Фильм «Круиз по джунглям» (рецензия Евгения Киселева)
На экраны вышел приключенческий фильм «Круиз по джунглям». Казалось бы, ориентированный прежде всего на подростков фильм компании Disney не заслуживает внимания сайта любителей истории, но всё же позволим себе такую вольность из-за любопытных исторических отсылок и отражения текущих событий в фильме.
Как уже повелось у ведущих кинопроизводителей в последнее время, сюжет не блещет новизной, а представляет собой смесь из уже хорошо отработанных тем – старого доброго «Индианы Джонса», недавнего «Доктора Дулиттла» и хронологически стоящих между ними «Пиратов Карибского моря». Итак, в 1916 г. британская исследовательница дикой природы Лили Хоутон отправляется в верховья Амазонки, чтобы найти известное по легендам целебное дерево, которое должно помочь многим раненым на фронте солдатам, а родственник кайзера Вильгельма пытается ей помешать, ибо у него есть собственные планы использования легендарного дерева в интересах своей армии. Ну а дальше начинается всё то, за что мы всё ещё любим современные приключенческие фильмы – погони, драки, шутки и т.д.
Любопытно, что главный антагонист фильма – принц Иоахим – преследует главных героев по Амазонке не на банальном пароходе, а на подводной лодке. Стоит отметить, что это не такая уж и фантастика – буквально через пару лет после действия фильма подводные лодки и в самом деле действовали на реке. Дело в том, что в августе 1918 г. советское руководство решило перебросить несколько подводных лодок Балтийского флота на юг для усиления Каспийской флотилии. Всего на Каспий отправились четыре подводные лодки («Минога», «Макрель», «Касатка» и «Окунь»), которые были отобраны для этого потому, что являлись одними из первых подводных лодок на Балтике и поэтому отличались от более поздних (например, подводных лодок типа «Барс» и АГ, которые составляли основу российского подводного флота в Первую мировую войну на Балтийском и Черном морях) прежде всего малыми размерами, существенно облегчавшими их транспортировку внутри страны. Подводные лодки были доставлены по железной дороге в Саратов, там были спущены на воду и в следующем году приняли участие в гражданской войне – например, «Макрель» 21 мая 1919 г. атаковала британские корабли на рейде форта Александровск (сейчас это Форт-Шевченко в Казахстане).
В фильме главным героям приходится спасаться не только от кайзеровских подводников, но и от попавших под древнее индейское проклятие конкистадоров во главе с Агиррой – и тут имеет место ещё одна историческая отсылка к событиям в тех краях. Итак, в 1560 г. вице-король Перу (так в Испании называли королевских наместников в колониях) организовал экспедицию для поиска очередной версии легенды про полную золота страну Эльдорадо, в которой принял участие и уже немолодой ветеран колонизации Южной Америки этнический баск Лопе де Агирре. В ходе экспедиции Агирре устроил бунт и убил сначала руководителя экспедиции, а затем и сменившего его человека, после чего сторонники провозгласили Агирре «властелином Перу, Терра-Фирма [Панамского перешейка] и Чили» и он начал войну уже против испанского короля. Эта война продолжалась примерно полгода, Агирре написал письмо королю Филиппу II с изложением своих целей (конечно, намного более мягкое, чем письмо запорожцев турецкому султану век спустя, но по тем временам это было неслыханной дерзостью), и в итоге Агирре был убит верными центральной власти бойцами. Дошедшие до нас слова современников описывают его как очень жестокого человека (хотя попробовали бы тогда написать что-то хорошее или хотя бы нейтральное про государственного преступника!), но при этом он выступал за равные права для негров и индейцев, поэтому в тех местах его почитают народным героем и первым борцом за независимость.
Есть в «Круизе по джунглям» и элементы навязшей в зубах в последнее время «повестки» – главная героиня много говорит о женских правах (что впрочем, не является чем-то искусственно привнесённым в фильм, ибо эта тема была очень важной в Британии того времени) и сопровождающий её младший брат жалуется лихому шкиперу на свои проблемы из-за нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако, эти темы затрагиваются буквально в гомеопатических дозах (словно просто для проставления бдительным голливудским цензором отметки «выполнено» в списке обязательных для озвучивания в фильме тем) и ловко обыгрываются – например, манерный мужеложец к концу фильма превращается под влиянием старшей сестры и лихого шкипера в нормального человека.
Так что если хотите просто развлечься – фильм «Круиз по джунглям» весьма подходит для этого. Ну а если просмотр вызовет у вас интерес к подводным лодкам (хотя бы в поиске ответа на вопрос: а правда были подводные лодки с авиационной пулеметной турелью, как это показано в фильме?) или желание посмотреть один из нескольких имеющихся фильмов про Агирре, то авторы фильма явно трудились не зря.