Опыт реконструкции костюма незамужней девушки Х века по материалам мордовских могильников бассейна р. Цна
Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Анастасия Стряпчих. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
В последнее время все более популярным становится движение исторической реконструкции. Появилось много клубов, расширился список мелких местных исторических фестивалей, посвященных определенным эпохам. Но для большинства обывателей все также нет особой разницы между «реконструктором», «ролевиком» и даже «аниматором». Однако различия есть, что и обуславливает одну из причин выбора такой темы работы.
Кроме того, работы подобного характера, на мой взгляд, вносят значительный вклад в популяризацию истории, а также повышают ее наглядность. Например, практические результаты могут использоваться в музеях в составе экспозиций, что приводит к большей наглядности и информативности экскурсий.
Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы. Первая глава знакомит с особенностями некоторых терминов и методов, что будут использованы в работе. Во второй главе описывается процесс воссоздания одежды человека времен раннего средневековья, по средствам данных археологии, этнографии и исторического эксперимента.
Глава 1. Что такое историческая реконструкция.
Движение исторической реконструкции, в привычном для нас понимании, зародилось не так давно, в 90-х годах ХХ века. Одним из первых мероприятий такого рода стал фестиваль «День Бородино» в 1989 году. Впоследствии данный фестиваль стал традицией, а ожившая история наполеоновского наступления послужила своего рода катализатором для возникновения и распространения военно-исторических клубов, специализирующихся на воссоздании военного прошлого.
В наши дни в исторической реконструкции наблюдается два наиболее популярных направления: «живая история» и военно-историческая реконструкция.
Для формата «живой история» необходимым условием является стремление к максимальному воссозданию образа жизни людей, реконструируемого отрезка времени. Свое отражение это направление находит в фестивалях и особого видах музеях. Основная цель здесь, это не только максимально погрузиться самим в определенное время, но и захватить с собой желающих (зрителей, туристов). Одним из ярких и довольно экстравагантных примеров такого направления являются проекты «Ратоборцев» по погружению в прошлое.
Отечественная «живая история» пока находится в стадии становления. На сегодняшний день на территории нашей страны мы можем видеть развивающиеся музейные комплексы, с успехом применяющие элементы «живой истории». К примеру, в г. Кемерово функционирует центр археологического моделирования «Томская писаница», в г. Челябинске - музей-заповедник «Аркаим», «Жилое – Былое» в Москве и другие.
Второе направление движения, военно-историческая реконструкция, более развито и популярно среди населения. Это уже в первую очередь хобби, вид досуга, хотя и требующий большого количества времени и вовлеченности. Здесь ключевым моментом является воссоздание исторической действительности не в целом, а в отдельных ее проявления, основываясь на сохранившихся источниках. Это может быть изготовление предметов материальной культуры, ремесел, или же одного конкретного события из прошлого. Например, реконструкция оборонительных сооружений городища Иднакар.
Это направление также находит свое отражение в исторических фестивалях. Среди особенностей можно выделить турниры, а также так называемые «бугурты» (массовые полевые сражения «стенка на стенку»). Наиболее популярными для воссоздания являются такие периоды как: Античность, Средневековье, Новое Время, отдельный интерес представляют для многих и мировые войны. Однако самой многочисленной массовой эпохой на военно-исторических фестивалях является Средневековье.
Эти направления весьма условны и отличаются разве что масштабом погружения в действительность той или иной эпохи. Тем не менее, всех представителей объединяет то, что они участвуют в воссоздании предметов материальной, а временами и духовной, культуры.
Главная цель всех этих действий заключается в соответствии историческому периоду. С помощью экспериментов, участники движения стараются как можно более глубоко и детально изучить выбранное время, разобраться в причинно-следственных связях событий, узнать о нравах и обычаях.
Уже в течение нескольких десятилетий многие исследователи с успехом используют в своих исследованиях данные, полученные в результате реконструкции[1] и исторического эксперимента[2].
Основу для работы реконструктора составляют источники. Понятие исторического источника здесь довольно схоже с тем, что применяется в исторических науках. Исторический источник - это «объект, который содержит информацию о реальной жизни человеческого общества и включен в процесс исторического исследования»[3]. В реконструкции используются четыре основных источника:
1) сохранившиеся до нашего времени образцы из коллекций;
2) данные археологии;
3) изобразительные источники;
4) письменные источники.[4]
В особый вид источников, которые используются при воссоздании элементов прошлого, можно отнести труды специалистов по определенным узким темам, например, по истории костюма, оборонительных сооружений, обычаев и ритуалов. Такого рода исследования способствуют формированию общего представления о теме, знакомству с признанным на данный момент мнением по тому или иному вопросу.
Работа с историческими источниками является первым этапом реконструкции всего. Здесь применяется такой метод как анализ и синтез информации, выделенной из источников. Полученные сведения сопоставляются между собой, и чем больше имеется информации по исследуемому предмету в различных видах источников, тем более близким к действительности будет конечный продукт.
Второй этап – эксперимент. Это применение на практике той информации, что была получена ранее, начиная изготовлением предмета и заканчивая его применением в деле. Например, костюм проверяется ношением на живом человеке, эффективность круглого щита при активных боевых действиях и т.д. Это позволяет вносить те или иные коррективы и нюансы, о которых не было информации в источнике или же ее было недостаточно, в создаваемый предмет. Также на этом этапе выявляются следующие моменты:
1) применение различных вещей и предметов быта;
2) особенности материалов;
3) не являются ли вещи исключительно ритуальными.
Такими образом можно говорить об исторической реконструкции, как о многогранном и серьезном увлечении, продукты которого имеют значительное историческое обоснование и не являются лишь плодом фантазии того или иного человека.
Глава 2. Реконструкция мордовского костюма.
К сожалению, формат данной работы не подразумевает детального описания процесса работы с историческими источниками, и в этой главе будет приведена упрощенная версия и ее практические результаты.
1. Реконструкция наплечной одежды.
Одежда мордвы VII-XI вв. изготавливалась преимущественно из шерсти, на что указывают находки шерстяной ткани в погребениях[5]. Найдены как ткани полотняного, так и саржевого переплетения.
Остатки ткани растительного происхождения составляют меньшинство находок[6]. Ввиду удручающей сохранности кроя одежды в погребениях, зачастую для реконструкции привлекаются данные этнографии.
Таким образом, для одной из рубах, крой воспроизводится по мордовским туникообразным рубашкам (панар и щам). Особенностью их является ношение с напуском и подпоясывание. Рубашки имели округлый вырез по шее с небольшим разрезом спереди, для его застегивания использовались сюльгаммы, что подтверждается находками[7]. Рукава были длинными и узкими.
Рубашки состоят из 4х полотнищ, что объясняется шириной ткани[8]. Женские мокшанские рубахи строились из одного перегнутого посередине полотнища и пришитых к нему с каждой стороны еще по одному полотнищу той же ширины. Подол либо не имеет разреза, либо он расположен посередине рубахи. Длина рубах – до «нижнего конца бедренных костей скелета»[9], т.е. до колен.
Для второй рубахи привлекается версия, основанная на археологических находках. Она основана на дневниках и зарисовках Петра Петровича Иванова, автора раскопок Крюковско-Кужновского могильника[10]. По признакам, отмеченным в них (украшение вертикальных краев одежды и разрезы по бокам), можно сказать, что швы располагались вдоль вертикальных краев. Подобное расположение швов характерно для кроя одежды из одного широкого полотнища, перегнутого пополам и сшитого по бокам.
В нижней части полотнище, в случае, если рубаха была очень длинной, могло оставаться несшитым, формируя необходимые для свободы движений ног разрезы.
На территории Лядинского могильника не было зафиксировано случаев украшения деталей одежды оловянным бисером. Даная версия кроя привлекается ввиду территориальной близости могильников и их современности друг другу.
Шейный вырез был округлым, плотно прилегая к шее. Спереди шейного выреза был небольшой вертикальный разрез, фиксируемый одной или несколькими застежками-сюльгамами.
2. Штаны.
Так как длина одежды доходит до колен, в некоторых случаях до середины икры, то подразумевается наличие штанов.
Ввиду отсутствия каких-либо остатков штанов, указывающих на их крой, использован покрой аналогичный этнографическим[11]. Покрой женских штанов не отличался от мужских и был 2х типов. Мною выбран 2й тип.
Эти штаны также встречались у башкир, татар, чуваш и мордвы-мокши. Средняя часть состояла из одного цельного куска материи, к которому пришивались штанины с одной или двумя парами клиньев[12]. Держались за счет вшитого шнурка. Вероятнее всего он был сделан в технике «фингерлуп», на что указывают находки подобных шнурков в могильниках. В Крюковско- Кужновском могильнике были встречены остатки круглых шнуров IX в., выполненных из 2 и из 3 шерстяных нитей[13].
Здесь же нужно сказать о такой особенности костюма, как наличие в нем обор и онучей. Онучи - это длинные полосы ткани шириною от 10 до 30 см. Использовались для обматывания ног от щиколотки до колен, встречались у всех поволжских финнов в костюмах обоих полов. В позднее время это нашло отражение в этнографии, в представлении о том, что тем толще у женщины ноги (за счет обматывания их), тем тверже она стоит на земле.
Оборы представляют собой кожаные шнурки (полосы), обматываются поверх обмоток вокруг ноги от щиколотки до колена. Они нужны для фиксации обмоток. Обмотка нижней части голени, поверх онучей, узким ремешком. По мнению исследователей, в Лядинском могильнике они не были распространены. Однако в комплекте они используются с утилитарной целью, для фиксации онучей.
3. Головной убор.
В Лядинском могильнике за все время его раскопок не было выявлено целых головных уборов или их ткани. Поэтому представление о них можно сделать лишь по металлическим украшениям, данным соседних мордовских могильников и по более поздним археологическим и этнографическим параллелям.
Для костюмов девушек той эпохи характерной является простота головного убора в сравнении с убором замужней женщины. Например, Воронина Р.Ф. считает, что «как правило, девушки носили волосы открытыми и распущенными. Их головные уборы представляли собой налобный венчик (повязку) или круглую шапочку»[14].
Кроме того, там же приводится еще один довольно простой головной убор. Широкое полотнище из шерстяной ткани, два верхних угла обхватывают голову и завязываются на затылке, либо закалываются сюльгаммой. Нижняя часть платка свободно висит сзади, спускаясь чуть ниже плеч.[15] Кроме того, сверху убор скрепляется либо венчиком, либо кожаным шнурком.
4.Обувь.
Обувь - мягкие туфли типа поршней. Их характеризует свободный покрой и пришивная мягкая и тонкая подошва. Носок острый, слегка приподнят. Верх низкий, не выше щиколотки. Вдоль края сверху расположены парные прорези, через которые пропущены шнуры для фиксации обуви на ноге. Вокруг щиколотки обматывались двумя ремешками. Аналогичный тип обуви и традиция его украшать распространены во всем поволжском регионе.[16]
5. Элементы одежды, не имеющие прямых источников.
Кроме представленных выше составляющих костюма, есть ряд вещей, источники на которые не сохранились или же не были найдены, но практическим путем, а также по косвенным признакам определяется их необходимость.
Во-первых, это пояс. В погребениях на линии пояса часто встречаются ножи и определенные мешочки из кожи, что указывает на их ношение на подвешенными на этом уровне. По аналогии с различными примерами в рамках эпохи, в костюме должен присутствовать кожаный или тканный пояс. Ввиду отсутствия в женских погребениях остатков кожи в области тазовых костей, был выбран вариант тканного на дощечках пояса.
Во-вторых, носки. Аналогично ситуации с поясом, прямых указаний на их наличие и вид в находках могильника нет. Но опытным путем установлено, что носить без них кожаную обувь дискомфортно. Поэтому в костюм были привлечены шерстяные носки, вязанные способом, известным в то время – деревянной иглой.
Таким образом, на основе приведенной выше информации, хотя и в довольно сильно сжатом виде, можно отметить, что даже для воссоздания необходимого минимума элементов костюма, необходимо провести обширную теоретическую работу. Кроме того, не менее сложным является и процесс подбора материалов максимально приближенных к используемым в то время.
Заключение.
Таким образом, считаю возможным в первую очередь отметить, что «реконструкторы» выгодно отличаются от «ролевиков», «аниматоров» и т.д., тем, что их деятельность направлена на подробное изучение, воссоздание и использование в условиях, приближенным к аутентичным, предметов быта, одежды и сопутствующих предметов, изучаемых времен и регионов. Подобное воссоздание и использование может дополнить имеющиеся исторические знания и гипотезы об эпохе, подвергнуть критике существующие исследования или подтвердить их. А кроме того, указать на пропущенные, но важные мелочи, которые могут подтолкнуть к новому взгляду на ту или иную проблему.
Список использованной литературы.
- Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М. 1973.- 216 с.
- Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА. Вып. 140, 1974.
- Воронина Р.Ф. Женский головной убор среднецнинской мордвы VIII-XI вв. // КСИА. – 1973. – № 136. – С. 48.
- Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э. // КСИА- Вып.107. -М., 1966.- С.127-134.
- Лядинские древности: из истории мордвы-мокши, конец IX - начало XI века : по материалам Цнинской археологической экспедиции 1983-1985 годов / Р.Ф. Воронина ; Рос. акад. наук, Ин-т археологии. – М. Наука. 2007.- 164.
- Никольский А.Б. «Методологические проблемы исторической реконструкции». М., «РОСМЭН» 2001.- 78с
- Павлова Н. А. Текстильные изделия в погребениях поволжских финнов II тысячелетия н.э. 2015.- С. 351.
- Пособие для студентов гуманитарных факультетов / В.П. Грицкевич, С.Б. Каун, С.Н. Ходин. — Мн.: БГУ, 2000. — 221 с.
- Прогулова Ю. - Метод эксперимента в историческом исследовании. Казань., 2005. – 16с.
- Селюн Д.В. К вопросу о реконструкции некоторых типов плечевой одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. (по материалам Крюковско-Кужновского могильника)- (http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=339 дата обращения 31.01.2021)
- Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли: (По материалам могильника Залахтовье) — Спб. 2014. - 438с.
[1] Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли: (По материалам могильника Залахтовье). 2014. – 428 с.
[2] Прогулова Ю. - Метод эксперимента в историческом исследовании. Казань., 2005. – 16 с.
[3] Пособие для студентов гуманитарных факультетов. — С. 7.
[4] Никольский А.Б. «Методологические проблемы исторической реконструкции». М., «РОСМЭН» 2001.- 78с
[5] Воронина Р. Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы. С. 33
[6] Воронина Р. Ф. О некоторых… С. 34
[7] Воронина Р. Ф. О некоторых… С.35
[8] Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э. // КСИА- Вып.107. -М., 1966.- С.127-134.
[9] Воронина Р.Ф. О некоторых… С. 36
[10] Селюн Д.В. К вопросу о реконструкции некоторых типов плечевой одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. (по материалам Крюковско-Кужновского могильника)
[11] Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М. 1973. С. 30
[12] Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. С. 63
[13] Павлова Н. А. Текстильные изделия в погребениях поволжских финнов II тысячелетия н.э. 2015. С. 351.
[14] Воронина Р.Ф. Лядинские древности. С.10.
[15] Воронина Р.Ф. Женский головной убор среднецнинской мордвы VIII-XI вв. // КСИА. – 1973. – № 136. – С. С 48.
[16] Воронина . О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы. С. 37