Главные вкладки

21 декабря
2016

«Летучая мышь»

Воронеж культура театр оперы и балета летучая мышь

18 декабря Театр оперы и балета представил воронежским зрителями оперетту «Летучая мышь».

Так уж сложилось, что в наше время мало появляется совершенно новых произведений и постановок, поэтому имеющееся вольно или невольно будут сравнивать с прежними работами. Например, при просмотре «Бен Гура» Бекмамбетова нельзя не вспомнить фильм 1959 года, а «А зори здесь тихие» 2015 года от создателя серии фильмов «Любовь-морковь» с уже до неприличия заезженным сюжетом про обмен телами Рената Давлетьярова нельзя не сравнить с великой кинолентой 1972 года – и оба раза сравнение будет не в пользу новомодных поделок. Оперетту «Летучая мышь» столь же невольно будут сравнивать с музыкальным фильмом 1979 года – и окажется, что воронежские постановщики и исполнители оказались ничуть не хуже мастеров советского экрана, а местами и лучше! Например, гораздо больше внимания в самом начале уделено образу Адель, а от этого весь спектакль стал ещё смешнее. Добавлен забавный танец заключенных (этакий страшный сон ФСИН !), ну а кроме того, сам факт, что на сцене – в отличие от фильма – одни и те же люди и обмениваются веселыми репликами, и поют арии без постороннего озвучивания достоин восхищения самых тонких ценителей жанра!

Впрочем, было бы удивительно, если бы «Летучая мышь» в воронежском Театре оперы и балета получилась бы плохо – ведь в данном случае исполнение оттачивалось десятилетиями. Впервые эта оперетта была поставлена в 1962 году, став одной из первых постановок оперетт нового театра. Собственно, «Летучая мышь» была в репертуаре воронежского театра музыкальной комедии ещё в 1950-х (напомню читателям, что на рубеже 1950-60-х театр музыкальной комедии был преобразован в Музыкальный театр и получил свое современное здание (а театром оперы и балета он станет только в 1968 году)), но 1962 г. получилась была совершенно новая постановка именно из-за смены статуса театра – в новом здании были совершенно другие габариты сцены, в 3-4 раза больше (а поэтому требовались и новые декорации), а кроме того пришли настоящие оперные голоса, увеличенные составы оркестра и хора, появился балет. Так что было качественное отличие в лучшую сторону! При этом преемственность сохранилась, ибо на тот момент в новом театре ещё работали постановщики и актёры, начинавшие в Театре музыкальной комедии. В постановке 1962 года «Летучая мышь» шла более 20 лет, а в 1995 г. состоялась новая постановка, которая идёт до сих пор. За это время из исполнителей, которые были на премьере 1995 г. остались только дежурный по тюрьме и его помощник.

Спектакль может долго жить, если в него постоянно вливаются новые исполнители, а когда приходят новые исполнители ведущих партий, то спектакль начинает звучать немножко по-новому. Например, в нынешнем спектакле «Летучая мышь» партию Генриха Айзенштена поют трое: Александр Петрович Аникин, Алексей Иванов и Кирилл Афонин – и все создают совершенно разные образы: если у Аникина получается почтенный коммерсант, который поздно женился, но остался ловеласом и изменяет своей молодой жене, то у Иванова получился персонаж среднего возраста, а Кирилл Афонин очень многое взял из своей работы надо ролью Дона Жуана и добавил много юмора (ибо оперетточные шутки, исполняемые с оперной серьезностью, выглядят просто ужасно), так что получилось стопроцентное попадание в образ главного героя! 

Так что остаётся лишь порадоваться за коллектив театра, который сумел достойно представить это нестареющее произведение, которое будет радовать зрителей ещё очень долго.

Текст: Евгений Киселев
Фото предоставлено Театром Оперы и Балета