МедиаТУРЫ #ТРЕНДнаДОБРО
Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Данил Климов. Научный руководитель: И. А. Белякова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
Введение
Команда медиаДОМА #ТРЕНДнаДОБРО создает позитивный контент о добровольчестве и молодежной политике, чтобы мотивировать личным примером своих читателей! Мы площадка для начинающих журналистов, готовых создавать положительный образ добровольчества в стране. Мы рассказываем о творческих коллективах, общественных движениях, социальных предпринимателях. Мы освещаем деятельность НКО и государственных учреждений.
Мы не просто медиакоманда, мы настоящий волонтерский корпус. Мы не ищем инфоповоды, мы их создаем. Мы реализуем ряд культурных и социальных проектов при поддержке Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Ежемесячно наша команда обрабатывает запросы об оказании помощи. Мы стараемся оперативно помогать благополучателям и оказывать посильную помощь социальным организациям региона.
Наша команда состоит из специалистов в различных областях, на наших мероприятиях выступают спикеры регионального и федерального уровня. Мы готовы делиться нашим опытом не только через контент, но и, благодаря очным мероприятиям, направленным на развитие творческих и коммуникационных навыков молодежи. Регулярно мы встречаемся со школьниками и студентами, рассказывая о востребованных профессиях и современных трендах.
После блокировки зарубежных социальных сетей и ограничениями в TIKTOK большое количество молодежи ищет себя на новых медиаплощадках. Молодежь находится в поиске трендов, которые следует повторять. Мы хотим показать, чтобы быть в тренде достаточно творить добро! Для генерации позитивного контента был запущен проект МедиаТУРЫ #ТРЕНДнаДОБРО.
МедиаТУРЫ
В январе 2022 года прошел первый медиаТУР в Лискинский историко-краеведческий музей. Для студентов ЛПТТ имени А.К. Лысенко была проведена экскурсия, в рамках которой молодежь смогла снимать авторский и командный контент. В рамках события студенты могли использовать экспозиции музея, как тематические декорации, для создания фото и видео материала. О каждом понравившемся или используемом экспонате студенты узнавали историческую информацию от сотрудника музея.
"Конечно, лучше молодых людей занимать позитивным контентом, как сейчас модно говорить, тем, чтобы давать им возможность развиваться для того, чтобы они могли стать успешными в жизни, самоутвердиться, в хорошем смысле этого слова, добиться успеха", – сказал В.В. Путин в ходе встречи с участниками общероссийской акции взаимопомощи "Мы вместе". Он отметил, что в обществе было много дискуссий по поводу ограничений в интернете, но технологии проникли во все сферы жизни и они должны подчиняться не только юридическим законам, но и моральным принципам.
Создание контента в учреждениях культуры способствует знакомству молодежи с историей и культурой в интересном формате. Подобные медиаТУРЫ помогают не только изучить материал, но и получить эмоции.
Проект соответствует 20-му направлению реализации молодежной политики Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" – поддержка деятельности по созданию и распространению, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации произведений науки, искусства, литературы и других произведений, направленных на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей молодежи.
С января по апрель мы провели 5 медиаТУРОВ для молодежи в учреждения культуры. Свои двери начинающим блогерам открыли Лискинский историко-краеведческий музей, Воронежский биосферный заповедник, музейный комплекс «Дворец Ольденбургских». Контент, созданный в музеях, собрал тысячи просмотров и сотни лайков.
В рамках медиаТУРОВ можно доступно и интересно рассказать молодежи о важном. Такие туры становятся отличным методом продвижения музеев в социальных сетях.
Петровский МедиаТУР
В 2022 году наша страна празднует 350 лет со дня рождения Петра I. Это легендарная историческая личность, человек, который изменил образ государства Российского. Важно рассказывать о таких людях в формате, который способна воспринимать молодежь.
В июне 2022 года мы проведем Петровский медиаТУР, который поможет окунуться молодежи в историю. В приложении 1 можно увидеть механизм проведения события и объекты тура.
Сохранение истории нашей малой родины зависит только от нас. Мы, благодарные потомки великих предков, должны не только чтить и знать нашу богатую историю, но и вносить свой вклад в ее сохранение и развитие.
Лискинский район можно смело назвать крупным Петровским городом, поскольку в XVII-XVIII веках на территории Лискинского района по его распоряженью была создана Икорецкая верфь. История Лискинской верфи неразрывно связанна с такими значимыми для истории страны личностями, как А.Н. Сенявин и Ф.Ф. Ушаков.
Сохранение подлинной истории нашего государства начинается с изучения интересных фактов о своей малой родине. Именно поэтому мы познакомим молодежь с историей кораблестроения на территории Воронежской области в рамках увлекательного медиаТУРА.
«На верфях Дона жизнь вскипала…» (1)
Об истории и границах
Нижнеикорецкой судостроительной верфи»
Часть I
История Воронежского края конца XVII — первой четверти XVIII в. тесно связана с деятельностью Петра I. Воронеж при первом Российском императоре на короткое время стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России. Здесь на берегу реки между современными улицами Чернышевского и Большой Стрелецкой в конце 1695 — начале 1696 г. была заложена судостроительная верфь. На острове, образованном двумя протоками Воронежа, было построено адмиралтейство, где проходили военные советы, итогом которых были важные государственные решения. Вместе с Петром Алексеевичем в Воронеж и Воронежский край в конце XVII — первой четверти XVIII в. приезжали Александр Данилович Меншиков, Алексей Семенович Шеин, Федор Матвеевич Апраксин, Никита Моисеевич Зотов, Федор Алексеевич Головин и многие другие государственные деятели.
Икорецкая верфь была одной из верфей Воронежского ареала, созданных указами Петра I. Нет сомнений, что именно первый император вызвал к жизни всю последующую историю военно-морского флота России. И Лискинская маленькая верфь на реке Икорец внесла свою посильную лепту в это большое и необходимое предприятие, которое начиналось во многом как подростковая забава юного царя. Столь яркий пример всеобъемлюще раскрывает значение фактора роли личности в истории. Сам Петр Великий и «птенцы гнезда Петрова» совершили громадный прорыв в развитии военно-морского флота России. К славной когорте государственных деятелей гнезда Петрова можно без сомнения отнести и двух деятелей той эпохи, чьи имена неразрывно связаны с историей нашего края: Федор Федорович Ушаков и Алексей Наумович Сенявин. Через призму свершений этих трех великих личностей мы раскроем историю основания, развития и достижений Нижнеикорецкой судостроительной верфи в составе Донской экспедиции.
А начиналось все с маленького английского бота, ждавшего своего часа на задворках боярского двора.
«Несколько времени спустя случилось нам быть в Измайлове на Льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей на дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил вышеперечисленного Франца, что то за судно? Он сказал, что то –бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет перед нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что бот ходит на парусах не только по ветру, но и против ветру, которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно. Потом я его паки спросил: Есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход показал? Он сказал, что есть. То я с великою радостию сие услыша, велел его сыскать. И вышеперечисленный Франц сыскал голландца Криштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей, для делания морских судов на Каспийском море; который оный бот починил и сделал машт и парусы, и на Яузе при мне лавировал, что мне паче удивительно и зело любо стало. Потом, когда я часто то употреблял с ним, и бот не всегда хорошо ворочался, но более упирался в берега, я спросил: для чего так? Он сказал, что узка вода. Тогда я перевез его на Просяной пруд, но и там немного авантажу сыскал, а охота стала от часу более. Того для я стал проведывать где более воды; то мне объявили Переславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выспросился». (2)
Начало XVIII века ознаменовалось в России с началом Северной войны 1700-1721 гг. Прорваться к морю – такова была цель Петра, параллельно проводилась военная реформа, целью которой было создание регулярной армии и флота. Он боролся за выход как в Балтийское, так и в Чёрное море. Но, не смотря на «Северный союз», борьба на северо-западе со шведами затянулась на более, чем два десятилетия. Южный противник Турция, также был силен и опасен. К тому же между Россией, Австрией, Польшей и Венецией существовал военный союз, направленный против Турции.
Поход 1695 года окончился неудачей. Турки получали постоянную помощь со стороны моря, их трудно было понудить к сдаче. Они имели флот и на Черном и на Азовском морях, плохой флот, но Россия и вовсе никакого флота не имела. Не случайно, намного позднее, в указе от 13 января 1720 года по поводу издания Морского устава Петр написал: «Всякой потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет. А который и флот имеет, обе руки имеет». (3)
В Преображенском и в Воронеже началась работа по постройке судов уже зимой 1695 – 1696 годов. Больше строили галеры и струги. Выписаны были корабельные мастера, плотники, слесари, кузнецы брались отовсюду, где только можно было их найти. В Воронеже делом своза материалов, а потом и постройки ведал Титов, не имевший до той поры никакого понятия о кораблестроении, а всем этим флотом командовал Лефорт, который, как истый швейцарец, гражданин самого «сухопутного» государства в Европе, очень мало смыслил в морском деле вообще и в кораблестроении в частности. Но Лефорту очень помогали все новые и новые работники, прибывавшие из-за границы. Выстроенные в Преображенском галеры перевозились в Воронеж в разобранном виде, здесь собирались и отправлялись к устьям Дона.
Весной 1696 года в г. Воронеже были спущены на воду 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера. Непрерывно строились в большом количестве струги. Гребцами были отчасти «вольные», отчасти «каторжники».
1.png
Чертеж прама «Элефант». РГАВМФ. Ф.627. Оп.1, д. 5188
Импровизированный флот принес существеннейшую пользу делу предпринятой вновь осады Азова. 19 июля 1696 года турецкий гарнизон Азова сдался. Азов был взят.
20 октября 1696 года Боярская Дума провозгласила: «Морским судам быть…». Экономические и политические интересы Русского государства требовали выхода России на Черноморское побережье и возвращения исконных русских земель в бассейне Черного моря, некогда захваченных турками. Государственный совет единодушно решил «получить свободу мореплавания на Черном море и позаботиться о построении там же крепости или порта».
2.png
Схема расположения Икорецкой верфи. 1 и 2 — реки Дон и Икорец; 3 — сараи для леса; 4 — стапели со строящимися на них прамами. (4)
3.jpg
Сканированная карта из Архива военно-морского флота в г. Санкт-Петербурге предоставлена Капитаном третьего ранга, краеведом Ю.В. Лисовским. Схема выше повторяет объекты, расположенные на данной карте.
К 1709 г. относится первый этап кораблестроения на Нижнеикорецкой верфи, продолжавшийся до 1711 года, когда на этой верфи было построено 60 больших морских лодок. (5) В последующие годы строительство кораблей происходило с 1735 по 1739 гг. и с 1768 по 1770 г. На верфи строились суда различных классов и назначений – от казачьих лодок («чаек», «каек») до боевых линейных кораблей. Готовые корпуса спускались весной в полую воду, а достраивались и оснащались корабли уже на Дону. Больше всего было спущено парусно-гребных галер, прамов и «новоизобретенных» кораблей, которые благодаря своей малой осадке могли нести крупнокалиберную артиллерию, вплоть до осадных орудий.
Такое неравномерное течение в работе верфи было связано с колебаниями внешнеполитического курса России в отношении Турции и ходом Северной войны. В частности, первая остановка работ на Икорецкой верфи произошла после подписания Россией и Турцией 12 июля 1711 года Прутского мирного договора, по которому Россия обязывалась вернуть туркам Азов и срыть крепости в Таганроге и Приазовье. Судостроение на верфях Воронежа и Дона с притоками было приостановлено, а жителей Азова и Таганрога переселили на реку Осередь, где в 1715 году образовался новый город Павловск. (6)
Часть II
После смерти Петра I в 1725 на более чем пять лет в судостроении наступил период упадка. Шли споры о том, что дальше делать с флотом. Но, все-таки победу одержали сторонники деятелей петровской школы и было решено флот сохранить, строить и мореходные корабли, и галеры.
К 1731 году снова обострились отношения с Турцией и стала очевидной вероятность начала новой русско-турецкой войны. Последовали указы императорского двора и Правительствующего сената от ноября 1733 и февраля-марта 1734 гг. о воссоздании Донской флотилии. Ранее заложенные суда должны быть достроены, новые заложены и изготовлены, все спущены на воду и вооружены (журнал от 09.02.1764) (7).
В районах России, примыкающих к Азовскому и Черному морям, развернулись военные действия, началась четырехлетняя русско-турецкая война 1735-1739 годов. Она явилась результатом обострившихся противоречий с Турцией в низовьях и лиманах Днепра и Дона, имела своей целью защитить развивающиеся области страны от продолжающихся набегов крымских татар и обеспечить русским судам свободное плавание в южных морях. 27 июня 1735 года Анна Иоанновна издала указ: «Построенные в Таврове и прочих на реке Дону местах прамы и галеры и прочие суда, которые достроены, выконопатить, спустить на воду и оснастить, имеющиеся в Павловске содержать к походу в готовности, из Таврова и из прочих мест, кои выше Павловска, готовые немедленно отправлять в Павловск». (8)
4.jpg
44-пушечный прам, построенный на судовой верфи города Таврова. (9)
Летом того же года был осуществлен перевод судов на реку Осередь. 19 июня 1736 года турецкий гарнизон Азова во главе со своим командующим Мустафой-Ага капитулировал и город навсегда возвратился к России. После победного завершения осады Азова, где флотилия в значительной мере сумела показать свои боевые возможности, остро встал вопрос о постройке новых судов для замены износившихся и с учетом предстоящих операций в борьбе за Крым и на море. Адмиралтейств-коллегия (журналы от 05.07.1736 и последующие) предложила построить в Таврове к весне следующего года еще 40 боевых галер и 20 ластовых морских судов-шмаков, а также изготовить в Нижнем Икорце и в других местах 500 единиц мелких судов для обеспечения сухопутных войск. (10)
Шмаки были предназначены для перевозки грузов и задавались в размерах 32*7,6 м с малой осадкой от 0,54 м порожнем до 1,38 м в полном грузу. В качестве мелких судов предусматривались большие лодки, способные вмещать 40-60 солдат с двумя полковыми пушками и запас провианта на два месяца, а ходить как на веслах, так и под парусом.
8 ноября 1736 года для рассмотрения результатов проведенного изучения и подведения итогов было собрано специальное совещание под руководством президента Адмиралтейств-коллегии адмирала графа Головина Николая Фёдоровича, возглавлявшего этот орган с 1733 по 1745 год. В качестве представителя Сената в совещании участвовал сподвижник Петра I из числа волонтёров Великого посольства вице-адмирал Наум Акимович Сенявин, один из двух братьев – основателей знаменитой морской династии, чей сын Алексей Наумович позднее даст имя Нижнеикорецкой верфи, называвшейся в 18 веке Сенявинской.
Было решено подтвердить строительство галер и шмаков, а по мелким судам согласиться с постройкой казачьих лодок или усовершенствованных кончебасов с осадкой не более 3 футов (11) в грузу, на 60 человек с оружием и трехмесячным запасом провианта.
В период с 7 по 14 мая 1737 года из Таврова и Нижнего Икорца к Азову подошли 500 построенных там казачьих лодок, из них после военной кампании 1737 года в Азов возвратилось 29 штук.
Вновь появилась острая необходимость в создании судов для военной кампании 1738 года. С 22 апреля по 11 мая 1738 г. в Азов было отправлено построенных в Таврове и Нижнем Икорце 50 парусно-гребных двухмачтовых каек, 34 корабельных палубных, итальянских и ялботов, 9 будар и 25 шлюпок. В этот раз суда строились более просторными и прочными. Заложенные на Икорецкой пристани двадцать новых 16-баночных галер остались недостроенными.
Для кампании следующего 1739 года Адмиралтейств-коллегия (журнал от 01.11.1738) поручила генерал-кригс-комиссару князю М.М. Голицыну закончить постройку в дополнение к оставшимся в Азове 69 казачьим лодкам еще 81 единицу и заложить в Нижнем Икорце новые большие и малые прамы для замены пришедших в негодность. По докладу Тавровского Адмиралтейства, это задание было выполнено, и в период с 20 апреля по 18 мая двадцать боевых галер и 81 казачья лодка отправились к Азову. Заложенные пять больших прамов остались недостроенными и простояли на стапелях свыше тридцати лет, закончили их только в 1769 году. Вновь большая политика помешала развитию нашего военного флота. 18 сентября 1739 года был подписан Белградский мирный договор. Он не решал необходимых для России вопросов, сказалось иностранное засилье при царском дворе в Петербурге и нежелание европейских держав усиления русской империи. Азов хотя и возвращался русским, но запрещалось его вооружать. России не разрешалось иметь военный флот на Азовском и Черном морях. По существу, договор ликвидировал военные успехи, фактически лишил страну выхода в Черное море. Менее, чем через месяц, 15 октября 1739 года, последовал высочайший указ императрицы о ликвидации обеих флотилий. В нем предписывалось Адмиралтейств-коллегии: «В Донской и днепровской экспедициях имеющиеся во флотилиях годные суда убрать в удобные места, а негодные разломать, також и строящиеся в Таврове прамы разобрать и покласть в стопы под кровли и оставшиеся от строений леса убрать и покласть под сараи, а мастеровых людей взять в Санкт-Петербург». (12)
Часть III
Наиболее продуктивным этапом работы Икорецкой верфи был третий (1768-1770 гг.), когда после 29-летнего перерыва началось восстановление Тавровской, Икорецкой и Новопавловской верфей, тогда же начинает строиться верфь Новохоперская. Руководство по строительству судов осуществляли контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин и генерал-кригс-комиссар Селеванов И.М. Этот третий этап совпал с русско-турецкой войной 1768-1774 годов. В начале войны русское правительство приняло решение восстановить Азовскую военную флотилию, для чего построить на реке Дон и его притоках морские корабли и оборудовать порт в Таганроге.
В 1768 году мичман Федор Федорович Ушаков был командирован в Донскую флотилию. Поданным Лискинского краеведа В.С. Левшунова, работавшего в архиве Военно-морского флота, его служба начиналась на достройке прама №5 «Троил», который потом принял под своё командование и плавал на нем по реке Дон. 30 июля 1769 произведен в лейтенанты. Позднее командовал «новоизобретенным» «Модоном», команда которого совершила первые промеры Ахтиярской (Севастопольской) бухты и дважды совершила плавание от Таганрога до Балаклавы. Федор Федорович Ушаков был участником 40 военных кампаний и не проиграл ни одного сражения, ни один его подчиненный не оказался в плену врага. Своей отвагой и великим трудолюбием он заслужил звание «Адмирал флота Российского», в 2004 г. был канонизирован как святой Русской православной церкви. (13)
Возглавлял Донскую экспедицию 52-летний потомственный моряк, участник прошлой русско-турецкой и Семилетней войн, командир ряда линейных кораблей, затем командующий Кронштадтской эскадрой, контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин (1716-1797 гг.).
Сенявин Алексей Наумович родился в 1716 году. Его отец Наум Акимович Сенявин, известный адмирал петровского флота, был родоначальником знаменитой семьи моряков. Он начал военно-морскую службу простым матросом и был непосредственным участником борьбы русского государства за выход в Балтийское море.
Создавать флот на верфях, находящихся под ударом врага, не имея достаточного количества квалифицированной рабочей силы и материалов, было исключительно трудно. Нужен был энергичный человек, моряк и администратор, способный возглавить строительство, а затем и боевые действия вновь построенных кораблей. Таким организатором и оказался Алексей Наумович Сенявин.
7 ноября 1768 года Екатерина II имела с Сенявиным продолжительную беседу и предложила ему взять на себя руководство Донской экспедицией. Сенявин охотно принял ответственное поручение.
Спустя три дня в заседании Адмиралтейств-коллегии он докладывал свои соображения по поводу строительства флотилии. Маститые адмиралы с большим вниманием слушали доклад Сенявина. Уже в предварительном наброске плана мероприятий, предложенным им на обсуждение коллегии, сказалась широта замысла, с которым подошел Сенявин к трудному и ответственному делу.
Прежде всего Сенявину предстояло разрешить два основных вопроса, тесно связанных между собой: о месте строительства флота и о типах будущих кораблей.
Проблема типа судов приобрела в сложившихся условиях исключительное значение. Строители не могли следовать в своих действиях установившимся образцам. Начать строительство новой флотилии на самом побережье Азовского моря было невозможно – оно находилось в зоне военных действий. Речь могла идти о создании верфей в устье Дона, глубины которого были недостаточны для крупных кораблей. Таким образом Сенявину необходимо было решить сложную задачу создания кораблей, которые могли бы нести на себе мощную артиллерию, способную состязаться с корабельной артиллерией турецкого флота. Для того, чтобы преодолеть мели в устье Дона, эти корабли должны были обладать небольшой осадкой.
Выслушав предложения Сенявина, члены Адмиралтейств-коллегии решили:
- «отправить генерал-кригс-комиссара Селиванова в Тавров и прочие тамошние адмиралтейства для приготовления там лесов к строению судов разной величины и для возобновления как нужных магазинов, так и прочих потребных строений, снабдя его от коллегии инструкциею и всеми принадлежащими к тому сведениями;
- употребить оной коллегии всевозможное старание примыслить род вооруженных судов, коими бы против тамошних морских судов с пользою действовать могли;
- к рассуждению и сочинению в силу сего указа призывать вице-адмирала Спиридова и контр-адмирала Сенявина, ибо первый в нужных местах сам был, а второму действовать…». (14)
Сенявин и Спиридов энергично принялись за работу. Много бессонных ночей они посвятили обсуждению чертежей запланированных к постройке кораблей и в начале 1769 г. представили на рассмотрение Адмиралтейств-коллегии проект судов, которые подразделялись на четыре типа: 16-пушечные, с осадкой до 9 футов; 14-пушечные с двумя гаубицами с осадкой до 8 фунтов; 12-пушечные с осадкой и в 5 футов и 8-пушечные с двумя гаубицами с осадкой в 4 фута.
Адмиралтейств-коллегия постановила 14 ноября 1768 года: «…зачатые в прошедшую Турецкую войну на Икорецкой пристани 5 больших прамов дабы бесплодно сгнитию подвержены не были ради могущих быть потребностей достроить». В.И. Расторгуев в своей книге «Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг.» уточняет, что прамы эти в мае 1739 года заложил корабельный мастер Осокин. (15)
Однако это не решало стоящей перед Сенявиным задачи – построить на Дону мощный флот, способный конкурировать с турецким. Предложенные Сенявиным и Спиридовым к постройке новые корабли уступали по своим тактико-техническим данным линейным кораблям и фрегатам. А.Н. Сенявин прекрасно понимал, что «новоизобретенные» суда не смогут выполнить задачи разгрома флота противника в Черном море. Но он и не ставил такой задачи перед ними.
«Новоизобретенные» суда должны были своими действиями обеспечить безопасность Азовского побережья и создать условия для постройки больших боевых кораблей. Кроме того, они должны были содействовать операциям сухопутной армии в Крыму.
Сенявин настаивал на скорейшем взятии Азова и Таганрога и, когда узнал об овладении русскими этими крепостями, немедленно приступил к разработке плана восстановления Таганрогской гавани, разрушенной еще в 1711 г. по условиям мирного договора с Турцией.
Промер показал, что гавань, при некотором углублении ее сможет служить местом стоянки «новоизобретеных» судов.
Прилагая все силы для строительства «новоизобретенных судов» и прамов на Дону, А.Н. Сенявин разрабатывал конкретный план создания флотилии. Он считал, что можно производить постройку корпусов будущих фрегатов и на донецких верфях. (16) Но заканчивать строительство и вооружать корабли нужно в одном из портов Азовского моря, поскольку вооруженные корабли не смогут преодолеть мелей донского устья. Сенявин стремился всячески помочь армии в ее операциях по овладению Крымом. По его мнению, «новоизобретенные» корабли могли бы участвовать в операции по чищению Крыма от противника только во взаимодействии с галерами. Он писал в Петербург: «Когда же будут и при этом роде галеры, то не только без всякой опасности и помешательства от неприятеля могут в своем месте быть вооружены и не одно восточная часть, но и весь Крым долженствует содрогнувшись передать себя в монаршее покровительство, где известны три места: Еникель, Керчь и Кефа будут служить к строению больших кораблей». (17)
Руководя строительством «новоизобретенных» судов и разрабатывая план их действий в будущем, Сенявин проявил себя не только как опытный моряк и строитель нового флота, но и как дальновидный политический деятель. Его программа создания Азовского и Черноморского флота основывалась на трезвом учете соотношения сил Росси и ее противника.
Программа строительства «новоизобретенных» кораблей включала в себя следующие виды и их характеристики:
Первый тип представлял один трехмачтовый корабль «Хотин» длиной 104 фута, шириной 27 фута, глубина интрима 9/12 (18) (футов). Вооружение – шестнадцать 12-фунтовых орудий, экипаж – 157 матросов и офицеров.
5.png
«Новоизобретенный» корабль 1-го рода «Хотин». Рисунок А.В. Карелова
Второй, самый многочисленный тип, по которому планировалось построить семь двухмачтовых кораблей: «Азов», «Таганрог», «Новопавловск», «Карон», «Журжа», «Модон», и «Морея», каждый длиной 103 футов, шириной 28 футов, глубина интрима 8/10 футов. Их вооружение: четырнадцать 12-фунтовых орудий, две бомбически ходнопудовых гаубицы, 128 человек экипажа.
6.png
«Новоизобретенный» корабль 2-го рода. Отчетливо видны две мачты (грот и бизань) со штатным бизань-гафелем на бизань-мачте. Изображение в статье А.Б. Шешина «Азовская флотилияв войне 1768-1774 гг.» (Судостроение 1974 №7) и материалы РГАВМФ.
Третий тип: два бомбардирских судна длиной 60 футов, шириной 17 футов, глубина трюма 6 футов. Вооружение: одна двухпудовая мортира, две бомбические двухпудовые гаубицы и восемь 3-фунтовых пушек. Экипаж 60 человек.
7.png
«Новоизобретенный» корабль 3-го рода. Рисунок по чертежу из фондов РГАВМФ Лебедева А.А.
Четвертый тип: транспортные двухмачтовые суда «Яссы» и «Бухарест». Длина 86 футов, ширина 24 фута, глубина интрюма 8 футов. Эти суда были предназначены для подвоза провианта и оказания помощи в проводке судов через мели. Вооружение: двенадцать 6-фунтовых пушек, две мортиры 3-х пудового калибра. Экипаж – 57 матросов и офицеров.
8.png
Пакетбот «Почтальон». Художник А.В. Карелов. Построенный в 1765–1766 гг. И.И. Афанасьевым, он имел близкие к «новоизобретенным» кораблям 4-го рода (т.е. к «Яссам» и «Бухаресту») размеры и практически идентичное парусное вооружение. Но еще более удивительным является то, что в 1775–1783 гг. он сам служил в составе Азовской флотилии, но уже в качестве фрегата!
22 января 1769 года последовал указ императрицы об одобрении программы строительства двенадцати «новоизобретенных» кораблей, на что выделялось 100 тыс. рублей.
В январе 1769 г. А.Н. Сенявин направился из Петербурга на Дон. Задержавшись на два дня в Москве, где он договаривался об отправке на Дон рабочей силы, Сенявин в начале февраля прибыл в Воронеж, а через несколько дней и в Тавров. Уже с первых дней перед Сенявиным возникли огромные трудности. Не было необходимых материалов, строительные площадки оказались неподготовленными. Не было рабочей силы поскольку адмиралтейство своё обещание послать 700 плотников не выполнило. Однако трудности не смутили Сенявина. Прежде всего он решил восстановить мастерские и закончить постройку прамов, заложенных еще несколько лет назад. Поставив имевшихся в его распоряжении рабочих на строительство прамов и приведение в порядок построек, сам Сенявин в сопровождении небольшого конвоя отправился в Таганрог, чтобы осмотреть гавань и определить ее пригодность для будущей стоянки флота.
На Икорецкую верфь Сенявин прибыл 5 февраля 1769 года, где осмотрел строящиеся прамы и принял меры к их усовершенствованию: «…В каждом праме посредине камбуз, шкафуты отделать на всех во весь борт, в три фута и очаг для варения пищи, по числу служащих котлы. Крюйт камеры сделать в корме и носу, так как осадка маленькая…». (19)
14 февраля, рано утром Сенявин был в Таганроге и приступил к восстановлению полуразрушенной гавани и строительству крепостных укреплений, а также с помощью находившихся при нем офицеров и штурманов произвел промеры гавани.
В мае 1769 года корабельным мастером Иваном Афанасьевым, советником от интендантского департамента Рябининым М. и группой офицеров флота было решено строить в Павловске и на Икорецкой верфи следующие суда: «В Павловске было определено заложить 6 судов, в том числе Первого рода – одно судно, Второго рода – пять. А остальные 6 судов – на Икорецкой верфи: Второго рода – два, Третьего рода – два и Четвертого рода – два». (20)
Все это время в Таврове, на Икорецкой верфи и в Павловске под руководством генерал-кригс-комиссара Селиванова шло строительство судов первой очереди. Из донесений контр-адмирала А.Н. Сенявина императрице от 24 апреля, 23 мая и последующих мы узнаем, что уже к 28 марта 1769 г. река Дон вскрылась, уровень воды в ней поднялся выше ординара на 10 футов 8 дюймов и все пять мощных плавучих батарей прамов 5 и 6 апреля сошли на воду и стали под достройку.
Турки, обеспокоенные намерением русских восстановить и укрепить Таганрогскую гавань, решили захватить ее. Летом 1769 г. турецкий флот в составе четырех кораблей, двух транспортных галер и большого количества мелких судов появился в Еникале. Галеры в сопровождении мелких судов взяли курс на Таганрог. У Долгой косы обе галеры сели на мель. Одну из них разбило штормом, а вторую турки отвели назад в Еникале, отказавшись от попытки взять Таганрог. Случай этот показал, что необходимо торопиться с постройкой флота, способного противостоять туркам.
Тогда же были предприняты меры к строительству на Азовском море фрегатов. Сенявину было предложено на донецких верфях заготовить и обработать достаточное для трех или четырех фрегатов количество леса с тем, чтобы, сплавив его весной к устью Дона, собрать там корабли.
Не смотря на разнообразные трудности, выполнение программы по постройке судов продолжалось. С 17 марта по 20 апреля 1770 года все суда были спущены на воду и поставлены на достройку. Первыми сошли на воду в Павловске «Хотин» и «Азов», затем «Таганрог»; на Икорце – бомбардирские судна «Первый» и «Второй».
2 марта 1771 года Адмиралтейств-коллегия издала указ: «Корабельному мастеру Афанасьеву за построение им при Новопавловской и Икорецкой верфях 5 прамов и новоизобретенного рода 12 судов следуемые по закону в награждение деньги, всего 1260 рублей, выдать из положенной на Донскую экспедицию суммы». (21)
В марте 1770 г. Сенявин писал с Икорецкой верфи вице-президенту Адмиралтейств коллегии графу Чернышеву: «Успех в строении судов по состоянию времени и людей идет так, что более кажется требовать мне от них не можно, в чем могут свидетельствовать спущенные на воду суда… всего спущенных судов на воду, кроме нынешнего и машины с понтонами 5, сверх того уже на воде состроенных шлюпок 10, палубных - 2, 8-ми весельных 8, ялботов 12, прочие же суда в Павловске обшивкою внутри и снаружи одеты, выконопачены и к спуску приготовляются… а на будущей неделе, если … вода помешательства не сделает, уповаю спустить всё». (22)
Вся эта титаническая работа протекала в невероятно тяжелых условиях. На две верфи, в Павловске и в Икорце, был всего один корабельный мастер, которому приходилось руководить строительством на обеих верфях. Нездоровый климат и тяжелые бытовые условия приводили к тому, что рабочие часто болели и выбывали из строя. Сам Сенявин едва держался на ногах. Приступы малярии следовали один за другим, но он не сдавался и держал под своим непосредственным контролем управление судостроением. Сенявин понимал, что армии для успешных действий на море против турок нужен флот.
Уже в конце июня 1769 г. первые 5 прамов спустились по Дону к Азову и 2 из них заняли позиции в устье реки для обороны города от возможного нападения турецкого флота. Каждый из прамов имел по 44 пушки и таким образом, их артиллерия надёжно прикрывала Азов с моря. Прамам были присвоены наименования, заимствованные из греческого эпоса: «Гектор», «Парис», «Деифоб», «Елен» и «Троил». Сообщая об этом членам Адмиралтейств-коллегии, вице-президент И.Г. Чернышев сказал:
«Троянской истории имена, кои дал Сенявин кораблям, им построенным, показывают, что у него в голове твердо есть повидаться с теми местами, где оная производилась». (23) За исключительные заслуги в деле строительства флотилии Сенявину 4 июня 1769 г. было присвоено звание вице-адмирала.
Продолжая строительство флота на Дону, Сенявин не оставлял мысли о создании главной базы на Азовском море. В одном из своих докладов Екатерине II он писал: «Будущим в кампании 1770 года на Азовском море судам к зимованию лучшего убежища я не нахожу, как в Таганроге, где хоть и видимо есть заведеная отцом отечества вечно бессмертные памяти государем императором Петром Великим гавань, но оная как разоренная и засоренная, требует возобновления и углубления». (24)
Екатерина II поддержала его предложения. В записке, посланной ею Адмиралтейств-коллегии, говорилось: «Мое мнение есть, чтоб Таганрогскую гавань отдать в ведомство Сенявину с тем, чтобы он ее поставил в такое состояние, чтоб она могла служить как к убежищу судам, так и для построения судов, а наипаче галер и других по тому месту способных судов. Я дам ему на то и на другое на первый случай 200 000 рублев, а с ним условиться надобно о заведении там адмиралтейского департамента и служителей, по мере тамошней морской силы. В реке Дон же никакой способности нету по ее мелям к построению, или лучше сказать, к плаванию вниз судов. Главный предмет будущий год на Азовском море, кажется, быть должен для закрытия новозаведенных крепостей, чтоб сделать нападения на Керчь и Тамань и завладеть сими крепостцами, дабы зунд Черного моря через то получить в свои руки, и тогда нашим судам свободно будет крейсировать до самого Цареградского канала и до устья Дуная… Итак, прошу, если Совет с вышеописанным согласен, прилежно входить в представления Сенявина и сего ревностного начальника снабдевать всем, в чем он только может иметь нужду и надобность, чем и меня весьма одолжите, ибо Донская экспедиция есть дитя, кое у матери своей крепко на сердце лежит». (25)
Для приведения Таганрогской гавани в порядок был назначен опытный инженер подполковник Збродов, в распоряжение которого было отпущено необходимое количество леса и других материалов.
В конце 1770 г. главнокомандующий Дунайской армии граф Румянцев написал Сенявину: «Операции вашей флотилии весьма бы споспешествовали военным действиям нашим, если вы пройдете со своими судами в Черное море и отрежете всю помощь к крепостям неприятельским, что лежат при берегах морских и в Крыму, которые потому и были бы уже в руках наших». (26)
Сенявин считал, что необходимо было высадить десант в Керчи и Еникале еще осенью 1770 г., но тогда флот еще не был готов к выполнению такой серьезной задачи. Построенные в 1769 году прамы оказались непригодными к плаванию в море и использовались в качестве плавучих батарей, охранявших подходы к Азову. Другие же суда не были еще полностью оснащены и вооружены. Поэтому задуманную операцию приходилось отложить до весны 1771 года.
К осени 1770 года в состав Азовской флотилии входили следующие суда: «Хотин», «Азов», «Таганрог», «Новопавловск», «Карон», «Журжа», «Модон», «Морея», «Яссы», «Бухарест» и два бомбардирских судна. На Икорецкой верфи из них были построены: «Модон», «Яссы», «Бухарест», «Морея». В конце сентября 1770 года перевод флота из Дона в Таганрог был закончен. «Новоизобретенные» корабли были мало пригодны для больших операций. Однако для защиты мелководного Азовского моря от противника они вполне подходили.
Данные о постройке «новоизобретенных» кораблей
Название |
Место постройки |
Закладка |
Спуск на воду |
Корабельный мастер |
Первый тип |
|
|
|
|
Хотин |
Новопавловская верфь |
01.09.1769 |
11.03.1770 |
Иван Афанасьев |
Второй тип |
|
|
|
|
Азов |
Новопавловская верфь |
03.09.1770 |
14.03.1770 |
Иван Афанасьев |
Таганрог |
Новопавловская верфь |
03.09.1769 |
19.03.1770 |
Иван Афанасьев |
Новопавловск |
Новопавловская верфь |
03.09.1769 |
18.04. 1770 |
Иван Афанасьев |
Корон |
Новопавловская верфь |
03.09.1769 |
20.04.1770 |
Иван Афанасьев |
Журжа |
Новопавловская верфь |
03.09.1769 |
24.04.1770 |
Иван Афанасьев |
Модон |
Икорецкая верфь |
Сентябрь 1769 |
26.03.1770 |
Иван Афанасьев |
Морея |
Икорецкая верфь |
Сентябрь 1769 |
11.04.1770 |
Иван Афанасьев |
Третий тип |
|
|
|
|
Бомбардирский Первый |
Икорецкая верфь |
07.09.1769 |
19.03.1770 |
Иван Афанасьев |
Бомбардирский Второй |
Икорецкая верфь |
07.09.1769 |
22.03.1770 |
Иван Афанасьев |
Четвертый тип |
|
|
|
|
Яссы (бомбардирский корабль) |
Икорецкая верфь |
Сентябрь 1769 |
Май 1770 |
Иван Афанасьев |
Бухарест |
Икорецкая верфь |
Сентябрь 1769 |
Май 1770 |
Иван Афанасьев |
Алексей Наумович не оставлял мысли о постройке крупных кораблей. Он решил не ждать возможности строить корабли на азовском побережье, и 20 сентября 1770 г. по его приказу на верфи, расположенной в устье Хопра, были заложены первые два 32-пушечные фрегата. Строительство было поручено известному корабельному мастеру Афанасьеву, руководившему постройкой прамов и «новоизобретенных» судов. Новые фрегаты отвечали всем необходимым требованиям военной науки того времени. Это были трехмачтовые корабли 130 футов длиной и 36 футов шириной, с острым килем, способствующим маневренности, быстроходные, вооруженные 32 пушками.
В мае 1771 года А.Н. Сенявин поднял свой флаг на флагманском корабле «Хотин» и вышел во главе эскадры «новоизобретенных» кораблей в Азовское море.
Екатерина II писала Чернышеву по этому поводу: «С большим удовольствием усмотрела я, что 17 числа мая российский флаг веял на Азовском море после семидесятилетней перемешки; дай Боже вице-адмиралу Сенявину счастливый путь и добрый успех». (27)
5 июня 1771 г. первая эскадра во главе с Сенявиным вышла в море, держа курс на Еникале. После нескольких дней плавания и маневров турецкая эскадра, состоящая из 14 многопушечных кораблей, отступила перед 10 маленькими суденышками Сенявина. Спустя два дня он писал графу Чернышеву: «По сейчас я могу уверить вашу светлость, что Милостию Божиею на Азовском море владычествует флаг всероссийской императрицы, с чем и имею честь в.с. поздравить. Я же скажу, что прошел Азовское море вдоль от одного края до другого и теперь опять на половине». (28)
Заслуги Сенявина в деле создания Азовской флотилии были по достоинству оценены. В 1769 г. он был награжден орденом св. Анны, а в 1771 г. – орденом св. Александра Невского.
10 июля 1774 года в небольшой деревеньке Кучук-Кайнарджи был подписан мирный договор между Россией и Турцией. Последняя отказалась от своих прав на Крым и Кубань, к России отходили крепости Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Все Азовское море оказалось в руках русских. Россия получила право свободного торгового плавания по Черному и Мраморному морям, причем в этом отношении русским купцам были предоставлены преимущества по сравнению с купцами других стран.
Азовский флот, созданный и действовавший под руководством вице-адмирала Сенявина, сыграл большую роль в войне 1768-1774 годов. В день торжества по случаю заключения мира между Турцией и Россией ему было присвоено звание адмирала.
Петр Первый проводил активную политику, добившись выхода России к Балтийским берегам в результате Северной войны, но тогда задача завоевания выхода к берегам Черного и Азовского морей все еще не была решена.
30 августа 1721 года мирный договор между Россией и Швецией был, наконец, подписан. К России отошли: Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который описан с городами и крепостями Ригой, Дюнаминдом, Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом.
«…Генерал-адмирал, все флагманы и министры просили государя, во знак всех понесенных его величеством в сей войне трудов, принять чин адмирала Красного флага, что государь с удовольствием и принял», читаем в сборнике преданий и рассказов о Петре XVIII века. (29) Петр принятием этого чина отметил огромную роль военно-морского флота в победе России в Северной войне.
И только лишь после смерти Петра Великого, после тяжких трудов и неисчислимых жертв, принесенных русским народом, боровшимся с сильнейшим противником Турцией в течение всего XVIII века и сумевшем одержать победу, Россия получила выход к Черному морю.
Заключение
Когда перелистываешь «страницы» нашего героического прошлого, не покидает мысль о необходимости сохранения памяти о нём. Важно делиться знанием, но как мы это будем делать зависит только от нас. Сейчас мало кто, будет с интересом слушать длинную лекцию, но если во время события менять форматы, внедрять интерактивные моменты – это поможет вовлечь молодежь в изучение истории.
Использованная литература и пояснения:
1. В.С. Левшунов, Нижнеикорецкая верфь, Лиски, 2007 г.
2. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I, военное издательство министерства вооруженных сил Союза ССР, Москва, 1949., С. – 6.
3. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I, военное издательство министерства вооруженных сил Союза ССР, Москва, 1949., С. – 92.
4. Лебедев А.А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота 1768-1783 гг. http://e-libra.ru/read/369759-u-istokov-chernomorskogo-flota-rossii-azovskaya-flotiliya-ekateriny-ii-v-bor-be-za-krym-i-v-sozdanii.html
5. В.А. Красиков Неизвестная война Петра Великого, Издательский дом «Нева», 2005 г., С – 403.
6. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 49.
7. Б.Н.Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калининградское книжное издательство, 1990 г., - С.52.
8. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 52.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 53.
11. Фут равен 0,3048 метра
12. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 61. Автор на стр. 56 указывает, что для описания периода 1736-1739 гг. им были использованы документы: 37, 44, 45, 66, 67, 72, 94, 98/, 101, 107, 120, 143, 176, 177, 184, 188, 196, 213, 225, 226 их части IV «Материалов для истории русского флота», изданных Морским министерством в 1877 г, С. 1-258.
13. Левшунов В.С. Икорецкая верфь, издательство «Гангут», СПб., 2011, С. – 7-8.
14. Материалы для истории русского флота, т. VI. СПб., 1877, стр. 261.
15. В.И. Расторгуев, Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг., Воронеж, 2003 г., С. – 7.
16. Материалы для истории русского флота, т.VI, стр. 275-276.
17. Материалы для истории русского флота, т.VI, стр. 275-276.
18. Числитель соответствует данным при спуске судов на воду, а знаменатель данным при спуске судов на воду после тимберовки. Тимберовка – в деревянном судостроении вид ремонта, при проведении которого, вследствие значительных повреждений корпуса судна, произошедших от долговременной службы его, замене подлежит не менее половины принципиальных частей корпуса, креплений и связей, а также предметов, служащих для управления судном, всего рангоута, такелажа и парусов. Тимберовка производиться в доке, либо на эллинге.
19. В.И. Расторгуев, Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг., Воронеж, 2003 г., С. – 9.
20. В.И. Расторгуев, Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг., Воронеж, 2003 г., С. – 10.
21. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 78.
22. Материалы для истории русского флота, т. VI, стр. 311-312.
23. А. Грунт Создатель Азовского флота, Военмориздат, 1945 г, стр. 23.
24. А. Грунт Создатель Азовского флота, Военмориздат, 1945 г, стр. 24.
25. Соловьев, История России с древнейших времен, кн. VI, т. XXVIII, стр. 572.
26. Материалы для истории русского флота, т.VI, стр.342.
27. Материалы для истории русского флота, т. VI, стр. 354.
28. Материалы для истории русского флота, т. VI, стр. 362.
29. Дух Петра Великого, императора всероссийского, и соперника его Карла XII, короля шведского, СПб, 1798, стр. 197.
Маршрут экскурсии |
Остановки |
Объекты показа |
Время |
Наименование подтем и перечень основных вопросов раскрывающих тему |
Организационные указания |
Методические указания |
Воронеж-Лиски-Нижний Икорец -Лиски - Воронеж |
Лиски
Нижний Икорец
Лиски
|
Стелла «Лиски»
Двор музея
Башня сторожевая музея ЛИКМ
Якорь
Икорецкая верфь
Музей ВМФ
Дубы
Вокзал |
10:40-11:00
11:05-11:30
11:30-12:20
13:00-13:30
13:40-14:00
14:10-14:40
14:45-15:00
15:30-15:40 |
Встреча молодежи Знакомство с городом
Командообразование
Почему лиски петровский город. Связь города с личностью Ушакова
Петровский якорь установили на въезде в село где располагалась Нижнеикорецкая вервь
Пикник и фотосессия
Экскурсия по музею
Дубовая роща из санаксарского монастыря
Подведение итогов |
Встречать в форме исторической Ф.Ф,Ушакова
Провести в формате исторической игры
Снять фидео-тренд Отъезд на автобусе до села
Тренд улетаю
Группа делится на две команды одна ест, другая фотографируются.
Сделать кораблики оригами и подарить музею с пожеланиями
Рассказ про Митрофана воронежского и Ушкова. Вуезд до города Лиски |
Сделать общее фото
Передавать компас
Проводят сотрудники музея рассказать интересно про историю
Съемку проводит фотограф
Экскурсию проводит сотрудник музея
Съемка тренда арм зам зам |
Использованная литература и пояснения:
1. В.С. Левшунов, Нижнеикорецкая верфь, Лиски, 2007 г.
2. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I, военное издательство министерства вооруженных сил Союза ССР, Москва, 1949., С. – 6.
3. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I, военное издательство министерства вооруженных сил Союза ССР, Москва, 1949., С. – 92.
4. Лебедев А.А. У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота 1768-1783 гг. http://e-libra.ru/read/369759-u-istokov-chernomorskogo-flota-rossii-azovskaya-flotiliya-ekateriny-ii-v-bor-be-za-krym-i-v-sozdanii.html
5. В.А. Красиков Неизвестная война Петра Великого, Издательский дом «Нева», 2005 г., С – 403.
6. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 49.
7. Б.Н.Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калининградское книжное издательство, 1990 г., - С.52.
8. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 52.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 53.
11. Фут равен 0,3048 метра
12. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 61. Автор на стр. 56 указывает, что для описания периода 1736-1739 гг. им были использованы документы: 37, 44, 45, 66, 67, 72, 94, 98/, 101, 107, 120, 143, 176, 177, 184, 188, 196, 213, 225, 226 их части IV «Материалов для истории русского флота», изданных Морским министерством в 1877 г, С. 1-258.
13. Левшунов В.С. Икорецкая верфь, издательство «Гангут», СПб., 2011, С. – 7-8.
14. Материалы для истории русского флота, т. VI. СПб., 1877, стр. 261.
15. В.И. Расторгуев, Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг., Воронеж, 2003 г., С. – 7.
16. Материалы для истории русского флота, т.VI, стр. 275-276.
17. Материалы для истории русского флота, т.VI, стр. 275-276.
18. Числитель соответствует данным при спуске судов на воду, а знаменатель данным при спуске судов на воду после тимберовки. Тимберовка – в деревянном судостроении вид ремонта, при проведении которого, вследствие значительных повреждений корпуса судна, произошедших от долговременной службы его, замене подлежит не менее половины принципиальных частей корпуса, креплений и связей, а также предметов, служащих для управления судном, всего рангоута, такелажа и парусов. Тимберовка производиться в доке, либо на эллинге.
19. В.И. Расторгуев, Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг., Воронеж, 2003 г., С. – 9.
20. В.И. Расторгуев, Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг., Воронеж, 2003 г., С. – 10.
21. Б.Н. Зубов Развитие кораблестроения на юге России, Калиниградское книжное издательство, 1990 г., С – 78.
22. Материалы для истории русского флота, т. VI, стр. 311-312.
23. А. Грунт Создатель Азовского флота, Военмориздат, 1945 г, стр. 23.
24. А. Грунт Создатель Азовского флота, Военмориздат, 1945 г, стр. 24.
25. Соловьев, История России с древнейших времен, кн. VI, т. XXVIII, стр. 572.
26. Материалы для истории русского флота, т.VI, стр.342.
27. Материалы для истории русского флота, т. VI, стр. 354.
28. Материалы для истории русского флота, т. VI, стр. 362.
29. Дух Петра Великого, императора всероссийского, и соперника его Карла XII, короля шведского, СПб, 1798, стр. 197.