Фильм «Ледокол» (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел фильм-катастрофа «Ледокол». Итак, завязка сюжета такая: 15 марта 1985 г. во время обеспечения станции «Русская» ледокол «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко; ледокол был назван в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908-1973)) был зажат тяжёлыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. С дрейфующего судна вертолётами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин» - эвакуацию этих «лишних людей» завершили 17 апреля 1985 года. 

Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол обколол лёд вокруг «Михаила Сомова» и 11 августа оба судна вышли на чистую воду. Всего в дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня. В память об этом событии был выпущен почтовый блок! Ледокол «Михаил Сомов» награждён орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена, а капитан судна Валентин Филиппович Родченко был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены правительственными наградами.

В середине февраля 1985 г. ледокол «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко; ледокол был назван в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908-1973)) прибыл в район станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм, скорость ветра достигала 50 м/с. 15 марта 1985 г. ледокол был зажат тяжёлыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса.  Судно блокировали тяжёлые льдины толщиной 3-4 метра, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6-8 километров в сутки при температуре -20..25 градусов. «Михаил Сомов» оказался прочно пленённым в море Росса примерно в 800 км от ледовой кромки.

С дрейфующего судна по распоряжению из Москвы вертолётами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин» - эвакуацию этих «лишних людей» завершили 17 апреля 1985 года. На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном В. Ф. Родченко.

Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации – вертолёты палубного базирования под командованием Б. В. Лялина. Однако, их прибытие в море Росса через весь Тихий океан требовало значительного времени. Ледокол «Владивосток» ударными темпами загрузили дополнительным горючим, продовольствием, комплектами теплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебедок. Ни на «Михаиле Сомове», ни на «Владивостоке», ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация – море Росса было мало исследовано и таило массу загадок.

А в это время «Михаил Сомов» с заклиненными рулем и винтом дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов в южнополярной ночи. Капитан Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения «пленника» - команда вела наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости и три раза в сутки выходил на связь с антарктической станцией «Молодёжная», которую в буквальном смысле, «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там „Михаил Сомов“?», т.к. из-за магнитных бурь сам экипаж ледокола утратил слышимость Москвы и Ленинграда.

К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы, высота которых достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода «Владивостока».

Тем временем ледокол «Владивосток», выйдя 10 июня 1985 г. из владивостокского порта,  на максимальном ходу шел на юг. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи «Михаилу Сомову» Артур Николаевич Чилингаров – будущий президент Государственной полярной академии и депутат Государственной думы РФ: он отвечал за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении «Михаила Сомова» из ледового плена. На 36-й день, не без риска и огромных трудностей, «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел 40-е и 50-е широты – при этом часто оба его борта полностью уходили под воду, однако размещённый в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным», который подстраховывал «пленника» у кромки льда. 18 июля 1985 г. «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», взял у него вертолёт и направился дальше через молодые льды освобождать дрейфующий «Михаил Сомов», до которого оставалось 600 миль.

Узнав о скором прибытии «Владивостока», экипаж дрейфующего судна, несмотря на шторм и полярную ночь, стал готовиться к встрече: перебрал главные двигатели, проверил гребную установку, освободил ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмёрзнуть вновь, пользуясь сэкономленными запасами топлива, несмотря на невозможность двигаться, поддерживали в работе главные двигатели.

26 июля 1985 г. прибывший «Владивосток» перемещался вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды в условиях ненастной погоды (сильный юго-западные ветер и -34 градуса). Погода ухудшалась, поэтому как только «Михаил Сомов» был оторван ото льдов, «Владивосток» сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь, а «Михаил Сомов» последовал за своим освободителем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, капитану научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Валентину Филипповичу Родченко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10783), Героем Советского Союза и кавалером ордена Ленина стали и Артир Чилингаров. Получили награды и сами суда: «Владивосток» – орден Ленина, «Михаил Сомов» – орден Трудового Красного Знамени

Это был не первый (первый был в 1977 году) и не последний ледовый дрейф «Михаила Сомова». Через 6 лет, 4 мая 1991 г., этот ледокол  (капитан Ф. А. Песьяков) был экстренно направлен в к станции «Молодёжная» для эвакуации более 150 полярников. Сквозь тяжёлые льды «Михаил Сомов» пробился в район станции Молодёжная и 9 июля 1991 г. была завершена эвакуация полярников на борт судна, но обратно «Михаил Сомов» выйти не смог и был зажат льдами. В течение 19 и 20 августа 1991 года, в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа вертолетами были вывезены обратно на станцию Молодёжная, а 22 августа более 190 полярников были вывезены со станции самолетом Ил-76МД (командир Герой Советского Союза С. Г. Близнюк). Ледовый дрейф «Михаила Сомова» продолжался до 28 декабря 1991 года.

Сейчас ледокол «Михаил Сомов» продолжает работать в Арктике (поэтому съемки проходили не на нем, а на поставленном на вечную стоянку атомном ледоколе «Ленин»), а герой событий 1985 г. капитан Валентин Филиппович Родченко 20 лет назад вышел на пенсию и живет в Санкт-Петербурге.

А что же показал в своем фильме режиссер Николай Хомерики?

Полагаю, что читатели хорошо знают, как американская кинопропаганда умеет обращать поражения своей страны в блистательные победы. Ярким примером этого может служить вышедший на экраны меньше года назад фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост», посвященный подробностям обмена советского разведчика Рудольфа Абеля (В. Фишера) на пилота американского разведывательного самолета U-2 Пауэрса. Абель на следствии и суде ничего не рассказал и ни в чем не признался, и в итоге получил 30 лет тюремного заключения и стал ждать, когда страна его освободит. Пауэрс же признался во всем, публично попросил прощения у советского народа, а обменять на Абеля американская сторона его решила исключительно потому, что боялась, как бы он не рассказал нашим об устройстве секретного самолета (хотя в самолете был заряд взрывчатки, который должен был сработать вместо катапульты – именно для избежания попадания живого пилота в руки врага). А что мы увидели в фильме Спилберга? Несмотря на страшные пытки в застенках GULAG Пауэрс ничего не выдает и его обменивают на Абеля, которого ждет расстрел на его параноидальной родине. В действительности Абель прожил в СССР после обмена ещё 7 лет, окруженный почётом и уважением, а Пауэрса встретили холодно, обвинили в несовершении самоубийства (хотя перед полетом ему специально для этого выдали отравленную иглу), выгнали из ВВС, а закончил он свои дни через 15 лет, управляя вертолетом, снимавшим репортаж о тушении лесного пожара для провинциальной телекомпании. И только в следующем веке из него решили сделать героя...

Так вот, создатели фильма «Ледокол» превзошли американцев и добились обратного: победу обратили в позор – в фильме нет ни эвакуации «лишних ртов» вертолетами, ни постоянно дежурящего у кромки льдов судна-спасателя, ни последующего награждения званиями Героя Советского Союза капитана ледокола и руководителя спасательной экспедиции и награждения орденами самих кораблей... Ничего нет! Родина про них просто забыла и родственники два месяца не знали что случилось с их мужьями и отцами, да и спасение ледокола экспедицией на «Владивостоке» во главе с Чилингаровым вошло в фильм как бы между прочим – судя по одному эпизоду, у создателей была мысль, чтобы затертый льдами ледокол спасли австралийцы или новозеландцы, но, видать, при живом Чилингарове на такой поворот сюжета они не решились...

Зато добавлено много от себя: на зажатом льдами ледоколе сволочной старший помощник затевает интригу и Москва вместо действующего капитана присылает нового – тупого солдафона, который вместо усилий по спасению корабля и людей занимается укреплением дисциплины, и в результате команда устраивает бунт. А на идущем спасать «Михаила Сомова» ледоколе человек неопределенной должности (но, как догадается любой зритель, читавший Солженицына в школьной программе – чекист) угрожает жене главного героя, требуя чтобы та уговорила мужа признать вину в случившемся. Заодно зритель узнает, что для починки вертолета надо не лезть внутрь с инструментами и пытаться устранить проблему, а надо забраться в кабину и в истерике молотить ногами по приборной панели – тогда вертолет обязательно заведется!

Почему так получилось? Думаю, ответ можно найти в биографии режиссера фильма Николай Хомерики: в 2001 г. получил грант министерства иностранных дел Франции на обучение и в 2005 г. окончил в Париже аспирантуру режиссёрского факультета государственной киношколы «La Fémis». Однако, вместо того, чтобы применить свои таланты на практике и отблагодарить щедрое французское правительство, снимая фильмы на интересные французам темы – про агрессию против Ливии или про исламизацию страны – но вместо этого решил осчастливить российских зрителей, переврав подвиг команды «Михаила Сомова». Что ж, лишний раз убеждаешься, насколько был прав первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру, сказавший «Интеллигенция, воспитанная колонизатором, является главным врагом собственного народа»!

Слово, смотреть этот фильм можно только по приговору суда, которым одни персонажи фильма так любили пугать других...