Рассказ об известном герое
16 мая в воронежском кинотеатре «Спартак» состоялась премьера короткометражного фильма «Натанель». Это история о двух годах жизни в Воронеже Самуила Яковлевича Маршака.
Поэт, переводчик, литературный критик, наш земляк – Самуил Маршак - в 1915 году, в тяжелое для России время, вернулся в Воронеж. Самуил Яковлевич должен был явиться в военкомат по месту прописки и из родного города отправиться на фронт Первой мировой войны. Но оказалось, что поэт не пригоден к военной службе по состоянию здоровья. Незадолго до этого в семье писателя произошло страшно горе – погибла двухлетняя дочка Маршака. Это время стало периодом становления Самуила Яковлевича как литератора, тогда же и появились его знаменитые детские произведения. Именно этот отрезок жизни увидели зрители, пришедшие 16 мая на премьеру фильма.
Съемочная группа «Натанель» в основном состояла из театральных деятелей, для которых фильм про Маршака стал дебютом в кино. Алексей Бычков – режиссер, оператор, выпускник ВГИКа, ученик Вадима Юсова – кинооператора, работавшего с Сергеем Бондарчуком, Андреем Тарковским, Георгием Данелия. Камиль Тукаев – заслуженный артист России, актер театра и кино, продюсер фильма «Натанель». Роль Самуила Яковлевича исполнил актер воронежского драматического театра им. Кольцова, художественный руководитель театра «Неформат» Антон Тимофеев. По – театральному утонченно авторы фильма создали атмосферу Воронежа во времена Российской империи. При съемках городского экстерьера оператор постарался не допустить попадания в кадр современных афиш, реклам, людей. Это, по словам создателей, была единственная сложность во время работы. Все же остальное буквально благоволило успешному завершению картины. Даже голуби случайно оказались в кадре настолько удачно, что эта сцена стала одной из самых красивых в фильме.
«Натанель» нельзя назвать полноценным игровым фильмом, скорее это очерк, в центре которого находится фигура детского писателя. Информативность здесь уступила место художественности, поэтому и возникает чувство недосказанности - мы не до конца понимаем важность некоторых событий на экране, например, сцена в военкомате, где герой узнает о его военной непригодности. Но ведь именно это событие заставило вернуться Маршака в Воронеж. Еще одна, бросающаяся в глаза деталь, которая не дает отнести картину к художественному кино – длинные микшерные переходы, вполне допустимые на телевидении и абсолютно не нужные в игровом фильме. После каждой сцены режиссер делает огромную черную паузу, отяжеляющую композицию. Но отсутствие документальности здесь имеет свой резон – «Натанель» невозможно рассматривать как очередной документально-художественный фильм о выдающемся земляке, главная цель которого рассказать, какие талантливые люди жили на земле воронежской. Здесь творческий замысел заключается в том, чтобы показать внутренний мир героя после пережитой беды. А что еще может чувствовать человек, потерявший маленького ребенка, кроме горя? Возможно, именно этот случай стал своего рода катарсисом для писателя. Духовное выздоровление легло в смысловую основу сюжета. Передать с помощью экранного языка чувства и переживания человека дело непростое, требующее крепкой эмоциональной связи героя с режиссером. Чтобы рассказать эту историю, нужно попытаться ее понять, почувствовать, пропустить через себя. Алексей Бычков в одном из интервью сказал, что его, как молодого отца, глубоко тронула история смерти дочери поэта. Получилась авторская история про Маршака, имеющая некоторую документальную подоплеку.
Многие режиссеры сейчас стремятся обесцветить свой фильм, хотя во многих случаях цветной вариант ничуть не проиграл бы. К тому же черно-белая цветопись в кинематографе 21 века получается визуально приятной разве что у Сокурова («Телец», «Молох») – режиссера, который способен с помощью монохрома добиться эстетически красивого эффекта дореволюционного кинематографа. «Натанель» невозможно представить в цветном варианте. Здесь серые кадры - это визуальный ход, соответствие времени и точный эквивалент гнетущего состояния человека, оказавшегося в столь тяжелой жизненной ситуации.
В единственный день показа фильма о Маршаке был настоящий аншлаг: в зале, рассчитанном на 430 человек, некоторым пришлось сидеть на ступенях. После показа режиссер и продюсер фильма ответили на вопросы зрителей. «Натанель» - некоммерческое кино, которое в дальнейшем отправится в большой фестивальный мир прямо из столицы Черноземья.
Маргарита Дубинина
Автор фото Евгений Скугорев