Фильм «Амстердам» (рецензия Евгения Киселева)
Американский кинематограф в последнее время редко радует нас по-настоящему хорошими фильмами, поэтому стоит обратить внимание на вышедший совсем недавно фильм «Амстердам». На профильных сайтах жанр фильма определяется по-разному: исторический фильм, комедия, комедийная драма и даже мистерия – так что каждый после просмотра определит для себя это сам.
Завязка сюжета не сказать, что очень оригинальная: в США 1933 года два друга-ветерана Первой мировой войны, хирург и юрист, получают задание провести вскрытие умершего недавно генерала, поскольку у его дочери есть сомнения в естественном характере этой смерти. Вскрытие показывает, что генерал был отравлен, но вскоре после этого погибает его дочь, а за друзьями начинается охота и они понимают, что за всеми этими событиями стоит могущественная тайная организация…
Собственно, уже было создано немало фильмов, где главный герой случайно узнает о заговоре с целью захвата власти в стране (как «Семь дней в мае» (1964) с Кирком Дугласом и Бертом Ланкастером или «Саламандра» (1981) с Франко Неро, Энтони Куинном, Кристофером Ли и Клаудией Кардинале) или о могущественной организации которой и не надо ничего захватывать, ибо правительство и так ей подконтрольно (как, например, в фильме «Смерть негодяя» (1977) с Аленом Делоном и Клаусом Кински). Так что, как уже было сказано выше, в сюжете фильма «Амстердам» нет ничего оригинального. Несомненным плюсом «Амстердама» стал отличный ансамбль актеров, как на главных, так и на второстепенных ролях – Кристиан Бейл, Марго Робби, Роберт де Ниро, Крис Рок и многие другие. Однако, сюжет фильма таков, что сам «Амстердам» будет больше интересен любителям истории, нежели любителям кинематографа – особенно среди зрителей за пределами США. Дело в том, что в фильме много отсылок на реальные события из американской истории первой половины ХХ века, о которых следует рассказать подробнее, поскольку у нас всё же сайт любителей истории.
Итак, персонажи фильма упоминают, что американские солдаты-негры сражались в Первой мировой войне во французской униформе – и зрители видят соответствующие кадры. Такое действительно было. Дело в том, что после вступления США в Первую мировую войну весной 1917 г. этой стране пришлось почти на пустом месте создавать массовую армию на основе всеобщего призыва. Негры составляли значительную часть призывного контингента, но поскольку они подвергались самому настоящему угнетению и через полвека после отмены рабства, то руководство страны опасалось давать им в руки оружие – ибо это могло иметь потом неприятные для этого руководства последствия. В результате, при всем обилии чернокожих призывников из них были сформированы только две дивизии (92-я и 93-я), а почти 90% мобилизованных негров использовались в американской армии в различных вспомогательных рабочих частях. (Аналогичная история произошла позже в Европе, после вступления Венгрии во Вторую мировую войну – евреи там с 1920 года были существенно ограничены в правах, однако руководство страны не хотело полностью отказываться от еврейских солдат, одновременно боясь давать им в руки оружие, поэтому из евреев в армии адмирала Хорти формировали трудовые батальоны для различных строительных и прочих работ – и потом они составили заметную часть взятых под Воронежем пленных). Однако, французское командование (а американские части должны были воевать именно на территории Франции), которое понесло огромные людские потери за три года войны и поэтому крайне нуждалась в новых солдатах, было очень недовольно таким расточительным отношением к человеческим ресурсам, поэтому две страны заключили соглашение, по которому часть чернокожих солдат из США как бы сдавались в аренду французской армии и воевали там как полноценные солдаты, ибо во Франции намного проще смотрели на цвет кожи.
В фильме упоминается, что два главных героя, как участники похода Бонусной армии годом ранее событий фильма. Это тоже очень интересная тема. Дело в том, что в первой половине 1920-х правительство США пообещало выплатить призванным в армию во Время Первой мировой войны по 1 доллару за день службы на территории США и по 1,25 за службу за границей (но не более, соответственно, 500 и 625 долларов на человека), а пока выдало им сертификаты о праве на выплату, которые обещало погасить до … 1945 года, а пока под эти сертификаты можно было брать кредиты. Однако, вскоре началась Великая Депрессия и брать кредиты стало негде, зато уровень жизни большинства ветеранов Первой мировой катастрофически упал – и они организовали поход в Вашингтон с требованием выплатить им деньги немедленно. Всего в мае 1932 г. в столицу пришло около 43.000 человек (17.000 ветеранов, а остальные – члены их семей, которым некуда было податься в самой богатой стране). Денег на немедленные выплаты у правительства не было и Сенат США проголосовал против закона об этих выплатах, часть участников марша разошлась, но 20.000 из пришедших поселились прямо в Вашингтоне в нескольких импровизированных лагерях – идти им всё равно больше было некуда. Тем временем, правительству не нравились эти лагеря рядом с Капитолием – и 28 июля против них применили силу. Сначала один из лагерей атаковали 200 кавалеристов, а за ними шли шесть танков (это было первое в истории боевое применение американских танков – так уж получилось, что применили их против своего народа) и пехота с примкнутыми штыками и в противогазах, которая поджигала лачуги и палатки и забрасывала их шашками со слезоточивым газом. В итоге, четыре человека было убито (из них два ребенка), 55 ранено и 165 арестовано. К сожалению, фильма об этом событии до сих кор не снято…
Однако, если пока в фильме просто говорилось об участии вымышленных героев в исторических событиях, то персонах Роберта де Ниро имел реального прототипа: участника многих войн генерала Корпуса морской пехоты США Смедли Дарлингтона Батлера (1881-1940). (Подробнее об этом человеке можно узнать в ролике Сурена Цормудяна о сериале «Поколение убийцы»). Сыгранный де Ниро отставной генерал становится во второй половине фильма одной из главных фигур: представители крупного финансового капитала делают ему предложение от которого он, как они думали, не сможет отказаться: выступить на собрании ветеранов, которые его очень уважают, и призвать их поддержать и привести к власти местных американских фашистов. Другой генерал перед этим отказался и умер при странных обстоятельствах (что и послужило завязкой сюжета фильма), а персонаж де Ниро долго думал и в итоге согласился выступить, но выступил он с антифашистским призывом и обвинением магнатов в подготовке фашистского заговора, за что едва не был убит – а потом в начавшемся расследовании сверхбогатые люди легко вышли сухими из воды. Для большего сходства этого героя со своим прототипом в самом конце фильма перед титрами было параллельно показано два ролика: на одном Роберт де Ниро во время расследования произносит обвинительную речь о подготовке государственного переворота, а на другом те же самые слова в реальной кинохронике произносит настоящий генерал Батлер на заседании специального комитета Конгресса США. Так что историческая составляющая фильма удалась на славу (ну разве что генералу Батлеру на тот момент было чуть за 50 лет, а Роберту де Ниро сейчас почти 80).
Так что фильм «Амстердам», возможно, и не слишком выдающееся событие с точки зрения чистого киноискусства, но любителям истории уж точно стоит обратить на него внимание! Тем более, что сюжет фильма весьма актуален для наших дней: как в 1933 году во многих странах мира (в том числе и в США) фашизм казался правящим кругам панацеей от затяжного экономического кризиса, так и сейчас могут захотеть попробовать ещё раз – толерантность толерантностью, но экономические интересы куда важнее…