Главные вкладки

6 мая
2021

Выставка картин "Назад в СССР - от оттепели до перестройки" в музее Крамского

Выставка; изобразительное искусство; ВОХМ им. И.Н. Крамского;

Представители региональных средств массовой информации  первыми  увидели  картины художников нашей  многонациональной страны  шестидесятых- восьмидесятых  годов прошлого века в Воронежском областном художественном музее  имени  И.Н.Крамского 5 августа. Хранитель фонда сектора живописи "РОСИЗО" (г. Москва) Юлия Логвинова познакомила с новой выставкой "Назад в СССР - от оттепели  до перестройки". 1960-1980 годы". Она  рассказала о важнейшем периоде отечественного искусства, характерной чертой которого были  противостояние официального и неофициального искусства. 

Зрители увидели 26 картин и 19 графических работ, большинство из которых  вошли в состав коллекции  "РОСИЗО", а прежде хранились в фондах  Международной  конфедерации  Союза художников - правопреемника Союза художников СССР. 

В экспозиции представлен переход от соцреализма в сторону искусства "оттепели". Люди старшего поколения  помнят картины, воспевающие грандиозные стройки, заводы, индустриальную мощь Советского Союза. Такие картины есть в экспозиции, например,  Надир Абдурахманов  написал "Индустриальный пейзаж" в 1964 году. Художники  в период искусства "оттепели" показали  наших современников в обыденной жизни. Яркое экспрессивное полотно Аарона Априля "Отделочницы "Трёхгорки" притягивает внимание красивыми работницами ткацкой Трехгорной фабрики, которые работают  с яркими кусками цветной материи.

Рядом - эскиз "Рыбаки Псковского озера" и "Святая гора" Петра Оссовского, его работы воспевают тишину и уединённый покой русской природы. 

Мои коллеги останавливаются у максимально детализированных картин Татьяны Назаренко "Зима в Тарусе" и Елены Романовой "Портрет Кристины Орбакайте". Потом  начинают гадать, почему на сюрреалистической картине Владимира Блинова "Рыба". Из цикла "Старый завод" рыба  помещена  в полиэтиленовый  пакет с водой и нарисована на фоне старого дома. Меня привлекла академическая работа  Александра Грицая "Мальчишки". Деревенские  ребята забрались на высокие столбы деревянного ограждения, рядом с ними сидит девчушка. Они выглядывают, вероятно, стадо колхозных коров на пастбище. А может, мечтают о путешествии, а что там  за полем находится?   

Отмечу, что важной особенностью  советского искусства 1960-1980-х годов был расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Запомнились картины художников Эдгара Илтнера "Время покоса" (Латвия), Ивана Вепхвадзе "Перспектива. Молодые учёные" (Грузия), Александра Акилова "Вечерние новости и погода на завтра" (Таджикистан)

Художники-графики создавали циклы произведений на основании впечатлений от поездок по стране. Два произведения Ореста Верейского "Псков" и "Рыбацкие сети" близки мне по тематике, связанной с северо-западом моей страны. 

Выставка  будет работать для посетителей до 5 сентября и подарит много приятных воспоминаний и новых открытий. 

Текст - Ольга Полухина
Фото - Елена Гайдамаки