Военно-морской флот Российской империи во время русско-японской войны, на примере экспозиций музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской Станции юных техников»

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2022 г. Автор – Сергей Бойко. Научные руководители: А. Н. Уханов, В. П. Уханова. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

I. Введение.

В период русско-японской войны главной силой стал броненосный флот, на котором, в том числе служили в те годы и наши земляки, уроженцы Павловского уезда Воронежской губернии.

В музее Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской Станции юных техников» есть целая экспозиция, посвящённая русско-японской войне, также есть модели первых подводных лодок, зачисленных императором Николаем II в отдельный класс судов и которые впервые в мировой истории применились для боевых целей в войну с японцами.

Особое восхищение посетители музея испытывают при виде моделей броненосцев, миноносцев и крейсеров русско-японской войны. Сделанные воспитанниками СЮТ модели с абсолютной точностью, где проработана каждая деталь, каждая мелочь, это достойное увековечивание памяти кораблей-героев и моряков-героев – защитников Российской империи.  

Цель работы: рассказать о подвигах наших кораблей, подводных лодок и моряков на флоте во время русско-японской войны, на примере экспозиций музея Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

Задачи исследования:

  1. Рассказать о подвиге «Варяга» и «Корейца», а также продемонстрировать ценнейшие материалы музея, связанные с этим боем;
  2.  Повествовать о судьбах кораблей и их моряков в Цусимском сражении, на основании моделей музея: броненосцев – «Князь Суворов», «Ослябя», «Наварин», миноносца «Грозный», а также крейсера «Аврора»;
  3. Написать о подводных лодках Российской империи, участвовавших в русско-японской войне.

Данную работу я посвящаю памяти моей Мамы Бойко Елены Матвеевны и Бабушки Германовой Зинаиды Федоровны, ушедших из жизни и навсегда покинувших меня в 2021 году…

II. Бой «Варяга» и «Корейца». 

В музее все обращают внимание на красавца «Варяг», который в самом начале военной кампании 27 января (9 февраля) 1904 года совместно с канонерской лодкой «Кореец» вступили в неравный бой против японской эскадры в составе 9 кораблей: 4 бронепалубных крейсера, 2 броненосца и 3 миноносца. Все мы помним ещё со школьных уроков истории, чем закончился этот бой у Чемульпо. Однако, несмотря на поражение и затопление «Варяга» и «Корейца», все члены экипажа в наших сердцах остаются героями, которые не посрамили Родину и, несмотря на гигантское неравновесие сил, предпочли сразиться насмерть, чем отступить или, того хуже, сдаться. Среди таких героев есть и наши земляки – уроженцы Павловского уезда Воронежской губернии, материалы о которых хранятся в фондах музея. Одним из них является Авраменко Михаил Николаевич, уроженец слободы Петровка Павловского уезда Воронежской губернии. Михаил Николаевич служил матросом 1 или 2 статьи. Был комендором мелких орудий, погиб в бою на «Варяге», на грот-марсе у 47-мм орудия №31, на своём боевом посту.

Большая ценность музея – подлинная медаль «За бой Варяга и Корейца», подаренная ветераном Черноморского флота. Эта медаль – отличное дополнение к экспозиции русско-японской войны.

1.jpg

Media Folder: 

Модель Крейсера «Варяг», участника битвы у Чимульпо в русско-японской войне. Экспозиция «Русско-японская война» музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

2.jpg

Media Folder: 

Медаль за «Бой Варяга и Корейца». Экспозиция «Русско-японская война» музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

3.jpg

Media Folder: 

Крейсер «Варяг», картина неизвестного художника.

III. Цусимское сражение. Дорога русских моряков в бессмертие.

Мы продолжаем знакомиться с экспозицией русско-японской войны и обращаем ваше внимание на Цусимское сражение. По этой теме в музее имеются выполненные воспитанниками «Павловской СЮТ» модели броненосцев «Князь Суворов» (класса «Бородино»), «Ослябя», «Наварин», крейсера «Аврора» и миноносца «Грозный». У каждого из них своя судьба в этом сражении.

После нападения японцев на Порт-Артур и Чемульпо, на корабли 1-й Тихоокеанской эскадры, а также ряда поражений, понесённых на сухопутном фронте, правительство Российской империи в апреле 1904 года решило усилить военно-морские силы на Дальнем Востоке за счёт Балтийского флота. Так была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Рожественского, куда включили как новые, так и старые броненосцы, миноносцы и крейсеры.

2 октября 1904 года основные силы 2-й Тихоокеанской эскадры в составе: 7 эскадренных броненосцев, 5 крейсеров, 1 броненосного крейсера, 7 миноносцев и 8 транспортов, вышли в боевой поход из Либавы во Владивосток.

В состав кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры входили:

  1. Броненосцы: «Князь Суворов», «Александр III», «Бородино», «Орёл», «Ослябя», «Сысой Великий», «Наварин» и др.
  2. Крейсеры: «Жемчуг», «Изумруд», «Аврора» и др.
  3. Миноносцы: «Грозный», «Бодрый», «Бравый» и др.

Поход 2-й Тихоокеанской эскадры проходил в тяжелейших условиях. На пути от Либавы до Дальнего Востока Россия не имела военно-морских баз и портов, в которых можно было пополнить запасы кораблей и сделать необходимый ремонт. Под давлением Великобритании, желавшей поражения России, некоторые страны, запретили русским кораблям входить в их порты, и отказывались снабжать их. Так что погрузку угля, продовольствия и ремонт механизмов наши моряки осуществляли в открытом море, в условиях штормов и непривычной русскому человеку сильной тропической жары. Этот героический переход 2-й Тихоокеанской эскадры занял 220 дней. Протяжённость его составила 18 тысяч миль, это был первый в истории человечества переход соединения военных кораблей на такое расстояние. Русские моряки в зной и холод, днём и ночью, подвергаясь тяжёлым штормам, находились в постоянной боевой готовности, идя во Владивосток.

От Танажера основные силы эскадры следовали раздельно, потому что новые броненосцы, имея большую осадку не смогли пройти через Суэцкий канал. Так, пять эскадренных броненосцев, три крейсера и пять транспортов пошли вокруг Африки. Затем, 27 декабря 1904 года, эскадра пришла в бухту Носи-бе, на западном побережье Мадагаскара, где и простояла там до 3 марта того же года. Там наши корабли дождались подхода двух крейсеров и двух миноносцев, срочно достроенных в Либаве, а также к эскадре присоединились несколько вспомогательных крейсеров (вооружённых пароходов).  

Находясь в Носи-бе, командующего эскадрой вице-адмирала Рожественского известили о сдаче Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры, на помощь которой спешила 2-я эскадра. Дальнейший поход уже казался нецелесообразным, но царское правительство приказало эскадре идти дальше. У берегов Индокитая к эскадре присоединились ещё 1 эскадренный броненосец, 1 крейсер и три броненосца береговой охраны – старые корабли, составлявшие первый отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н.И. Небогатова. Рожественский принял решение идти во Владивосток через Корейский пролив, это был кратчайший путь. Но его опасность была в том, что вблизи находились базы японского флота.

Утром 14 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Цусимский пролив, туда подтянулись 8 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 8 крейсеров, 1 броненосный крейсер, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 4 транспорта, 2 буксирных парохода и 2 госпитальных судна.

Здесь уже их ждали японские корабли, прошедшие частичную модернизацию своих орудий и капитальный ремонт. Силы японцев в Цусимском проливе составили: 12 эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, 15 крейсеров, 30 больших и 33 малых миноносца, а также множество разных вспомогательных судов.

Японский флот превосходил наш и по численности, и по ходовой скорости, и по мощности вооружения. Так, например, 2-я Тихоокеанская эскадра в минуту могла произвести около 134 выстрелов из своих орудий, а японских флот – 360 выстрелов. Тем более русская эскадра вступила в неравный бой сражу же после тяжёлого восьмимесячного перехода и не имела ни чёткого плана боя, ни полных сведений о противнике.

14 мая 1905 года, в 13 часов 30 минут наши корабли обнаружили главные силы японского флота, когда те шли на пересечку курса русской эскадре. Наши корабли первые открыли огонь, японцы ответили мощным артиллерийским обстрелом. Так началось Цусимское сражение. Теперь мы рассмотрим судьбы российских кораблей и моряков в этом сражении на примере моделей кораблей музея российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

1) Броненосец «Князь Суворов» (класс «Бородино»).

Броненосец «Князь Суворов», будучи флагманским кораблём вице-адмирала Рожественского, шёл первым в колонне 1-го броненосного отряда. Поэтому с первых минут боя подвергся огненному граду в лице японских кораблей. Начав пристрелку, «Суворов» подвергся атаке сразу четырёх кораблей японской эскадры. В результате чего на броненосце были повреждены почти все орудия, и в первые же минуты сражения на нём вышли из строя сигнальные фалы. Из-за огненного града осколков сигнальщики не смогли выйти на мостик и воспользоваться флажным семафором. Вследствие чего флагман утратил управление эскадрой.

С этого момента на «Суворове» началась настоящая драма, экипаж боролся не за свои жизни, а за спасение броненосца. Морякам приходилось локализовать пожары и одновременно маневрировать, уходя от вражеских обстрелов. Осколки снаряда попали через щель в броневую рубку «Князя Суворова», убив почти всех находившихся там моряков и ранив командира 2-й эскадры Тихоокеанского флота Рожественского. Потеряв управление, броненосец стал описывать круг. Оказавшись между двух эскадр, «Князь Суворов» подвергся сильнейшему обстрелу, лишился всех труб, мачт, а Рожественский второй раз был ранен. В тумане пытаясь найти свою эскадру, броненосец ещё несколько раз подвергся атакам неприятеля. После чего «Князь Суворов» из-за полученных повреждений затонул. Из членов экипажа никому не удалось спастись, кроме раненого адмирала Зиновия Петровича Рожественского и части штаба, которых ранее взял на борт миноносец «Бедовый», однако существует мнение, что помимо высокопоставленных офицеров на «Бедовый» эвакуировались ещё 20 матросов из броненосца.

По распоряжению Рожественского 2-я Тихоокеанская эскадра должна была следовать за флагманом, но так как «Князь Суворов» вышел из строя в самом начале сражения, вследствие чего управление кораблями было потеряно и дальше каждый из них теперь самостоятельно отбивал натиск превосходящих сил врага. Кроме того, в день сражения в Цусимском проливе стоял сильный туман, что существенно осложнило действия русской эскадре.

Воспитанники объединения «Историческое судомоделирование» к 100-летию легендарного боя сделали модель эскадренного броненосца «Князь Суворов» в точности с прототипом, не упустив ни одной детали при изготовлении копии корабля.

4.jpg

Media Folder: 

Модель эскадренного броненосца «Князь Суворов» (Класс броненосцев – «Бородино»), участника Цусимского сражения, русско-японской войны. Экспозиция музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

5.jpg

Media Folder: 

Фото. Эскадренный броненосец «Князь Суворов», участник Цусимского сражения в русско-японской войне.

2) Броненосец «Ослябя».

Броненосец «Ослябя» оказался в похожей ситуации с «Князем Суворовым». В начале боя, поддержав флагмана огнём, «Ослябя» был атакован сразу с нескольких огневых точек японских артиллеристов. В этот момент русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну, и чтобы не столкнуться с впереди идущими кораблями, броненосцу пришлось почти остановиться, что сделало его лёгкой мишенью. За время остановки корабль, успев произвести лишь три залпа с носовой башни, в ответ получил около 15 пробоин. После чего он начал оседать носом и кренился на левый борт. Экипаж пытался выровнять крен, затопив правые коридоры, а по японским судам продолжала стрелять кормовая башня и два небольших орудия, остальные попросту были уничтожены. Положение броненосца ухудшилось, крен увеличился до 12 градусов, и корабль выкатился вправо из строя. Командование корабля, поняв неизбежность затопления, приказало всем подняться наверх для спасения из тонущего броненосца. Спустя несколько минут, «Ослябя» лёг на борт и затонул. Подоспевшие на помощь корабли сумели поднять из воды 376 человек, а 504 человека из экипажа утонуло.

6.jpg

Media Folder: 

7.jpg

Media Folder: 

Модель броненосца «Ослябя». Участника Цусимского сражения, русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

8.jpg

Media Folder: 

Фото. Броненосец «Ослябя», участник Цусимского сражения, русско-японской войны.

3) Миноносец «Грозный».

Куда лучше оказалось положение у миноносца «Грозный» в Цусимском сражении. Он держался на левом борту не стреляющих броненосцев. Во время боя миноносец участвовал в спасении людей из повреждённого вспомогательного судна «Урал», взял на борт 10 человек. На рассвете следующего дня «Грозный» встретил корабль «Бедовый», который приказал миноносцу идти во Владивосток. В это время русские корабли были замечены японскими миноносцами, которые сразу же погнались за нашими. «Бедовый» поднял флаг Красного Креста и белый флаг, а «Грозный» на всех парах пошёл во Владивосток, уходя от погони со стороны японского эсминца «Кагеро», на расстоянии 6 километров между кораблями завязался бой. Наш миноносец отстреливался, одновременно маневрируя от артиллерии японцев. Дистанция начала уменьшаться до 3800 метров, после этого японцы отказались от преследования. В результате этого боя на вражеском судне была сбита труба и образовался крен, а «Грозный» получил 6 пробоин, на нашем корабле было убито 4 человека и ранено 3, включая капитана, но корабль, несмотря на нехватку угля, смог 16 мая 1905 г. дойти до г. Владивосток, бросая в топку все деревянные вещи. Кроме «Грозного» во Владивосток прорвались крейсер «Алмаз» и миноносец «Бравый».

В сентябре 1905 года миноносец «Грозный» в составе отряда русских кораблей прибыл на встречу с японской эскадрой, для совещания по вопросам перехода к мирному договору.

9.jpg

Media Folder: 

Модель миноносца «Грозный», участника Цусимского сражения, русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

10.jpg

Media Folder: 

Фото. Миноносец «Грозный», участник Цусимского сражения в русско-японской войне.

Также в Цусимском сражении участвовали броненосец «Наварин» и крейсер 1-го ранга «Аврора», модели которых есть в музее Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

«Наварин», будучи к тому моменту старым броненосцем, подвергся атакам со стороны японских кораблей и затонул. В то же время крейсер 1-го ранга Аврора в бою получил серьёзные повреждения, но нашему кораблю удалось спастись и прорваться через японцев. «Аврора» пришла в Манилу вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг», где они были интернированы до конца военных действий.

11.jpg

Media Folder: 

Модель броненосца «Наварин», участника Цусимского сражения, русско-японской войны. Экспозиция «Русско-японская война», музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

12.jpg

Media Folder: 

Фото. Броненосец «Наварин», участник Цусимского сражения, русско-японской войны.

13.jpg

Media Folder: 

Модель крейсера 1-го ранга «Аврора», участника Цусимского сражения. Экспозиция «Русско-японская война», музея Российского флота имени Петра Ляшенко.

14.jpg

Media Folder: 

Фото. Крейсер 1-го ранга «Аврора», участник Цусимского сражения в русско-японской войне.

15.jpg

Media Folder: 

16.jpg

Media Folder: 

Фото. Повреждения на «Авроре», полученные в Цусимском сражении.

17.jpg

Media Folder: 

Ценнейший экспонат – спасательный круг с крейсера 1-го ранга «Аврора», переданный в дар музею Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

Однако в Российской истории «Аврора» по-настоящему широко стала известна, когда из её орудия был дан залп, который стал сигналом для штурма большевиками Зимнего дворца в 1917 году. А дал этот залп наш земляк, русский революционер, участник Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны – Евдоким Павлович Огнев, уроженец села Старая Криуша, Богучарского уезда, Воронежской губернии.

18.png

Media Folder: 

Евдоким Павлович Огнев.

19.jpg

Media Folder: 

Газетная статья, посвящённая памяти Евдокиму Огневу, фонды музея Российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

VI. Атакуют подводники.

Ровно 110 лет назад 6 (19) марта 1906 года последний император Николай II «высочайше повелеть соизволил» выделить во флоте отдельные классы – посыльных судов и подводного флота.

Многие первые подводные суда, зачисленные в повеление императора Николая II в 1906 году, до этого были участниками русско-японской войны. Это была первая в мире военная кампания, где в морских сражениях использовали субмарины. К таким подлодкам относятся: «Дельфин», «Сомъ», «Плотва», «Налимъ», «Форель», модели которые есть у нас в музее. Эти подлодки были построены впритык к русско-японской войне, большинство из них в год её начала – 1904. По железной дороге их перевезли во Владивосток. Там на базе они в экстренном порядке прошли испытания, после чего все были допущены к участию в боевых действиях.

20.jpg

Media Folder: 

Модель подводной лодки «Плотва». Участницы русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

21.jpg

Media Folder: 

Модель подводной лодки «Налим». Участницы русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

22.jpg

Media Folder: 

Модель подводной лодки «Форель», участницы русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

Из выше перечисленных подлодок «Дельфин» – русская боевая субмарина, которая была первая зачислена в класс подводных лодок.

23.jpg

Media Folder: 

Модель первой подводной лодки «Дельфин». Участницы русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «павловской СЮТ».

24.jpg

Media Folder: 

Фотография подводной лодки «Дельфин», участницы русско-японской войны 1903 год.

Но сейчас мы расскажем о морском бое, в котором участвовала подлодка «Сомъ».

В конце апреля русское командование получило сведения от разведчиков об организующимся походе японского флота к Преображенской бухте. 29 апреля туда немедленно направили подводные лодки: «Дельфин», «Касатка» и «Сомъ». Две первые шли совместно, а третья – «Сомъ» слегка отстала и шла самостоятельно. Когда лодки находились в 70 милях от Владивостока возле мыса Поворотный, сигнальщик с подводной лодки «Сомъ» обнаружил сначала один, а потом и второй миноносец военных сил Японии. Командир лодки лейтенант Князь Трубецкой приказал погружаться, на что потребовалось не менее 5 минут.

Японские миноносцы увидели лодку и, открыли по ней огонь, после чего пошли прямо на нее. В 10:45 подлодка «Сомъ», погрузилась на глубину 12 метров. Трубецкой начал маневрировать, чтобы японцы не смогли попасть, а потом планировал пойти в атаку, наблюдая в перископ, экипаж обнаружил, что миноносцы отходят к югу. Подвсплыв в позиционное положение, «Сомъ» приготовил торпеды и перешёл из обороны в атаку. Но неожиданно море запеленал туман, а когда он рассеялся, миноносцы ушли прочь в безопасный для себя район. Это боевое столкновение не стало победоносным, однако сыграло важную и не малую роль – японцы на своём опыте увидели, что русские подводные лодки выходят далеко в море и вполне могут защищать границы своего государства.

Подводники постепенно приобретали ценнейший опыт, совершая все более отважные выходы на только что изобретённых подлодках. Но помимо плюсов у лодок были и существенные минусы, к примеру, не все могли ровно ходить под водой, выполнять маневры и т.д.  

25.jpg

Media Folder: 

Модель подводной лодки «Сомъ». Участницы русско-японской войны. Экспозиция музея российского флота им. Петра Ляшенко «Павловской СЮТ».

V. Заключение.

К сожалению, Российская империя потерпела поражение в войне с Японией. Однако наши моряки и подводники ярко проявили свои высокие боевые качества и величие русского духа.

Русско-японская война показала техническую и экономическую отсталость России. В результате Портсмутского мира от 23 августа 1905 года, японцы заняли южную часть Сахалина, Порт-Артур и Корею. Однако после окончания Второй Мировой войны СССР вернёт свои территории, которые были отданы при поражении Российской империи.

В русско-японской войне, в истории морских сражений были впервые применены крупные паровые броненосные силы и подводные лодки. После войны стало очевидной необходимость усиления артиллерийского вооружения броненосных кораблей Российской империи, а также создания более усовершенствованных приборов управления стрельбой, увеличения скоростей хода крейсеров и миноносцев. Кроме того, нужно было совершенствовать торпедное и минное вооружение.

Русско-японская война заставила пересмотреть много вопросов по строительству и базированию флота, его организации и боевого назначения, она потребовала от высших офицеров Российского флота внести существенные изменения во все области военно-морского искусства.

VI. Библиография и источники.

Фонды музея Российского флота имени Петра Ляшенко «Павловской Станции Юных Техников

  1. Календарь – Альманах «История подводных лодок». К 100-летию подводных сил России Посвящается! (фонды музея РФ).
  2. Материалы экспозиции «Бой Варяга и Корейца», (фонды музея РФ).
  3. Материалы экспозиции «Цусимское сражение» (фонды музея РФ).
  4. Материалы экспозиции «Первые подводные лодки России» (фонды музея РФ).
  5. Материалы экспозиции «русско-японская война» (фонды музея РФ).
  6. Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». Л., «Судостроение», 1975, 272 с.
  7. О подводном флоте и не только… вырезки из газет передал мичман АПЛ (Атомной подводной лодки) «К-429» Тихоокеанского флота с 1971 по 1984 г. пр. 670-А С.В. Фролов д.т. 284-81. Г. Павловск.
  8. Рабочая папка модели. Крейсер «Аврора»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  9. Рабочая папка модели. Крейсер «Варяг»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  10. Рабочая папка модели. Миноносец «Грозный»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  11. Рабочая папка модели. Подводная лодка «Дельфин»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  12. Рабочая папка модели. Эскадренный броненосец «Князь Суворов» (класс «Бородино»): историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  13. Рабочая папка модели. Броненосец «Наварин»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  14. Рабочая папка модели. Подводная лодка «Налим»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  15. Рабочая папка модели. Броненосец «Ослябя»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  16. Рабочая папка модели. Подводная лодка «Плотва»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  17. Рабочая папка модели. Подводная лодка «Сом»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.
  18. Рабочая папка модели. Подводная лодка «Форель»: историческая информация о корабле, паспорт модели, чертежи, фотографии, тактико-технические характеристики.

Литература

  1. Аммон Г.А., Бережной С.С. Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота: [Альбом] – М.: Воениздат. 1981. – 208 с., ил.
  2. Горбунов М.Н., Бартев Г.П., Микац В. А. Фирсанов В.И. Крейсер «Аврора»: Путеводитель по корабельному музею. – Л., Лениздат, 1988. – 112 с., ил.
  3. Губер К.П. Знаменитые корабли. Страницы истории. Санкт-Петербург. 2008.
  4. Дмитриев В.И. Атакуют подводники. М., Воениздат, 1973. 368 стр.
  5. Дыгало. В.А. А начиналось всё с ладьи… Москва «Просвещение» 1996.
  6. Дыгало В.А. Российский флот. Три века на службе Отечеству/ В.А. Дыгало – М.: Вече 2007/ - 368c, ил.
  7. Из бездны вод: Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников/Сост. Н.А. Черкашин; Худож. В.Сергеев, - М.: Современник, 1990. – 557 с.: ил. – (серия мемуаров «Память»)
  8. Краснознамённый тихоокеанский флот. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Воениздат, 1981. – 318 с., ил.
  9. Кусков В.П. Корабли октября, Лениздат. 1984.
  10. Михайлов М.А., Баскаков М.А. Фрегаты, крейсера, линейные корабли. – М.: ДОСААФ, 1986. – 191с., ил.
  11. Моряки на службе Отечеству. К 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.: Сборник лучших творческих работ участников Открытого межрегионального историко-патриотического конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвящённого 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. СПб. Издательско-художественный центр «Штандарт». 2015 – 395 с. С. 201 (вставка).
  12. Моряки на службе Отечеству. К 300-летию Гангутского сражения и 100-летию начала Первой мировой войны: Сборник лучших творческих работ участников Открытого межрегионального историко-патриотического конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвящённого 300-летию Гангутского сражения и 100-летию с начала Первой мировой войны. СПб. Издательско-художественный центр «Штандарт». 2014-299 с. + вставки.  С.С. 110-127, 187-202, 299 (вставка).
  13. Саунин В.П. История Военно-Морского Флота. Пособие для учащихся специализированных военно-морских классов средних учебных заведений. Воронеж 2004.
  14. Чернов Ю.М. Судьба высокая «Авроры». – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1987. – 352 с., ил.
  15. Черноморский флот России: Исторический очерк. – Симферополь: Таврида, 2002. – 464 с. Под редакцией адмирала Комоедова В. П.
  16. Чернявский С.В. Отечественный подводный флот, страницы истории. Санкт-Петербург.2008.

СМИ

«Воронежский курьер» (областная газета)

  1.  Грищенко М. …Но морем пахнет (удивительное рядом) // Воронежский курьер. № 136 – 28.11.2009. – С. 11
  2. Елецких В.Л. Вспоминая «Варяг»: о встрече в музее военно-морского флота г. Павловск с родственниками моряков-воронежцев, служивших на крейсере «Варяг» // Воронежский курьер. 2006. – 17 июня

«Вести Придонья» (Павловская районная общественно-политическая газета)

  1.  Уханов А. Они служили на «Варяге»: к 300-летию Павловска (печатается впервые) // Вести Придонья. № 79 – 26.07.2005. – С. 4