На ретро-поезде – в Рамонь
В начале августа в нашем городе появился новый туристический маршрут – поездка на ретро-поезде в Рамонь с экскурсией по дворцу Ольденбургских. Собственно, каждая из частей этого маршрута заслуживает отдельного большого рассказа, но во дворце многие успели побывать и раньше, а вот раритетный паровоз с особенным вагоном – это настоящая новинка и позвольте начать именно с него.
Итак, в далеком 1954 г. был построен паровоз Л-2349 серии Л (собственно, это был не пассажирский, а грузовой тип, причем один из лучших и самых массовых паровых локомотивов в нашей стране), со временем он был законсервирован, потом снят с консервации и стал главным героем нового ретро-поезда. Впрочем, даже действующий паровоз на ходу будет интересен лишь энтузиастам техники, если у него не будет пассажиров, а о пассажирах организаторы ретро-поезда подумали особо. Для них сделан особый вагон – радикально переоборудованный плацкарт. На столах в нем – изящные лампы, на стенах – картины на железнодорожные темы, а нижние поверхности поднятых верхних полок рассказывают о наших знаменитых земляках: поэтах Веневитинове, Никитине и Кольцове, бизнесменах Тулинове, Полякове и Столле, конструкторе Мосине, художниках Крамском и Ге и многих других. Так что можно почувствовать себя если и не пассажиром воспетого Агатой Кристи роскошного Восточного экспресса, то как минимум довольно близко к этому.
Обычно в плацкартном вагоне 9 отделений, но вагон ретро-поезда необычен и в этом – первый отсек предназначен не для пассажиров, а для фотографий: там находится манекен великого клоуна Дурова, с которым могут сфотографироваться все желающие. Так что сам ретро-поезд состоит из трех частей – самого паровоза, тендера с углём и вагона. Будем надеяться, что со временем вагон лишится нынешнего гордого одиночества, чтобы больше пассажиров смогли насладиться необычной поездкой.
А поездка и в самом деле необычная! Необычная настолько, что на протяжении всего пути изумленные люди, лихорадочно снимающие проезжающее мимо них чудо техники на свои смартфоны, становятся уже почти привычной частью пейзажа. Состав с паровозом-ветераном развивает не больше 60 км/ч, поэтому можно насладиться проплывающими за окном пейзажами, да ещё и иногда мелькающими перед окнами клубами пара и дыма. Заодно отсутствующее в современных поездах легкое ритмичное отбрасывание назад покажет пассажирам, что чувствовали наши предки при поездке по железной дороге с несколько иным типом сцепки. А в это время из вагонных динамиков нам рассказывают про возникновение нашей Юго-Восточной железной дороги и её значении... (Достаточно сказать, что до её появления в конце 1860-х сельское хозяйство Воронежской губернии работало в основном на внутреннее потребление, ибо по грунтовым дорогам того времени вывозить излишки зерна за пределы губернии было очень непросто). В пути пассажиров ждет промежуточная остановка на станции Графская, а там – музей: восстановленный дореволюционный зал ожидания III класса с деревянными сиденьями, буфетом и предметами железнодорожного обихода. А на конечной станции маршрута находится ещё один музей – небольшой, но очень интересный: реконструкция здания начальника станции, а также экспонаты под открытым небом – вагон III класса, стрелка (которую желающие могут попробовать перевести вручную и убедиться, насколько непростой была работа стрелочника), семафор, пожарный насос...
От музея на автобусе экскурсантов отвозят в Рамонский дворец Ольденбургских – и дальнейших рассказ будет неполным без упоминания его создателей и владельцев. Итак, в 1878 г. принцесса Евгения Максимиллиановна Ольденбургская купила имение Рамонь (3000 десятин земли и сахарный завод). Да, именно купила, ибо до недавнего времени было принято считать, что она это имение получила в подарок от своего родного дяди императора Александра II, но у сторонников этой версии недоставало последнего звена (как именно имение и завод перешли от потомков известных воронежских выбившихся в дворяне купцов Тулиновых и последующих владельцев к императору, чтобы он мог их кому-либо подарить), а совсем недавно была обнаружена и купчая на имение. Принцесса была очень энергичной женщиной, поэтому сахарный завод был очень быстро модернизирован. Если при Тулиновых там было примитивное и малопроизводительное ручное производство, то уже в 1880 г. на заводе появилась паровая машина, существенно увеличившая его производительность, а затем рядом была построена кондитерская фабрика. Переход от ручного труда к машинному был столь заметным событием, что полное название фабрики звучало «Рамонская паровая фабрика конфектъ и шоколада». Доходы от новых предприятий позволили чете Ольденбургских (а супруг владелицы Рамони заслуживает отдельного рассказа, но о них обоих гораздо лучше расскажут экскурсоводы и экспозиция музея) построить себе новую резиденцию – которая в наши дни и стала главной туристической достопримечательностью Рамони. С 1883 по 1886 г. шло строительство, а до 1887 г. – отделка дворца. Принцесса Ольденбургская проявила свои многочисленные таланты, поэтому многие детали дворца были выполнены по её проектам. Фактически, это была большая и роскошная семейная дача – сюда приезжали на лето отдохнуть от столичного светского сезона и заодно присмотреть за делами на фабрике. Принцесса Евгения на свои деньги (более 300.000 рублей) проложила в 1901 г. железнодорожную ветку длиной 19 км от Графской до Рамони, чтобы удобнее было вывозить готовую продукцию и привозить сырьё и донецкий уголь для паровых машин – так что возможностью доехать из Воронежа до Рамони по железной дороги мы обязаны всецело ей.
Увы, именно Рамонь и подкосила принцессу Ольденбургскую, омрачив конец жизни. Дело в том, что в 1897 г. уже разменявшая шестой десяток лет принцесса отошла от активного управления имением и заводом и наняла для этого управляющего Генриха Коха (ведь любому в нашей стране известно, что русские могут только воровать, и только немцы – народ честный). Кох не слишком заботился мнением августейшей работодательницы о соплеменниках, поэтому вместо руководства производством сахара и сладостей он занялся спекуляцией сахаром на заёмные средства и к 1905 году вверг завод в долги на несколько миллионов рублей. В конце года неожиданно, но крайне вовремя возникший сильный пожал на складе готовой продукции помог на время скрыть масштаб ущерба от его работы. В итоге, принцессе были предъявлены иски на взыскание долгов, с ней, как было принято писать в то время, «случился удар» и в итоге имение за долги было выкуплено Удельным ведомством, и только дворец остался в собственности Ольденбургских, но они в нем больше не появлялись. Есть определенная ирония судьбы в том, что как рамонский сахар позволил Ольденбургским построить дворец, так после революции дворец и прилегающие здания стали придатком к заводу – там располагались конторские и жилые помещения. Только в 1978 г. дворец перестал быть частью завода и началась реставрация, продолжающаяся и по сей день. Впрочем, это и к лучшему, ибо дворец стоит и со временем обязательно будет восстановлено его внутреннее убранство – а если бы он остался частью завода, то далеко не факт, что мы бы сейчас могли им любоваться, ибо сахарный завод пережил три революции и две войны, но не перенес эпоху «эффективных менеджеров» и мог бы утянуть за собой в небытие и дворец...
Экскурсию по дворцу, свитскому корпусу и паркам описывать смысла нет – это всё лучше увидеть собственными глазами! Архитекторы и строители в 1880-х старались не зря – дворец производит сильное впечатление даже на уже закаленных экскурсиями в Петергоф, Царское село и Гатчину людей, а многие конструктивные решения времен Чехова и Сурикова заставляют ещё раз восхититься изобретательностью людей того времени.
Собственно, деньги за экскурсию оправдывают себя уже на этапе поездки в уютном вагоне на настоящем паровозе, а рамонские музеи и парки вместе с железнодорожными экспозициями превратят экскурсию в незабываемое событие.
Так что не пропустите новый маршрут!!
Текст: Евгений Киселев
Фото: Евгений Киселев, Ксения Киселева.