2022
Дедова Людмила Викторовна — мастер глиняной игрушки (Рамонский район)
Интервью с мастером глиняной игрушки Воронежской области, Рамонского района – Дедовой Людмилой Викторовной.
Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».
Здравствуйте, Людмила Викторовна. Меня зовут Марина. Интересно узнать о Ваших глиняных игрушках, какие существуют виды, типы игрушек, какие техники их исполнения?
Так как я занимаюсь традиционной игрушкой, поэтому я стараюсь типы, виды игрушки сохранять традиционные. Обычно в нашем промысле, в нашей местности мастера лепили то, что видели вокруг себя, т.е. каких-то фантастических образов не делали. Это то, что человека окружало. Птички, жаворонки, уточки, разные домашние животные: собачки, баранчики, козлики, коровки. Конь – это вообще всегда была одна из самых главных глиняных игрушек. И куклы для девочек. Когда-то раньше у этих глиняных изделий имелось предназначение быть именно игрушкой. Поэтому достаточно простые сюжеты, лаконичные, архаичные - это основное. А по технике исполнения – это лепка такая же, как лепили мастера. Никаких современных новшеств, современных инструментов здесь не предусматривается. Лепится всё исключительно руками, и форма любой из этих игрушек подчинена форме рук, пальцев. Каждый отпечаток формируется пальцами, глина очень органичный материал, он сам нам показывает эту форму, эту пластику. И что важно, детские игрушки традиционные никогда не были большими, т.е. игрушечка должна умещаться в ладошке, очень удобно у ребенка. Он зажал в кулачок и побежал. Поэтому игрушки все традиционные мои не большие, они удобные для игры. Тут нет цели выставочного экспонирования, а есть цель именно игрушечку сохранять в игровой форме, в размере, правильном именно для этого.
Как сочетаются в Вашем промысле традиционные приемы давних мастеров с современными творческими трендами и технологиями?
Своих кукол я делаю на электрическом гончарном круге, хотя у меня в доступе есть круг настоящий, ножной. Сейчас в планах поработать, попробовать на ножном гончарном круге. Да, какие-то современные технологии входят в нашу жизнь. Например, обжиг игрушек в электрических печах мы используем, а не так, как когда-то в горнах мастера. Горны, обжиг – это достаточно серьезная история, затратная, энергетически сложная. Хотя в планах есть и эксперименты. Иногда я обжигала в печурочках по более древним технологиям.
В чём, на Ваш взгляд, уникальность данного народного промысла?
Уникальность в том, что мы сохраняем то, что мы получили в наследство от Василия Ивановича Лямзина, а он как наследник тех мастеров, которые в Карачуне несколько столетий занимались этой игрушкой…Уникальность в том, что она не расписная. Нет ярких росписей по красной глине. Карачунские гончары с определенного момента своей истории стали использовать красную глину и вот такую чуть зеленоватую поливу, свинцовую глазурь. Игрушечки точно также, как и посуду они покрывали этой чуть зеленоватой поливой. В этом наша особенность. И еще такой яркий момент, интересный для промысла, который нас выделяет — это куклы, сделанные на гончарном станке. У В.И. Лямзина мы этому научились. Он как мастер-гончар, который 50 лет просидел за гончарным кругом, этих куколок тянул на станочке, вытягивал эту форму. Ручки потом прилеплялись. Он делал таких маленьких куколок, как игровые, и делал еще большие бабы-копилки. Их также, как сосуд, как кувшин он вытягивал на гончарном круге. Только делал тело замкнутым, голову закруглял, как чугуночек она получалась. Приделывал две ручки, потом прорезь для того, чтобы монетки туда бросать. В этом, наверное, самая яркая особенность игрушки.
Какой символический смысл несут в себе изделия промысла и несут ли они смысл?
На мой взгляд, сейчас очень много люди додумывают символы. Они, конечно, есть. Конь — это была очень важная игрушка, очень важный для крестьянского хозяйства помощник, трудяга, его уважали. В народном традиционном крестьянском искусстве игрушкам не придавали особого смысла. В дебри такие не забирались, все было проще. Птичка была всегда важным таким обрядовым существом, образом. Птичка-жаворонок, с которой встречали весну, зазывали. Был даже специальный весенний праздник. Такие игрушки лепили, чтобы весна скорее приходила. Образ женщины всегда присутствует в нынешнее время или во времена работы В.И. Лямзина. Женщины в крестьянской среде ценились именно плотные, хорошо стоящие на крепких ногах, устойчивые, которые могут работать, рожать детей. То есть крепкие, здоровые женщины. И как куколка игровая – это довольно массивная игрушка. Если углубляться в историю – это очень архаичный образ, символ женщины, матери, кормилицы, богини плодородия. Игрушка мужчины-воина, всадника — это обязательно, чаще всего в такие игрушки играли мальчики. Не так давно найден образ «воин-генерал» - сюжет середины ХХ века.
Что необходимо, на Ваш взгляд, для освоения ремесла сейчас?
Возможность регулярно где-то учиться, приходить к мастеру. Разовые мастер-классы время от времени не дают умения, навыка. Нужно учиться, это кропотливая работа: освоение формы, техники. Не хватает места, куда могли бы регулярно приходить дети и учиться на постоянной основе осваивать лепку, технику.
Обучаете ли Вы своему ремеслу детей и взрослых? Если да, то в чём заключается программа обучения?
Да, детей обучаю. Я работаю в Парке детского и семейного отдыха Нелжа Ру. Совместно с коллегой мы написали образовательную программу «Глиняная сказка села Карачун». Мы получили лицензию учреждения дополнительного образования. К сожалению, пока постоянных детей нет. Моя мечта, чтобы были дети, которые постоянно ходят. Хочется научить именно местных детей, которые живут в той местности, чтобы именно они освоили. Основные моменты программы – это поэтапное освоение материала и особенностей нашей традиционной игрушки, каких-то простых форм. Когда дети знакомятся с материалом, пробуют делать простые формы, как всегда, от простого к сложному. Мы осваиваем навыки через усложнение формы, постепенно-постепенно, мы стараемся в итоге получить целую коллекцию образов традиционной нашей карачунской игрушки. Программа рассчитана на 1 год.
Как Вы пришли к тому, чтобы стать мастером? Как сами учились? У кого учились?
Я была еще в младшей школе. С Галиной Ивановной Котельниковой я была знакома гораздо раньше, повезло. Мои родители дружили с Галиной Ивановной, с ее семьей. И когда я примерно в возрасте 9-ти лет, школьница, пришла в ее кружок глиняной игрушки, который она организовала, где-то в 91-ом году. Я прямо туда «влипла» с раннего детства, и больше не «отлипала», ходила заниматься регулярно. Благодаря Галине Ивановне я приезжала в Карачун и с Лямзиным В.И. успела пообщаться, полепить. Успела застать этого мастера, увидеть вживую, как он это делал. Это самый ценный опыт. Потом год за годом я накапливала опыт.
Расскажите о материалах, используемых в изготовлении изделий. Какие из них из Воронежской области?
Используется глина самостоятельно приготовленная, привезенная из карьера из Липецкой области, с Задонского района, потому что в Карачуне сейчас в карьере глину, к сожалению, не добывают. Глину я смешиваю, у меня часть глины взята оттуда, с Задонска, и какая-то глина у меня наша местная рамонская, с большой глубины. А глазурь, поливу, мы покупаем готовую свинцовую. Карачунские гончары использовали поливу, готовили ее сами, но это очень вредно, опасно для здоровья. Поэтому мы покупаем свинцовую, но современную, которая пригодна для изготовления керамики. Она достаточно близка к той, которая была у карачунских гончаров. У карачунских гончаров была в основном глазурь прозрачная. Сильно они не старалась ее зазеленить, иногда случалась реакция, потому что это химический процесс. Где-то пошла зеленоватость глазури, где-то не пошла. Мы сегодня делаем подобные эффекты, где-то глазурь ровно ляжет, гладко, где-то нет. Зелёный оттенок присутствует во многих карачунских игрушках, которые мы можем наблюдать в музеях. У меня, в моей личной коллекции есть игрушки Лямзина, они как раз такие зеленоватенькие, поэтому я стараюсь образ сохранять.
Какова Ваша известность, как мастера и произведения за пределами Воронежской области, России?
Достаточно известна, как мастер, в том числе среди искусствоведов, музеев. Участвую во всероссийских выставках, фестивалях, в т.ч. Москвы.
Назовите поселения Воронежской области, хранящие традиции ремесла?
Карачун, Рамонь, Рамонский район.
Как изучается народный промысел?
Источники ищем, ищем информацию, изучаем сами игрушки. Находим кусочки на раскопках участков, находим бракованную керамику в отвалах, бывает люди приносят игрушки. Изучаем статьи, и то, что находится в музеях.
Что необходимо для передачи традиций промысла через века? Как сейчас традиции декоративно-прикладного творчества передаются новым поколениям?
Сыновьям моим передается, они просто живут среди всего этого и впитывают. Я надеюсь, что дети продолжат. Провожу мастер-классы. Не хватает постоянной группы детей местных сел. Нужна стабильная планомерная работа по передаче традиции.
Что нужно сделать, чтобы Ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Сами активно занимаемся популяризацией, в т.ч. в социальных сетях. Нужна помощь от местных областных властей, размещение информации на городских, областных порталах в интернете, размещение рекламных материалов об игрушке там, где размещается информация о туризме.
Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
Конечно. Классические образцы игрушки, сделанные в традиции, посуда.
Совпадают ли исторические места возникновения промыслов с сегодняшними, где продолжают традиции ремесел современные мастера?
Да, совпадают. Из Карачуна переместились в Рамонский центр.
Людмила Викторовна, я Вас благодарю за интервью.
Текст - Марина Харченко
Фото - Елена Гайдамаки