Главные вкладки
2021
Выставка картин "Назад в СССР - от оттепели до перестройки" в музее Крамского
Представители региональных средств массовой информации первыми увидели картины художников нашей многонациональной страны шестидесятых- восьмидесятых годов прошлого века в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского 5 августа. Хранитель фонда сектора живописи "РОСИЗО" (г. Москва) Юлия Логвинова познакомила с новой выставкой "Назад в СССР - от оттепели до перестройки". 1960-1980 годы". Она рассказала о важнейшем периоде отечественного искусства, характерной чертой которого были противостояние официального и неофициального искусства.
Зрители увидели 26 картин и 19 графических работ, большинство из которых вошли в состав коллекции "РОСИЗО", а прежде хранились в фондах Международной конфедерации Союза художников - правопреемника Союза художников СССР.
В экспозиции представлен переход от соцреализма в сторону искусства "оттепели". Люди старшего поколения помнят картины, воспевающие грандиозные стройки, заводы, индустриальную мощь Советского Союза. Такие картины есть в экспозиции, например, Надир Абдурахманов написал "Индустриальный пейзаж" в 1964 году. Художники в период искусства "оттепели" показали наших современников в обыденной жизни. Яркое экспрессивное полотно Аарона Априля "Отделочницы "Трёхгорки" притягивает внимание красивыми работницами ткацкой Трехгорной фабрики, которые работают с яркими кусками цветной материи.
Рядом - эскиз "Рыбаки Псковского озера" и "Святая гора" Петра Оссовского, его работы воспевают тишину и уединённый покой русской природы.
Мои коллеги останавливаются у максимально детализированных картин Татьяны Назаренко "Зима в Тарусе" и Елены Романовой "Портрет Кристины Орбакайте". Потом начинают гадать, почему на сюрреалистической картине Владимира Блинова "Рыба". Из цикла "Старый завод" рыба помещена в полиэтиленовый пакет с водой и нарисована на фоне старого дома. Меня привлекла академическая работа Александра Грицая "Мальчишки". Деревенские ребята забрались на высокие столбы деревянного ограждения, рядом с ними сидит девчушка. Они выглядывают, вероятно, стадо колхозных коров на пастбище. А может, мечтают о путешествии, а что там за полем находится?
Отмечу, что важной особенностью советского искусства 1960-1980-х годов был расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Запомнились картины художников Эдгара Илтнера "Время покоса" (Латвия), Ивана Вепхвадзе "Перспектива. Молодые учёные" (Грузия), Александра Акилова "Вечерние новости и погода на завтра" (Таджикистан).
Художники-графики создавали циклы произведений на основании впечатлений от поездок по стране. Два произведения Ореста Верейского "Псков" и "Рыбацкие сети" близки мне по тематике, связанной с северо-западом моей страны.
Выставка будет работать для посетителей до 5 сентября и подарит много приятных воспоминаний и новых открытий.
Текст - Ольга Полухина
Фото - Елена Гайдамаки