Служба доставки незабываемых впечатлений

28 января 2023 года на сцене малого зала Театра «Кот» с большим успехом прошел спектакль «Серёжа очень тупой». Театр «Кот» – первый частный театр Воронежа, он открылся в 2015 году. Первоначально труппа выступала на сцене Дома актёра, а 17 ноября 2019 года коллектив переехал в нынешнее помещение на пр. Труда, 39. В настоящее время репертуар театра включает 31 спектакль, в которых заняты 19 актеров (17 постоянного состава и 2 приглашенных). 
 
Постановка «Серёжа очень тупой» появилась в 2022 году и характеризуется на сайте театра как «комедия о смысле жизни» продолжительностью 1 час 20 минут для зрителей старше 12 лет. Однако, по своему содержанию это скорее трагикомедия или психологическая драма. В спектакле всего пять действующих лиц: Серёжа, его жена Маша, три курьера; и минимум декораций, что нисколько не помешало актёрам создать интересное и увлекательное действо. 
 
Представление держит в напряжении от начала и до конца. По ходу пьесы зрители испытывают самые разнообразные эмоции: недоумение, тревогу, страх, радость, облегчение. Актёры играют очень убедительно, поэтому человек невольно включается в предлагаемую ситуацию и начинает размышлять: «А как бы я поступил в этих условиях?».
 
А ситуация между тем весьма странная. Представьте, что к Вам домой приходят трое крепких мужчин представившихся курьерами некой таинственной «Службы доставки», существующей якобы с незапамятных времён, но о которой Вы ничего не знаете. Бесцеремонно проходят в квартиру вопреки Вашему желанию и не собираются уходить, утверждая, что не могут покинуть клиента. И вручить ему посылку (которую он не ждал) ранее, чем через час, по правилам их странной фирмы. Что бы Вы делали, как реагировали?
 
Серёжа – тот самый клиент, которого так «осчастливили» – человек, казалось бы, не глупый – программист, разработчик приложений. Но от неожиданности он теряется и не знает как себя вести. Он чувствует и понимает, что происходит нечто странное и возможно даже опасное. Невольно возникает множество вопросов: «Кто эти люди? Кто и зачем их послал? Что, наконец, в этой посылке?». Первая инстинктивная реакция – отторжение, и Сергей пытается выдворить неожиданных гостей, однако это оказывается не просто. Таинственные курьеры оказываются весьма умелыми манипуляторами. Они воздействуют на Серёжу различными психологическими техниками: «давят на жалость», «тешат самолюбие», «берут на слабо». В результате чего Сергей окончательно теряет контроль над ситуацией, смиряется с неизбежным и принимает навязанные ему условия игры.
 
Он втягивается в диалог, доверчиво рассказывает им о себе, даже показывает программу, над которой работает. Потом пытается выяснить что-то о них самих и об их организации. Истории жизни курьеров оказываются очень похожими, а рабочие ситуации, которые они с удовольствием описывают, неправдоподобными и угрожающими. Обстановка всё больше накаляется. Однако постепенно трагедия переходит в фарс, курьеры играют с клиентом в «Города», танцуют, поют песню. В это время неожиданно появляется Мария (супруга Сергея, дизайнер по профессии) и пытается урегулировать ситуацию. На самом деле она напугана ещё больше, но не подаёт виду и играет роль радушной хозяйки.  
 
Спектакль завершается монологом Маши, в котором она даёт волю своим чувствам и неоднократно восклицает: «Серёжа очень тупой!» и открытым финалом. Это побуждает зрителей к размышлению, будит воображение и в целом производит большое впечатление. Вот, что они говорят об этом.
 
Сергею понравилось правильное, на его взгляд, построение спектакля: спокойное начало, динамическое продолжение, интересный финал. 
 
По мнению других искушённых зрительниц, этот спектакль больше похож на перфоманс, где режиссёр ничего изначально не имеет в виду, а просто создаёт некую картину, которую каждый понимает по-своему. Здесь специально выбраны очень популярные профессии: программист, дизайнер интерьера, курьер, чтобы показать различную психологическую реакцию на одну и ту же ситуацию, в несколько даже утрированном виде. А зрителю предлагается поразмышлять над ней, возможно, присоединиться к мнению какого-то персонажа или выработать своё отношение к происходящему на сцене.
 
В целом постановка производит впечатление современной притчи, призывающей нас быть менее доверчивыми, более осторожными, стараться не поддаваться на психологические манипуляции неизвестных людей, преследующих неясные цели. Так что будем благоразумными, это важно всегда, особенно в столь непростое время.         
 
Текст - Трубицына Майя