Главные вкладки
2022
Как попасть в круг сильных мира сего? Александр Островский на сцене театра драмы
Накануне 200-летия со дня рождения А.Н. Островского Воронежский театр драмы вновь возвращается к творчеству драматурга, заложившего основы русского национального театра. Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» была создана автором в 1868 году. Режиссёр спектакля заслуженный деятель искусств России Владимир Петров пообщался с региональными СМИ накануне премьеры 21 декабря 2022 года.
«Островский основал русский театр, он писал простым языком о людях Замоскворечья, которых прекрасно знал. Это было большим открытием для русского зрителя. Автор был лозунговым человеком, в пьесе нет ни одного положительного персонажа. Пьеса сложно пробивалась на сцену, но была очень актуальна в то время. Здесь почти шаржевая структура пьесы, действующих лиц, – рассказывает Владимир Петров. – Что зацепила меня в этой пьесе? Можно быть очень талантливым человеком в смысле обмана, лицемерия, лести. Я вам льщу, но вы не заметите этого. Я вас не люблю, презираю, но вы никогда не увидите это на моём лице. Я вам буду талантливо лгать. Но со временем моя честность, высоко моральность, ум становятся обслуживающим персоналом моей главной идеи – пробиться наверх. И со временем я теряю, что у меня было раньше. И я становлюсь тем, кого я так не любил».
Подводя итоги года работы театра Владимир Петров отметил, что «в театре аншлаги, людям хочется выйти в свет. Мы в театре снимаем тревожные нотки людей».
На сцене молодой человек Егор Дмитриевич Глумов (актёр Егор Козаченко), который записывает в свою тетрадь «летопись людской пошлости». Все слова и предложения Егора зритель читает на освещённой раме, в том числе его главная мысль выбиться наверх: «надо пользоваться их слабостью». Так начинается история умного и образованного молодого человека, который стремится «пробиться в люди». И все зрители в течение спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» будут решать лично для себя нелегкую задачу: есть, быть или казаться таковым человеком.
На сцене только две двигающиеся рамы, окрашенные в разные цвета разных помещений, спортивные мячи, играющие роль мебели или стульев и живая игра актёров Воронежского театра драмы, воплощающих только отрицательных персонажей.
Как же быстро перестраивается умный Егор в простачка, он знать не знает своего дядюшку Нила Федосеевича Мамаева (заслуженный артист России Вячеслав Зайцев), который всех готов поучать от мала до велика по два часа! Но очень хочет познакомиться для решения своих корыстных задач.
Режиссер Владимир Петров пытается через героев разных возрастов раскрыть вопрос человеческой морали, показывает алчность, лживость, низкопоклонничество героев. Важна роль взаимоотношений между консервативным «старым» поколением, которое имеет уверенное положение в обществе, и молодыми людьми, только встающими на путь «служения» этому обществу. Все врут друг другу, притворяются. Как это по-женски хитро расставляет сети вычурная Клеопатра Львовна Мамаева (заслуженная артистка России Надежда Леонова) перед Жоржем (так называет Егора Глумова). Иван Иванович Городулин (заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников) – преуспевающий молодой важный господин с бойкими манерами, просящий записать все умные высказывания Егора на бумагу для дальнейшего использования в своих речах. Он постоянно говорит о своей занятости и делах, которой на самом деле нет. А предполагаемая невеста Машенька, манерная пустая девочка в голубом платье и зелёных сапожках (Анна Гаврилова) считает себя московской барышней, которая не пойдёт замуж без денег.
Каждый из героев Островского колоритен, одет по моде сегодняшнего дня, как мама Егора Глафира Климовна Глумова (заслуженная артистка России Тамара Семёнова) в чёрной фетровой шляпке с цветком, длинной юбке и молодёжных ботинках. Или гротесковая матушка Манефа (Ирина Кулешова) в дачных сапогах и штанах, в блестящем наряде и фантастической цветочной шляпой на голове, вызывающая бурные эмоции триумфу безвкусия! И рядом с ними на сцене безупречные мужчины в современных костюмах Нил Мамаев и Иван Городулин. Отмечу работу художника по костюмам Фагилю Сельскую, которая помогла зрителю раскрыть и оценить каждого из героев спектакля.
Зрители переживают за островских героев, видя в их поступках, делах и словах своих современников. Как отметила одна из зрительниц Елена Петровна после спектакля, классика-то жива, пьеса написана почти 150 лет назад, а рассказывает о наших сослуживцах, соседях. Противно смотреть и слышать лживую хвалу людям, которая в действительности, после чтения дневника Егора Глумова, оборачивается нелестными характеристиками людей, его окружавших.
Вот и финал, которого мы и не ждали! Это сцена чтения дневника молодого безденежного Глумова напомнила нам школьную читку письма Хлестакова из комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. Как же они все хотели узнать правду о других людях, а «обо мне пропустим»! Дневник публично прочитан, плут выведен на чистую воду. Ни лесть, ни подлость и виртуозная игра с людьми не помогли ему. Нет ни положения в обществе, ни денег, брак разрушен. Путь этот оказался скользким и провальным.
Но если уж выбрал такой путь, будь осторожен и внимателен, ведь, как известно, на всякого мудреца довольно простоты. Каждый из зрителей, выходя из зала Воронежского театра драмы имени Кольцова, решает для себя: быть таким, как есть или только казаться добрым и внимательным человеком. Возможно, вспомнит и синонимы поговорки, ставшей названием пьесы: на ошибках учатся; семь раз отмерь, один раз отрежь; всё добро, да не всё на пользу.
Архивариус театра Н.Н. Тимофеев отмечает, что у воронежского театра драмы с А.Н. Островским отношения особые – творческие и почти непрерывные. Таковыми они были в 19 и 20 веках. С 1937 по 2009 годы пьесы драматурга ставили на нашей сцене 28 раз. Считается, что репертуарными из его большого наследия являются лишь 10 пьес. В нашем драмтеатре поставлено 18 названий. Среди них весьма редкие «Василиса Мелентьева» (1940), «Женитьба Белугина» (1948), «Дикарка» (1958).
Постановка В. С. Петровым пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» – третья в репертуаре театра за последние 80 лет. В 1940 году её поставил В. М. Энгелькрон, в 1973 году Глеб Дроздов. В нынешней постановке заняты актёры всех поколений. Старшее поколение представляют народные артисты России Тамара Семёнова (Глафира Глумова), Сергей Карпов (Крутицкий), заслуженные артисты России Елена Гладышева (Турусина), Надежда Леонова (Мамаева), Вячеслав Зайцев (Мамаев). Среди молодого поколения – Егор Козаченко в роли Егора Глумова, Евгений Чистяков в роли Егора Курчаева, Игорь Болдышев в роли Голутвина, Анна Гаврилова в роли Машеньки.
Текст – Ольга Полухина
Фото - Анна Липецкая