Главные вкладки

9 октября
2020

Стеклянная арфа звучала в усадьбе Лосевых – Шатиловых – Сталь-фон-Гольштейн

фестиваль воронежская камерата стеклянная арфа премьера усадьба воронежская область

Пятый день фестиваля «Воронежская камерата» – 2020 прошёл в усадьбе Лосевых-Шатиловых-Сталь фон Гольштейн. Гости и зрителя прогулялись по дорожкам парка и познакомились с усадебным комплексом в посёлке Репное под Воронежем.  

На левом берегу реки Усманка в первой половине XVIII века были построены господский дом, храм и заложен парк помещиком, полковником Семёном Ивановичем Лосевым. Мы узнали, почему указаны три фамилии, так как вплоть до осени 1917 года усадьба принадлежала разным поколениям одной семьи. За всю историю в усадьбе сменилось семь владельцев.

Экскурсоводы рассказали об обелиске, установленном в честь павших в трёх войнах: Отечественной 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной.

Гости познакомились с историей храма преподобного Алексия, человека Божьего, который был построен на средства помещика Алексея Лосева и освящён Тихоном Задонским в 1764 году. Участники мероприятия восторгались интерьерами комнат дома Лосевых-Шатиловых-Сталь фон Гольштейн. Увидели портрет последней владелицы усадьбы Софьи, узнали историю жизни дочери Н. А. Шатилова, которая вышла замуж за барона Александра Карловича Сталь фон Гольштейна, служившего в Гродненском гусарском полку.

Усадебный комплекс восстановлен и благоустроен «тщением губернатора Алексея Васильевича Гордеева, стараниями и трудами благотворителей Воронежа в 2010-2013 году», об этом напоминают памятная доска на здании храма.

По витой деревянной лестнице с белыми перилами слушатели концерта фестиваля «Воронежская Камерата» поднялись на третий этаж. Там состоялось выступление Александра Лемешева, который виртуозно владеет уникальным инструментом – стеклянной арфой. Партнерами музыканта из Санкт-Петербурга стали артисты Воронежского академического симфонического оркестра и солистка Воронежского государственного театра оперы и балета Оксана Шапошникова.

На концерте прозвучали музыкальные произведения композиторов Баха, Моцарта, Боккерини, Дворжака, Чайковского, Брамса, Доницетти, песни из современных кинофильмов и мультфильмов.

Солистка Воронежского театра оперы и балета Оксана Шапошникова исполнила арию Лучии ди Ламмермур итальянского композитора Гаэтано Доницетти в сопровождении струнного квартета и стеклянной арфы. Они получили заслуженное похвальное «Браво!» и шквал аплодисментов. Каждый номер исполнителей удивительного концерта вызывал восторг и радость искушенной публики камерного фестиваля.

С интересом наблюдаю за руками Александра Лемешева, который извлекает волшебные звуки, похожие на колокольчик, орган и ангельские голоса, из поющих бокалов. Они закреплены на специальном поддоне, тщательно настроены. Звук извлекается трением смоченных водой пальцев. Так каждый бокал начинает буквально петь.

Всем известные «Турецкий рондо» Моцарта или «Шутка» Баха, которые на слуху у даже самого неискушенного меломана, начинают звучать с новыми интонациями благодаря стеклянной арфе. Кстати, считается, что арфу изобрёл ирландский виртуоз Ричард Покрич в 1741 году. По словам Александра Лемешева, который с 2002 года увлёкся игрой на этом уникальном инструменте, в России не более десяти человек профессионально занимаются игрой на стеклянных музыкальных инструментах.

Под занавес концерта прозвучала музыка французских композиторов Жана Винера к кинофильму «Под небом Парижа» (1951) и Владимира Косма к кинофильму «Игрушка» (1976) с Пьером Ришаром в главной роли.

Пятый день фестиваля «Воронежская камерата» прошёл «на бис!».

Текст и фото – Ольга Полухина