Образовательный семинар Акселератора о менеджменте в сфере культуры
12 августа в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина состоялся десятый семинар образовательной программы Акселератора добровольческих культурных проектов «Менеджмент в сфере культуры».
Экспертом выступила Пристинская Любовь Михайловна, имеющая 25 лет работы в сфере культуры на руководящих должностях директора Театра кукол им. В.А. Вольховского, директора Дирекции Международного Платоновского фестиваля на протяжении 7 лет. Эксперт являлась начальником отдела программного развития и контроля Департамента культуры Воронежской области, главным бухгалтером Воронежской государственной филармонии, начальником экономического отдела Управления культуры г. Воронежа.
В начале семинара Любовь Михайловна рассказала более подробно о собственном опыте работы в сфере культуры для того, чтобы у участников была возможность задать вопросы, связанные с деятельностью в учреждениях культуры.
Затем эксперт перешла к объяснению теории. Менеджмент — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. В цели менеджмента входит прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов.
Любовь Михайловна отметила, что в настоящее время популярен вопрос о том, может ли менеджер, работающий в другой сфере, прийти в культуру и стать эффективным управленцем? По словам эксперта, существует двоякое мнение. Одна половина считает, что по-настоящему эффективным управленцем в сфере культуры может стать только человек, понимающий, какие существуют тенденции в сфере культуры на данный момент, знающий специфику различных культурных направлений. Однако другая половина утверждает, что человеку достаточно понимать основы управления, быть харизматичным и готовым учиться для того, чтобы стать успешным менеджером в сфере культуры.
Для создания по-настоящему интересного и полезного культурного продукта менеджеру необходимо продумать концепцию мероприятия, нанять необходимые кадры, в том числе из числа волонтёров, проанализировать, каким будет финансирование культурного продукта. Финансирование культурного проекта может осуществляться из областного или муниципального бюджета, посредством грантов, собственных доходов и с помощью фандрайзинга.
Фандрайзинг (в узком смысле слова) – привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. К ним относятся:
• членские взносы;
• учредительские взносы;
• доход от собственности НКО;
• акции, облигации, ценные бумаги и вклады;
• изготовление товаров с символикой на продажу;
• проведение выставок-продаж;
• издание и продажа публикаций;
• кампании по сбору частных пожертвований (граждане, меценаты, доноры);
• шоу-сборы, аукционы, лотереи, «шапка по кругу» при проведении массовых акций;
• SMS — сборы, онлайн-сборы.
По замечанию эксперта, на сегодняшний момент наибольшее количество грантовой поддержки получают автономные некоммерческие организации. Для помощи в финансировании культурного продукта автору проекта важно обратить внимание на Президентский фонд культурных инициатив, гранты Министерства культуры, гранты Правительства Воронежской области, а также другие гранты и конкурсы. Собственные доходы на культурный продукт культурного проекта могут быть от реализации билетов, сувенирной продукции, заключения договора на рекламу и т.п.
Добровольческая деятельность в сфере культуры предоставляет гражданам возможность участвовать в жизни общества, способствует реализации собственных идей и социальных проектов, развитию гражданских и лидерских качеств. В рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» разработана программа «Волонтеры культуры», которая направлена на обеспечение поддержки добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, включая деятельность по сохранению исторического облика малых городов.
В практическом блоке участникам семинара была предложена работа с реальными актуальными запросами, кейсами по их проектам, ответы на вопросы. Приведём некоторые вопросы участников.
Горбачёва Инна Витальевна, автор проектной идеи «Музейный гид» и проекта «История, которую пишет Россия»: «Насколько важно руководителю культурного учреждения понимание финансовой грамотности? Какие существуют лайфхаки по сплочению команды творческих людей? Какая сувенирная продукция является наиболее ходовой при проведении мероприятий? Можно ли стимулирующую премию внести в смету гранта?»
Пристинская Любовь Михайловна: «Финансовое образование очень помогает! В настоящее время эффективный менеджер не сможет обойти стороной ни юридическую, ни финансовую, ни уж тем более творческую сторону вопроса. Ему необходимо быть компетентным во всех сферах. В вопросе сплочения команды важно, прежде всего, человечное отношение. Руководитель обязан быть справедливым, а члены команды – относиться к нему с уважением и благодарностью. Сувенирная продукция способна принести огромный доход, однако её лучше подбирать для каждого мероприятия отдельно. Да, стимулирующую стипендию можно внести в смету гранта, вплоть до 10%».
Иванова Татьяна Ивановна, автор проекта «Инклюзив-Мюзикл»: «Существуют ли в регионе специальные программы, способные оказать финансовую поддержку музеям и театрам из областного бюджета?»
Пристинская Любовь Михайловна: «Существуют гранты на муниципальные учреждения культуры, которые могут решить вопрос с финансированием. Государственный бюджет способен оказать финансовую поддержку некоммерческим организациям посредством грантов. Информация об актуальных конкурсах грантов имеется, как правило, в социальных сетях».
Суровцева Ольга Сергеевна, автор проекта «В звуках домры нам слышится Россия»: «Я играю в коллективе оркестра народных инструментов при ВГИИ. К сожалению, подобных коллективом в Воронеже нет. Как создать на уровне города такой коллектив?»
Пристинская Любовь Михайловна: «Можно создать такой коллектив «под крылом» Воронежской филармонии, Воронежского государственного академического русского народного хора имени К. И. Массалитинова, Воронежского концертного зала или на базе ВГИИ. Необходимо написать письмо на имя руководителя Департамента культуры Воронежской области, описав существующую проблему».
Кобляков Артём Александрович, руководитель «Акселератора добровольческих культурных проектов», президент ВРКПОО «Наша история», председатель ВРО ВОД «Волонтёры Культуры», член Общественной Палаты Воронежской области: «Какие актуальные тренды в сфере культуры существуют на сегодняшний день, реализующиеся на федеральном уровне, но ещё не дошедшие до регионов? Какие существуют типичные подводные камни при взаимодействии управленцев с творческими людьми?»
Любовь Михайловна: «В настоящее время имеется тенденция к коллаборации различных учреждений культуры: музеев с библиотеками, библиотек с театрами и т.д. В этом случае необходимо выбрать подведомственные упреждения культуры и обратиться к их директорам с целью совместного взаимодействия. При выстраивании коммуникации с работниками очень важно не заиграться в дружбу. Руководителя нужно уважать и даже немного бояться».
Среди прочих были вопросы, связанные с поиском источников финансирования культурных проектов, «внутренней кухней» при организации Платоновского фестиваля искусств, а также с согласованием творческой и финансовой составляющих при выпуске культурного продукта и др.
Проект реализуется в рамках конкурса грантов АНО “Образ Будущего”. Конкурс проводится по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.
Текст – Анастасия Пальмова
Фото – Эдуард Юзбашян