Премьера в Воронеже. Балет Хрустальный дворец
Одна из первых громких премьер осени в Воронеже состоялась в Театре оперы и балета. В новом сезоне театр подарил зрителям великолепный балет «Хрустальный дворец», композитор Алексей Шор. Это настоящий праздник для Воронежского зрителя.
Мировая премьера состоялась в 2017 году, и с тех пор имеет большой успех на крупных площадках страны и мира. События спектакля разворачиваются в XVIII веке, на сцене очень точно показаны традиции русского придворного театра. Одна из главных героинь – российская императрица Анна Иоанновна. Она любила пышные балы и торжества, необычные забавы и веселье. Так, однажды, она решила поженить своих придворных шутов в ледяном дворце. Этот исторический эпизод, имевший место при дворе, был взят за основу балета.
В постановке играют балетная труппа и солисты оперы. Марта Луцко и Михаил Ветров – в роли шутов. Оперная солистка Светлана Дюдина сыграла Анну Иоанновну. Также в спектакле занята оперная певица Людмила Солод, именно она взмывает в воздух в огромном солнце и поет оду императрице.
«Хрустальный дворец» собрал в себе много открытий, которых еще не было на сцене Воронежского театра: роскошный антураж балета, декораций и образов, красочные костюмы и костюмы-трансформеры, балет с элементами драмы и оперы, небольшие монологи актеров, аудио и видео ряд прямо на кулисах, животные-артисты на сцене, использование декораций в воздухе - оперная дива с высоты солнечного диска поет оду во славу императрицы, и наконец, разбивающийся о сцену ледяной голубь – от этого жеста, зал ахнул.
Животные – это отдельное новшество для Воронежского театра оперы и балета. Хотя, для мировой сцены это обычное явление. Например, Дон Кихот, там играют лошадь и ослик – это нормально! Театр поднялся на новый уровень.
В балете два акта. Первый – теплый, осенний, красочный. Во втором настоящая морозная зима и тот самый ледяной хрустальный дворец. Ледяной дом выстроен по указу императрицы для свадьбы придворных шутов. Молодожены – это князь Михаил Голицын (Квасника), и шутиха-калмычка Авдотья Буженинова. Финал истории очень животрепещущий. Жизнь главных героев им не принадлежит.
Художник по костюмам, выпускник Воронежского хореографического училища Елена Нецветаева-Долгалёва: - «Костюмы и декорации стилизованы под эпоху барокко. Мировая премьера «Хрустального дворца» прошла на Мальте в июле 2017 года в рамках торжеств по случаю 50-летия Российско-Мальтийских отношений. Все костюмы создают праздник на сцене для зрителя. Делая их, мы хотели, чтобы зритель ничего не додумывал, а просто отдыхал на представлении, получал удовольствие от сказки. Также есть в меру эпатажные моменты – собаки, лошадь, голуби. В постановке имеются костюмы-трансформеры, например, птица павлин. Я танцевала на сцене, поэтому знаю, что костюм должен быть удобен, практичен и при этом эффектно смотреться на сцене. Создано более двухсот костюмов, везде используется исторический крой».
Перед началом, журналистам удалось пообщаться с коневодом Дмитрием Потаповым: - «Коня зовут Скалолаз покорный, а в быту просто Петя, ему 19 лет. Лошадь выступает впервые, были подготовки и репетиции. Сейчас он уже не волнуется, готов к выступлению, я буду выводить его на сцену. По характеру конь добрый, покладистый, умный, наверное, это и помогает».
Впервые на сцене выступили собаки, это был дебют, как рассказала заводчица Наталья Иванова, их хозяйка. Собаки породы борзые из питомника Донского уезда. Порода добрая, контактная, реагирует только на добычу на охоте, а в обычной жизни это диванная порода, любит общение, ласку. Собаки легко влились в театральный коллектив. Их задача показать на сцене свою стать, грацию и красоту.
Светлана Дюдина, солистка оперы, сыгравшая Анну Иоанновну: - «Моя героиня немного самовлюбленная, немного романтичная, но в то же время, она жестокая, властная. Сложность была в драматической игре, впервые такой опыт. Я привыкла играть и петь оперу, а в «Хрустальном дворце» игра речью, жестами, пластикой. Очень красивая и эффектная сцена получилась с выездом на сцену на коне. Есть сцены, где я танцую вместе с балетом - это необычно. Также на репетициях не привычно было читать тексты того века».
Режиссер спектакля Екатерина Миронова: - «Я очень люблю нашу российскую культуру и фигуры наших правителей, которые собирали Россию. Например, Петра I, Екатерину II, Елизавету, знают все. Про них много написано, снято. А вот про Анну Иоанновну не так много показано. Ее период называли «Бироновщиной» - (засилье немцев в сфере государственного управления - прим. ред.). Она была основательницей балетной академии им. А. Я. Вагановой, это хотелось донести до зрителя. Она была организатором экспедиций В. Беринга. Она была яркой эксцентричной личностью. У нас в России существует большая культурная жизнь и культура традиций, мы можем показать себя, мы можем показать, как дамы носят пышная наряды, бриллианты. Это должно быть со вкусом, с достоинством, с посылом. Мы все это хотели показать, и при этом у нас получилось большое количество героев. В спектакле делается смысловой акцент на контрасте царственного холода власти имущих и тепла простых человеческих отношений в хрупком как лёд мире».
Балет - оригинальная страница в истории Театра оперы и балета. Премьера «Хрустальный дворец», как «хрустальный дворец человеческих отношений». Буквально после первых показов занимает достойное яркое место в репертуаре театра.
В прошедшие выходные состоялось три спектакля, билеты на которые были раскуплены практически сразу. Ближайшие представления будут в конце ноября, есть еще возможность их приобрести. Стоимость билетов от 550 рублей до 1200 рублей, купить можно на сайте или в кассе театра.
Текст – Мария Шлыкова
Фото - Анастасия Ускова