играла Амели, умиляя зрителей лопушашимися ушками, и вот созрела до образа почтенной матроны – матери семейства и хранительницы целого корабля).
Автор красочно показал в стороны взаимоотношений своих героев – и все подъемы и падения в отношениях отца с Филиппом, и тайные романы на стороне у самого Жака-Ива, разве что несколько за кадром остался старший сын – архитектор Жан-Мишель, хотя именно его книга легла в основу сценария фильма.
Самое главное – в фильме зрители увидят, как появилась на свет идея хорошо всем нам известной эпопеи «Подводная одиссея команды Кусто»: как был получен списанный британский тральщик J-826 (ставший позже знаменитым научно-исследовательским судном «Калипсо»), как он ремонтировался силами энтузиастов и для оплаты этого жене Кусто пришлось продавать фамильные украшения, как велись первые исследования, как затем и были начаты съемки 12 фильмов для одного из американских телеканалов. Показано и как Кусто и его фильмы обрели независимость – в 1972-73 гг. команда Кусто организовала экспедицию в Антарктиду (и можно только позавидовать их отваге – отправиться на маленьком корабле с деревянным корпусом туда, где как знают уже читатели из истории ледокола «Михаил Сомов» , и ледоколам специальной постройки приходилось порой тяжело), где помимо прочего собирались снимать китов, но оказалось, что всех китов в намеченном месте уже перебили китобои (к слову, эти эпизоды фильма «Одиссея» снимались действительно в Антарктике). С этого времени Жак-Ив и Филипп стали постоянно поднимать тему загрязнения океана – но это было не просто неинтересно, а вредно для бизнеса связанной с ними телекомпании, ибо тогда организаторы загрязнения просто перестанут покупать у них рекламное время. Поэтому в 1973 г. появилась некоммерческая организация «Общество Кусто», целями которой были объявлены охрана окружающей среды и повышение качества жизни поколений настоящего и будущего и исследование океанов планеты и просвещение человечества о необходимости охраны природы для сохранения жизни на Земле – и поступающие ей пожертвования позволили Кусто продолжать работу с ещё большим размахом: если первая часть «Подводной одиссеи команды Кусто» (1966-1976) состояла из 37 фильмов, то затем было снято более 80 кинолент.
Фильм заканчивается, оставляя за кадром ещё почти 20 лет жизни Жака-Ива Кусто – надеюсь, и этот пробел со временем будет восполнен, и рассказ о начало жизни великого исследователя моря тоже появится.
В конце я от души хочу порекомендовать читателям посмотреть этот фильм именно на большом экране (хотя и знаю, что в нашей стране фильм вышел в весьма ограниченный прокат) – это очередной фильм про вампиров можно посмотреть и на родном домашнем экране, а здесь великолепные подводные съемки, особенно в эпизодах встречи Филиппа с акулами и китом, заслуживают именно большого экрана!