Главные вкладки
2024
Лекция «Немецкая живопись XVI–XIX вв. из собрания ВОХМ им. И.Н. Крамского»
«Христос» — единственная картина немецкого художника эпохи Возрождения Михаэля Остендорфера, находящаяся в российских музеях, и увидеть её возможно только в нашем художественном музее им. И.Н. Крамского.
Работа немецкого архитектора, живописца и гравера Михаэля Остендорфера представляет собой изящный профиль, выполненный в золотых и чёрных тонах. Мы видим идеальный образ Христа с правильными чертами лица, устремившего взгляд куда-то вдаль. Именно в этом портрете художник передал собственные представления о совершенном человеке.
Когда речь заходит об эпохе Возрождения, мы представляем, прежде всего, живописцев Голландии и Италии, забывая, что и немецкие художники внесли неоценимый вклад в мировую живопись данного периода. Работы Ангелики Кауфман, одной из немногих женщин-живописцев, получивших мировую известность, являются хорошим примером немецкого Возрождения. Её слава художника дошла и до России. Поэт Гавриил Державин в 1798 году даже посвятил ей оду, которую так и назвал «К Анжелике Кауфман». Именно её кисти принадлежит работа «Семейство Толстых», представленная в экспозиции музея.
Лекция «Немецкая живопись XVI–XIX вв. из собрания ВОХМ им. И.Н. Крамского», прошедшая 8 августа 2024 года, предоставила отличную возможность познакомиться с лучшими образцами немецкой живописи, хранящимися в коллекции музея. Их можно было увидеть не только на экране проектора, но и вживую. Старший научный сотрудник музей Валерия Меремьянина рассказала о самом периоде, в котором пришлось работать художникам, и о том, что именно привело к расцвету немецкой живописи в первой трети XVI в. Огромное влияние на общество того времени оказали крестьянские волнения, проходившие по всей стране. Именно тогда ведущую роль сыграли предводитель крестьянства Томас Мюнцер и родоначальник Реформации Мартин Лютер. На этот период пришлось интенсивное развитие науки, философии и искусства. Расцвет живописи проходил в течение короткого отрезка времени, что привело к обилию контрастных сочетаний старых и новых тенденций в искусстве и заимствованию живописных приёмов у других мастеров. Быстрый расцвет, однако, вскоре сменился угасанием. Немецкая живопись утратила индивидуальность и новизну, вливаясь в канон нидерландского и итальянского Возрождения, теряя национальные черты. Именно по этой причине в мире сохранилось не так много работ, принадлежащих самобытным немецким живописцам, и тем ценнее работы, хранящиеся в художественном музее им. И.Н. Крамского.
Прослушав лекцию, слушатели поднялись в выставочный зал, где смогли увидеть редкие образцы немецкой живописи, сохранившие для нас тот короткий отрезок времени, когда Германия, раздираемая на части социальными волнениями и религиозными спорами, смогла подарить миру искусство, передающее атмосферу этого насыщенного событиями времени.
Текст и фото - Владислав Ходаковский