18 августа
2022

Саушкина Татьяна Александровна — мастер изготовления сувенирной куклы (Рамонский район)

Рукодельная

Интервью с мастером сувенирной куклы Воронежской области, Рамонского района – Саушкиной Татьяной Александровной.
Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской»

Здравствуйте, Татьяна Александровна. Меня зовут Марина. Хотелось бы Вам задать несколько вопросов. Посмотрела на Ваши работы, интересно узнать, как Вы пришли к тому, чтобы стать мастером по изготовлению традиционной народной куклы, сами Вы к этому пришли и научились или у кого-то учились?
До традиционной текстильной куклы я занималась лоскутным шитьем. Но вообще я считаю, что традиционная народная кукла — это продолжение лоскутного шитья, потому что в основе остатки, лоскуточки, которые больше никуда не использовали, поэтому это использовали на детские потешки, на детские игрушки. Тем более это куклы крестьянского быта, поэтому здесь все было рачительно, ничего не пропадало вообще. К этому пришла, когда такой момент времени наступил, что пошло много информации об этом направлении. А так как лоскутное шитье было уже на определенном уровне, хотелось чего-то большего. Кроме того, у нас образовался женский клуб рукоделия и хотелось начать для женщин занятия с чего-то интересного и не очень сложного, там, где не требуются навыков шитья. И это оказалась народная кукла. Мы с нее не смогли уйти. И мы уже как десять лет этим занимаемся.

Вы сами обучаете своему ремеслу? Есть ли у Вас какая-то программа обучения, обучаете ли детей и взрослых? Если да, в чем заключается программа обучения?
Да, я преподаю в женском клубе рукоделия. Программы обучения нет. Наш клуб — это возрастной клуб женщин за пятьдесят лет и до того, пока человек в состоянии эти занятия посещать. Поэтому мы плывем по волнам интереса: «Что интересно? А вот это есть, а давайте это изучать». И тогда мы поднимаем литературу, интернет штудируем.

То есть это зависит от группы, от людей, которые к Вам пришли?
Да. Я обучаю не какой-то кукле конкретно, моя задача приемы изготовления показывать, потому что приёмы, конструкция народной традиционной куклы они достаточно статичны.

Основной мотив Вашей деятельности в чем?
Накопление и передача знаний.

Расскажите пожалуйста, какие есть виды, типы изделий и техники исполнения?
Есть три основные группы кукол. Это обрядовые, обережные и куклы игровые. Обрядовые — таких кукол действительно очень много, начиная с масленицы. Это самые популярные куклы. Есть игровые куклы, их было много. В каждой семье были свои куклы, свои способы изготовления. Куклы по технике исполнения отличаются конструкциями. Основная традиционная конструкция – это «столбушки», спираль такая солнечная, куклы на основании столбика. Также есть куколки мешочные, у них в основе мешочек, есть шитьевые, мотанки.

Интересно, а в чем уникальность Вашего ремесла?
Я считаю уникальность в том, что ремесло идет из народа. Прочувствовать, как это можно было сделать из ничего и создать что-то интересное не только мне, но и тем, кто на это смотрит, кто этим играет. Уникальность в том, что можно поучаствовать, соприкоснуться с народной традицией, как это было. Это очень интересно изучать, прямо колодец бездонный.
  
Как я поняла, Вы используете материалы для изготовления кукол, которые всегда под рукой, это все из Воронежской области?
Да, это как раз принцип лоскутков, берется то, что есть из остатков. Но уже стали подкупать лоскуточки. Кусочки настолько мелкие, что их можно применить только сюда.

Вы говорили про народную традицию, в связи с этим есть важный вопрос о том, какой символический смысл несут в себе эти куклы?
Мы передаем следующему поколению, зрителям, которые приходят на фестивали, ярмарки. Они никогда в жизни с этим не соприкасались, для них это прямо открытие каждый раз. Я занимаюсь уже десятый год куклой, и каждый раз я вижу, что для кого-то это было открытие этой куклы, что такая существует, что она несет в себе смысл, понимание. Символически, например, есть подарочная кукла «Большуха», в основе нее находиться традиционная кукла «барыня». Такую куклу делала невестка в подарок своей свекрови. И когда происходил момент дарения, это означало, что невестка признает превосходство свекрови. То есть подавался сигнал, символ, что «вы старше», «я уважаю», «я буду помогать вам во всем», видите руки в боки, это говориться «вы хозяйка в доме», что «вы барыня». Есть традиционная кукла «День-ночь». Считалось, что, если не заладилось что-то, она несколько раз поворачивается, чтобы изменилось течение событий, которые не очень нравятся, чтобы что-то поменялось в жизни. Есть традиционная кукла «Неразлучники», традиция здесь, что муж и жена на «одной руке», смотрят в одну сторону. Еще здесь для молодых навешиваются мартинички, символизирующие количество детей в этой семье. Чем больше деток, тем больше отдаляются муж с женой, потому что очень много забот об этих детках. Но все равно у них общие дела в доме. Есть кукла «Екатерина-санница», ее делали к открытию зимнего сезона, зимних дорог. Были такие игры, когда катали этих куколок с горки и загадывали, чья кукла дольше прокатиться, у того все будет в этом году лучше. 

Сейчас для того, чтобы осваивать Ваше ремесло, что нужно?
Желание, конечно.

Как сочетаются в Вашем ремесле традиционные приемы давних мастеров и современные направления, технологии?
Из традиции мы берем конструкции и истории, которые за этой куклой идут. А вот кукла «Ангел» — это сочетание традиции и мое видение, т.е. авторство. Каждый что-то свое привносит и хочется сделать что-то свое. Из современных технологий будет кукла «Коровка», там вплоть до оригами используется. Есть традиция, это мешочная кукла и тем не менее там, как ушки сворачиваются, мордочка делается, копытца как раз то, что есть из современного. Это я люблю говорить: «Это сегодня новаторство, а через сто лет это будет традиция».

Скажите пожалуйста, Вы как мастер и Ваши произведения известны за пределами Воронежской области, России?
В основном я известна в узких кругах. Являюсь народным мастером. За пределами Воронежской области известна тем, что участвовала во всероссийском конкурсе, в котором заняла 3 место. За пределами России не думаю, не знаю. 

Могли бы назвать поселения Воронежской области, хранящие традиции ремесла?
Рамонь. По Воронежской области берут для музеев.

Расскажите, а как изучается народный промысел?
По книгам в первую очередь. Дружим с питерским клубом «Параскева». Также через общение с людьми, на фестивалях общаемся, в клубе «Василиса», которым я руковожу. 

Как по-Вашему, что необходимо для передачи традиций промысла через века? Как сейчас традиции промысла передаются новым поколениям?
Необходим интерес и любовь к своей культуре. Это нужно воспитывать, выращивать, необходимы знания, популяризация, насмотренность, должно быть на слуху, это должно мелькать. Сейчас постоянно на выставках, фестивалях провожу мастер-классы, чтобы зацепило человека. А я подскажу с чего начать, покажу. У нас сейчас занимаются бабушки, они также принимают участие в выставках, фестивалях. Бабушки передают лучше, чем новое поколение. Они всегда найдут время для своих внуков в домашней обстановке, среди родственников, они лучше раскрывают. Это «говорящее творчество», куклы про жизнь.

Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
Не думаю, что это можно создать. В 1923 году в советское время это выкорчевывалось, уничтожалось, много новоделов и сейчас много утрачено. Вряд ли возможно.

Что нужно сделать, чтобы Ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Я не нашла, где у нас именно рамонская кукла. Мы сами как бренд, клуб «Василиса», с пяти сел съезжаются к нам, чтобы заниматься в клубе. Глава Рамонского района Фролов Н.В. отметил, что наш клуб уникальный, помог с помещением, закупил мебель, оборудование, сделал ремонт.

Может быть Вам что-то хочется добавить?
Я хочу сказать, что это очень интересно детям и очень интересно тем, кому далеко за… Очень полезно и интересно. В более старшем возрасте немножко освобождаемся от собственных детей, подросли внуки, можно поизучать культуру, можно дать работу рукам и свободу творчеству.

Это прекрасно, очень нужное дело делаете, спасибо Вам.

Текст – Марина Харченко
Фото – Елена Гайдамаки