Бои за Отрожку и их значение в битве за Воронеж
Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Антон Ушаков. Научный руководитель: А. Н. Меркулов. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
В наше время, несмотря на то, что с момента Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками прошло более 75 лет, тема Великой Отечественной Войны очень активно исследуется историками. Ей посвящают много времени для рассмотрения в школах и ВУЗах, однако исследовано далеко не всё. Подавляющее количество исследований рассматривает глобальные проблемы данной эпохи, однако локальным и тактическим моментам уделяют меньше времени. Но именно успех локальных операций позволял добиваться больших результатов в обще стратегическом плане.
Одним из важнейших направлений наступления Вермахта было Воронежское, т.к. Воронеж был узловым пунктом на пути к Сталинграду, где в то время шли ожесточённые бои. [6, с. 3] Немецкая армия, имевшая опыт боев, как на открытых пространствах, так и в городских сражениях, 28 июня 1942 года начала битву за Воронеж. [6, с. 7] Первый удар на себя принял правый берег города, однако от бомбардировок с воздуха страдал весь город сразу. Особое значение немцы предавали именно железнодорожным узлам, в том числе станции «Отрожка». Из дневников секретаря партбюро завода им. Тельмана А. П. Ламаша следует, что с 4 по 11 июля вражеская авиация вела активные бомбардировки района. Захватчик уделил особенное внимание мостам, как единственной переправе для наших войск, так и самой станции Отрожка, как важному железнодорожному узлу. За время этих атак было уничтожено более 15 наших вагонов, ликвидированы наши экипировочная эстакада и подъездные пути. [8 с. 73]
Вообще, Отрожка довольно старый район. Свое начало берет еще в Петровские времена, а железнодорожное значение приобрел уже в начале XX века, как вагоноремонтное депо. [4 с. 54] В состав города Воронежа Отрожка была включена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 20 апреля 1939 года, как основа железнодорожного района. [4 с. 719]
Итак, постепенно, под натиском нацистов наши войскам пришлось оставить западную часть города и перейти к обороне восточной, на севере которой и находилась Отрожка. На момент первых столкновений в этом районе в распоряжении командования были следующие части: 125-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог, 233-й конвойный полк НКВД, отдельно стоит отметить самую мощную боевую единицу – бронепоезд «Чапаев». [6 с. 25] В период непосредственных боевых действий за северо-восточный район города в подмогу основным оборонительным силам был направлен 146-й отдельный батальон конвойных войск НКВД СССР. [11 с. 62] Также сохранились сведения об участии в боях на рассматриваемой территории 6-ой сводной дивизии, 8-го инженерного батальона ПВО, а также 41-го и 133-го полков НКВД, параллельно сражавшихся на юге города. [2 с. 3-6]
15 октября 1932 года объявлено о формировании 125-го полка. [9 с. 1] В мае 1937 года переформирован в 15-й Юго-Восточный отдельный железнодорожный дивизион внутренней охраны НКВД СССР (г. Воронеж) и 18-й отдельный железнодорожный дивизион внутренней охраны НКВД СССР (г. Сталинград). [5 с. 303-313] В итоге, в период 23-26 июня 1941 года переформирован в 125-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. [10 с. 340-348] По мере продвижения немецких войск основные силы подразделения были расквартированы в районе Отрожки, а главными задачами стали: охрана железнодорожных мостов, прикрытие эвакуации вагоноремонтного завода им. Тельмана и подвижного состава со ст. Отрожка. Отдельное внимание стоит уделить именно железнодорожным мостам, т.к. именно они оставались главной связующей линией города и внешнего мира. Вермахт это прекрасно понимал, поэтому мосты подвергались бесконечным артобстрелам и попыткам захватить их. Однако храбрость и мужество наших бойцов не позволили фашистам овладеть столь важным объектом. К обороне и обслуживанию мостов и проходящих по ним эшелонов были привлечены даже гражданские лица. Так, в 1942 году при очередном обстреле ст. Отрожка один из вражеских боеприпасов попал в вагон с зажигательной смесью, тут же образовался очаг крупного пожара. В борьбе с огнём принимали участие и мирные жители. По итогу 20 вагонов сгорели, 12 эшелонов были спасены. [3 с. 35]
233 полк НКВД начал формироваться 24 ноября 1939 г., основу боевой единицы составили: «подразделения частей конвойных войск НКВД СССР: 230-го, 231-го и 227-го полков; 135-го и 137-го отдельных батальонов НКВД». [7 с. 51] До войны занимался охраной тюрем. В 1942 г., в ходе отступательных манёвров, оказался в Воронеже. 7 июля 1942 г. подразделения 233-го полка НКВД заняли оборону в районе узловой станции Отрожка с задачами не допустить прорыва противника к железнодорожным мостам и переправы частей противника на левый берег города. [7 с. 59] Параллельно с этим полком оборону на данном участке фронта также осуществляли бойцы 125 полка НКВД. Именно сводный полк НКВД, основу которого составят 2 эти полка, и нанесет мощный контрудар по району СХИ и берёзовой рощи через железнодорожные мосты, оттеснив войска Германского Рейха от Отрожки и левого берега, навсегда… [6 с. 106]
Недаром выше было уделено особое внимание железнодорожным мостам, ведь они оставались единственной магистралью, связывающей обе стороны города. [6 с. 71] Организацией обороны мостов занялись батальонный комиссар Н. П. Сазиков, начальник штаба И. Д. Скобелев и командир 125 полка НКВД П. Н. Беломытцев. На оборону непосредственно мостов был поставлен капитан Брызгалин во главе 1-го батальона. Дальше, по железной дороге, встали два взвода и рота младшего лейтенанта С. И. Дуракова. Оставшиеся силы были сконцентрированы на левом берегу, в районе Отрожки. Активнейшим образом шла работа. На мостах налаживали движение автотранспорта сапёры взвода лейтенанта Бута и бойцы 5-й железнодорожной бригады. [6 с. 72]
И так, началом боёв непосредственно за Отрожку можно считать 8 июля 1942 года, т.к. именно в этот день гитлеровцы начали массированную бомбардировку с воздуха всей фронтовой полосы в городе, в том числе район СХИ, Берёзовой рощи и Отрожки. [6 с. 86] Противник намеревался одним мощным ударом выбить наши войска с северного участка Воронежа и вскоре взять весь город под свой контроль. Однако мужество и доблесть наших солдат сломали все планы нацистов на быстрый бой за город. С большими потерями фашистам удалось взять СХИ и прилегающий район, однако до Отрожки сил дойти уже не было. Ф. И. Голиков, на тот момент времени командующий войсками Воронежского фронта, вспоминал, что из 796-й сп, 141-й сд, батальона тяжелых танков Героя Советского Союза капитана И.И. Маковского, сводного полка НКВД, части сил 121-й сд он создал единую ударную группу под командованием генерала И. Гришина. Чуть позже, 9-10 июля именно это подразделение нанесёт мощнейший удар по противнику, ранее занявшему район СХИ. Плацдармом этого удара послужит именно район Отрожки. Бои были очень жестокими и кровопролитными, но всё же нашим войскам к 11 июля удалось прочно закрепиться в Берёзовой роще и институтском городке. [1 с. 40]
Стоит отметить, что решение о контрударе было довольно спорным. Так, подводя итоги боёв за город было видно, что Вермахт захватил в кратчайший срок целую половину города, однако понёс очень большие потери, к тому же ему, для дальнейшего наступления, было необходимо подтянуть линии снабжения, реорганизовать подразделения и т.д. Нанести удар было довольно рискованно. Немцы явно не успели хорошо окопаться, но уже заняли выгодные оборонительные рубежи, но в случае неудачи наши подразделения будут ослаблены, а у противника появится больше шансов захватить железнодорожные мосты и ст. «Отрожка». Но наше командование решило бить и стоит заметить, что атака шла не только со стороны Отрожки, также важным плацдармом этого удара был дом отдыха им. Горького и переправа возле него, ныне это клинический санаторий. Как уже говорилось выше, удар увенчался успехом. После освобождения района СХИ укрывшиеся от боевых действий гражданские отправлялись в Отрожку, а из неё, по спасённым железнодорожным мостам передвигались колонны военной техники и пехота. Это занимали исходные позиции части 60-ой армии. [6 с. 115]
Однако даже после поражения в Берёзовой роще и СХИ нацисты не оставляли надежд взять Воронеж, всячески усложняя передвижение по отрожским мостам. Так, в 20-х числах июля 1942 года ими была предпринята последняя попытка остановить движение по мостам. Они разместили на правом берегу города орудия, которые предназначались для стрельбы прямой наводкой и открыли огонь по нижней широкой балке, на которой лежали шпалы. В общей сложности противник выпустил 41 снаряд, несколько попали в цель, и движение по мостам тяжёлого транспорта было остановлено.
Позже мосты будут починены и сослужат отличную службу советским войскам на протяжении всех последующих военных дней. Вагоноремонтный завод им. Тельмана, расположенный в Отрожке, будет оказывать большую помощь войскам в ремонте военной техники. [6 с. 144] Продолжатся авианалёты, но непосредственных боевых действий в районе Отрожки больше не будет, однако именно отсюда часть советских войск перешла от обороны к наступлению, к разгрому захватчика, отсюда был начат победный путь на Берлин!
Исходя из проанализированного материала видно, что оборона Отрожки внесла один из ключевых вкладов в оборону всего города Воронежа. Удержание данного района позволило сохранить железнодорожные мосты, которые позволили адекватно снабжать весь городской и пригородный фронт, а также связывать обе части города, сохранить за собой вагоноремонтный завод им. Тельмана, который противник мог использовать для ремонта своей техники, а также заиметь в будущем очень выгодный плацдарм, с которого и будет нанесён мощный удар по правому берегу города, где расположились немецкие оккупанты. Но одна из самых главных заслуг Отрожки, это сохранение ЮВЖД в распоряжении Советского Союза, что позволило переправлять боевые и продовольственные припасы на юг, в Сталинград. Сейчас, на острове между двумя железнодорожными мостами располагается Памятник воинам-чекистам, отдавшим жизнь при обороне этих мостов. Вечная память героям!
- Аббасов А. М.; Воронежский фронт: хроника побед/ А. М. Аббасов. - Воронеж : Типография ВАИУ, 2010 г.- 318 с.
- Боевое донесение № 002 штаба Воронежского фронта от 11 июля 1942 г. // ЦАМО РФ. Ф. 203. Оп. 2843. Д. 84. Л. 3-6.
- Выписка из отчета «О служебной и боевой деятельности 125 полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений 1941-1943 гг.» // Архив УФСБ России по Воронежской области. Ф. 9. Оп. 8. Д. 138. Л. 30-38.
- ГАВО: Путеводитель. — Воронеж: Копировальный салон-типография «Фортуна» ИП Гончарова Г.Г., 2010; С.54.
- ГАРФ: ф. 9401, оп, 1, д. 484, лл. 303-313
- Гринько А. И.; В боях за Воронеж/ А. И. Гринько.- Воронеж : Центрально-черноземное книжное издательство, 1985 г. - 223с.
- М. В. Вольский; Боевая летопись 233-го полка конвойных войск НКВД СССР (2020)//Воронежский вестник архивиста; с. 51-58.
- Н.Е. Мухина; Юго-Восточная железная дорога в сражениях за Воронеж в годы Великой Отечественной Войны (2017)// Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета; с. 71-76.
- РГВА: ф. 38345, оп. 1, д. 1, л. 1.
- РГВА: ф. 38621, оп. 1, д. 255, лл. 340-348
- С.С. Выхорь;146-й отдельный батальон конвойных войск НКВД СССР в боях за Воронеж(2020)//Воронежский вестник архивиста; с. 59-64.
Приложение
1.jpg
Восточный железнодорожный мост. Дореволюционная открытка.
2.jpg
Карта расположения мостов на 1942-1943гг.
3.jpg
Восточный железнодорожный мост. Современный вид.
4.jpg
Западный железнодорожный мост. Современный вид.
5.jpg
Памятная доска, установленная на территории Памятника Воинам-чекистам.
6.jpg
Памятник Воинам-чекистам на острове между мостами