Главные вкладки
2022
ПРИГЛАШЕНИЕ НА САЛЬТКРОКУ
Спектакль «Мы - на острове Сальткрока» по книге шведской писательницы Астрид Линдгрен привез на фестиваль «Маршак» Саратовский академический Театр юного зрителя. Театр этот, отметивший в 2018 году свое столетие, - с именем и традициями. Как и сам театральный Саратов. Достаточно вспомнить имена известных российских актеров, выходцев из этого старинного города за Волгой - Олег Табаков, Олег Янковский, Филипп Янковский, Евгений Миронов, Владимир Конкин, Максим Матвеев, Сергей Пускепалис, режиссер Эльдар Рязанов, и те, не названные здесь, начиная с В.И. Качалова, которых помнят сейчас только люди старшего поколения. Так что посмотреть работу театра из Саратова представлялось очень интересным.
Тут многое сошлось – давние саратовские драматические традиции, детская проза Астрид Линдгрен и первая постановка по ее книге «Мы – на острове Сальткрока», осуществленная в 80-х годах Ю.П. Киселевым, народным артистом, лауреатом и художественным руководителем саратовского ТЮЗа в течение сорока лет (спектакль назывался «Колбаска, Боцман и другие»). Но и это еще не все – режиссером нынешнего спектакля является Виктория Печерникова. Имя этого современного молодого режиссера хорошо знакомо любителям театра.
Виктория Печерникова ставит спектакли как на детских, так и на взрослых сценических площадках Москвы, но часто и в других городов (рассказала, что предстоит работа и с одним из воронежских театров) – и всегда с неизменным успехом. Успех ожидал ее работу и на этот раз. В большом концертном зале, заполненном юной аудиторией, с первых же минут представления установилась внимательная тишина: на сцене, где развивались события каникулярной жизни семьи Мелькерсонов, поднимались главные вопросы бытия – жизни и смерти, любви и дружбы предательств и долга… Театру удалось перенести на сцену философское звучание прозы писателя.
Итак, отец семейства Мелькерсонов и его четверо детей - Николас, Юхан, Малин и Пелле - отправляются впервые на дачу на неведомый им остров Сальткрока, что в переводе означает «медвежий угол». Что ждет их там?
Но прежде, чем продолжить рассказ о главном, нужно обязательно сказать, что успеху спектакля, безусловно, послужило и его целостное художественное оформление – сложные современные по механике декорации, чудодейственный свет и музыка, приносящая ощущение особого колорита скандинавской земли - обработки фольклора в исполнении шведских групп.
Благодаря всему этому, зрители будто воочию увидели и скалистый берег острова, и серые волны холодного моря, над которым стелется клоками туман, и медленно плывущую лодку, заблудившуюся в этом тумане, сквозь который будто издалека слышится старинный напев, женский голос, зовущий рыбака к берегу. И это суровая северная страна. А вот день летнего солнцестояния, день любимого шведского праздника, когда земля в цвету, и самая короткая ночь в году, почти такая же светлая, как день, и теплые краски неба, и музыка, в которой горячая радость жизни. И это тоже северная страна…
Поначалу остров будто испытывает горожан – купленная недавно дача, Столярова усадьба, оказывается почти непригодной для жизни: без стекол, с протекающей крышей, с печкой, в дымоходе которой, по словам Колбаски, очень возможно, что застряла сова… Но день за днем горожане учатся жить на острове, чувствовать его особую красоту и любить свой «медвежий угол». Маленький мир Сальткроки оказался полным гармонии, где никто не одинок и каждый нужен и важен. И не только взрослые и дети, но и добродушный сенбернар Боцман, и ворона внучки столяра, и кролик мальчика Пелле, и все-все-все! И даже тогда, когда герои испытывают тревогу, разочарование, а иногда отчаяние и боль – ведь так случается в жизни – даже тогда он, этот мир, остается тем, что он есть.
Но на чем же держится эта гармония? На всем известных вещах – любви, заботе, и уважении друг к другу. Ведь если это есть, так радостно и естественно быть вместе – вместе отплясывая на веселом празднике, вместе со всеми и с Пелле, лишившегося друга-кролика, разделить его горе; вместе противостоять обманщикам, пытающимся прибрать к рукам и разрушить мир Сальткроки.
И вслед за героями зрители ощущают необычайное обаяние маленького мирка. Но как обрести это мир, и неужели он возможен только на затерянном среди штреков острове? Как кажется, ответ существует, и если, посмотрев спектакль саратовского ТЮЗа, вам тоже захочется оказаться на Сальткроке, не нужно искать его в северном море – Сальткрока там, где люди помогают друг другу, приходят на выручку, где искренно дружат и любят!
Текст – Алла Яровая