Советская пропаганда времен Великой Отечественной войны

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2021 гг. Автор – Любовь Коновалова. Научный руководитель: Н. Т. Коновалова, МБОУ Новомеловатская СОШ. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Введение

Актуальность. Пропаганда является мощным методом влияния на сознание людей. С помощью пропаганды можно сформировать общественное мнение любого толка. Пропаганда это, прежде всего, психологическое оружие.

На сегодняшний день, в условиях активного ведения всеми государствами информационной войны, тема пропаганды, весьма актуальна.

Во время Великой Отечественной войны советскую пропаганду называли «третьим фронтом». Идейно-воспитательная работа сыграла огромную роль во внедрении в сознание советских людей, воинов армии и флота необходимости перестройки на военный лад. 

В 1941-1945 годах советская пропаганда сформировала новую концепцию, цель которой – сплотить народ против общего врага. Шел процесс либерализации, который проявился в отказе от существовавших до сих пор идеологических установок в отношении религии, истории страны и идеи мировой революции. Война с Германией характеризовалась не как классовая, а как всенародная, Отечественная.

В годы Великой Отечественной войны сложилось новое отношение к представителям культуры, интеллигенции. Теперь культура оказалась наиболее востребованной, являлась средством мобилизации людей на героический труд и военный подвиг. Произведения искусства, кинематограф, литература, живопись, музыка в эти годы восхищают искренностью патриотических чувств.

Объект исследования – пропаганда как общественное явление

Предмет исследования – специфика советской пропаганды в период 1941-1945 гг.

Историография

В работе Н. И. Кондаковой «Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945 гг.»[1] освещается деятельность Советского Союза по организации борьбы против идеологии нацистской Германии в годы войны. Анализируя исторический опыт идеологической борьбы партии против фашизма, автор приходит к выводу, что состояние отношений между странами в тот период схожи с современной ситуацией на международной арене.

В своей работе «Секреты психологической войны: цели, задачи, методы, формы, опыт»[2] В.Г. Крысько проводит подробный анализ психологической войны, которую вели многие страны и народы друг против друга в течение многих лет. Интересующий нас период Второй Мировой войны также рассматривается автором, поэтому работа представляет для нас интерес.

С. И. Жуков в работе «Фронтовая печать Отечественной Войны»[3] подробно освещает тему печати в период войны. Там мы можем найти информацию о газетах, журналах, их тематике и тиражах.

Цель работы: рассмотреть специфику советской пропаганды времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

- исследовать тематику и методику исполнения плакатов военных лет;

- рассмотреть концепцию советского кинематографа периода Великой Отечественной войны;

- определить специфику советской пропаганды в печати в годы Великой Отечественной войны.

Характеристика источников

Источниковую базу исследования составили кинофильмы, плакаты, стихотворения 1941-1945 годов.

Методы: анализ, систематизация.

Глава 1.  Общая характеристика пропаганды в СССР

В истории России было большое количество воин. Война - это не только сражение на фронте и труд в тылу, но это и духовный подвиг народа. И чтобы помочь народу совершить этот подвиг, поднять боевой дух армии, использовали пропаганду. Опыт Великой Отечественной войны показал, что пропаганда – одно из мощнейших средств по поддержанию настроений в обществе и формированию активной гражданской позиции. Пропаганда является сложным явлением, целью которого является распространение сведений, направленных на формирование общественного мнения, взглядов, представлений, эмоциональных состояний.

В годы войны в СССР важную роль играла идеологическая пропаганда. Пропаганда в Советском Союзе была направлена на укрепление патриотизма и межнационального единства народов страны, для этого в это время усиливается прославление героического прошлого русского и других народов[4].

Советскую пропаганду во времена Второй Мировой называли «третьим фронтом». Она работала на подавление настроения врага, воодушевления бойцов Красной армии, восхваляла союзников[5]. Пропаганде приходилось быть гибкой, менять темы и курс, подстраиваться под условия и внешнюю политику. Самыми популярными пропагандистскими средствами стали советские плакаты и листовки, радиопередачи и кинофильмы. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее, а тыл работать эффективнее.

Советская пропаганда имеет долгую, яркую, интересную и значимую историю, изучение которой крайне важно, потому что именно пропаганда лежала в основе советского государства. Каждое государство создает свое прошлое, настоящее и будущее, поднимая одни события и людей до уровня символов, а другие — старается стереть из памяти. Такая избирательность истории позволяет ей служить фундаментом для различных вариантов настоящего.

В случае СССР пропаганда была значимым компонентом к построению государства, таким же, как военные или спецслужбы. Пропаганда работает в виртуальном пространстве, ее работа была даже более заметной, чем работа остальных служб, поскольку пропаганда призвана «глушить» альтернативные идеи.

Пропаганда создает свою модель мира, опираясь на журналистику, литературу и искусство, кино, историю. Все это призвано обособить «наш» мир от «чужого», и он (мир) должен быть правильнее, и справедливее «чужого»[6].

Советская система своими пропагандистско-символическими инструментами контролировала все: и физическое, информационное и виртуальное пространство.

Физическое пространство контролировалось путем переименования улиц и площадей, путем появления памятников-символов - статическая символизация. Существовала также динамическая символизация, например: военные парады, демонстрации трудящихся, возложение цветов, принятие в пионеры в символических местах. Также сформировалась определенная политическая география, которая сильно разрослась после Отечественной войны, когда появились города-герои, за которыми стояли свои собственные символические истории.

Информационное пространство контролировалось путем жесткой цензуры, которую осуществлял главлит. Мощная система пропаганды реализовалась в миллионных тиражах газет, которые издавались для любого читателя.

В организации виртуального пространства гуманитарные институты, академии наук, министерство образования формировали потоки, несшие специальную интерпретацию. Писатели и режиссеры создавали продукты, задаваемые идеологической системой, но, несмотря на это, произведения, созданные в ту эпоху, имели настолько высокий уровень художественной культуры, что их можно смело назвать шедеврами и, не обращая внимания на их идеологическую составляющую, мы до сих пор с удовольствием пересматриваем и перечитываем эти творения.

Пропаганда в СССР носила комплексный характер, охватывала все сферы жизни человека, она была одним из важных механизмов, без которого не могло существовать государство, можно сказать производительной силой государства. Отсюда уже видно зарождение тенденции, когда работа с информацией становится производительной силой.

Имелись партийные секретари по идеологии и пропаганде, которые приводили все эти «жернова» в действие, также в работе пропаганды было задействовано множество людей.

Советская пропаганда отличалась сильной ритуализацией жизни. Идеология стала ритуалом, она перестала быть живой. Бесконечное цитирование стало характерной чертой жизни и стало напоминать вариант религиозной коммуникации. Цитата из классиков марксизма-ленинизма или доклада генерального секретаря стала обязательным элементом любого текста, при этом уже не несла никакого смысла[7].

Глава 2. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

2.1 Пропаганда в плакате

По своему содержанию и размаху идеологическая работа соответствовала уровню тех сложных задач, которые решали Советское государство и его Вооруженные Силы. Для эффективной идеологической работы партия имела все необходимое: завоевания социализма, марксистско-ленинское учение, информационно-пропагандистский аппарат, квалифицированные кадры идеологических работников. Идеологическая работа строилась на фундаменте политики партии, и была неразрывно связана с вооруженной и идейной борьбой против фашизма.

Достойный вклад в патриотическое воспитание народа и его воинов в годы войны внесли историки. На основе обобщения опыта прошлых войн они показывали самоотверженную борьбу русского и других народов СССР против иноземных захватчиков, вели сбор материалов по истории Великой Отечественной войны, активно участвовали в военно-патриотическом воспитании[8].

Плакатная графика принадлежит к одному из самых массовых видов изобразительного искусства. Особую страницу в истории её развития вписал советский политический плакат, выполнявший задачи визуальной агитации и пропаганды. Его история берет начало в 1919 году со знаменитых «Окон сатиры РОСТА». В период Великой Отечественной Войны плакат достиг максимума политической остроты и художественного уровня, когда на смену символическим, пришли эмоциональные, реалистические плакаты, которые изображали живой, яркий образ. Плакаты времен Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Самыми крупными центрами издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «ИСКУССТВО».

Печатались плакаты по всей стране, в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Закавказья, Поволжья, Средней Азии.

В жанре плакатного искусства в годы Великой Отечественной Войны работали многие художники. Одними из самых известных плакатов Великой Отечественной Войны, продолживших традиции окон «РОСТА», были «Окна ТАСС».

Плакаты в тот период тиражировались вручную, при помощи трафарета, самые удачные издавались печатным способом. Самые известные периодические плакатные серии: «Слава Героям Отечественной Войны», «Герои и Подвиги» (Госполитиздат), «Боевые эпизоды», «Боевой карандаш» (Ленинградское отделение Союза советских художников), газета-плакат «Раздавим фашистскую гадину» и сатирический листок «Партизанская дубинка» (ЦК КП(б)Б). Другой формой плаката были иллюстрированные фронтовые и партизанские листовки[9].

Основное средство плакатиста фигуры и события, общепонятные символы и аллегории, изобразительные метафоры, условные формы предметов, фотографии и др. Плакат должен быть максимально лаконичен и в тоже время информативен.

В течение первых дней войны массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов. Сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов соответствовало ситуации. В числе плакатных листов июня 1941-го — работа А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!» «Бей Фашистского Гада!», всего же за годы войны художником создано около 35 плакатов.

Среди первых военных плакатов — работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!».

В конце июня 1941 года появился плакат «Родина-Мать зовет!» один из самых известных плакатов военных лет работы И. Тоидзе. Аллегорическая женская фигура на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. Центральная фигура - обобщенный образ Отчизны. Невероятно талантливо передано психологическое содержание образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте[10].

Первые плакаты были насыщены героическими сюжетами, сценами атак и единоборства советского воина с фашистом. Примеры таких плакатов: «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова. Многофигурные композиции этих плакатов подчеркивала всенародный характер войны. С призывом остановить нашествие любой ценой выступал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».

Часто сюжетами плакатов были эпизоды мобилизации, формирования народного ополчения. Таковы плакаты З. Правдиной «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР», «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!» В. Правдина, «Наши силы неисчислимы» В. Корецкого и другие[11].

Плакаты с агитационными целями посылались на фронт, наравне с патронами и снарядами. Их клеили на стенах городов, подвергшихся нападению фашистов. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Обычно рядом с плакатом писали: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает предательское дело».

Перелом в ходе Великой Отечественной войны изменил настроение и образ плаката. Война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: «Зоя Космодемьянская», «Конец. Последние часы в ставке Гитлера».

Один из самых распространённых сюжетов военного времени - образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Самые известные плакаты этой тематики «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес[12].

Также одной из самых распространенных тем плакатов была тема трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт» Я. Бекетова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Собирай ЛОМ», «Ты чем помог Фронту?» и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики московской художницы Н. Ватолиной «Не болтай!». Этот же сюжет лег в основу плаката В. Конашевич «Не болтай, враг слушает»[13].

Не оставили без внимания плакатисты и тему партизанского движения.

Перед каждым новым годом советские художники-плакатисты готовили несколько новогодних плакатов, в которых содержались призывы не прекращать борьбу с захватчиками, оптимистические лозунги, поднимающие боевой дух советской армии и тружеников тыла.

Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и им выпадет честь прославлять ее своим искусством. Так и случилось.

Таким образом, плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

2.2 Кинопропаганда

В годы Великой Отечественной войны люди нуждались в кино как никогда. Фильмы призваны были вдохновлять, возвращать надежду и веру. В этот период киностудии, как и заводы, были эвакуированы, а сценаристы писали в перерывах между работой в военной корреспонденции.

Кино играло огромную роль, именно во время войны были сняты такие знаменитые фильмы, как «Кутузов» (1943 года), «Зоя» (1944 года), о короткой жизни московской школьницы Зои Космодемьянской, которая в начале войны стала партизанкой-диверсанткой и была казнена немцами. Также была снята серия замечательных документальных фильмов: «Разгром немецкой армии под Москвой» (1942 год), «Блокада Ленинграда» (1942 года), «Битва за Украину» (1943 года), «Битва за Орел» (1943 года), «Берлин» (1945 года), «Вена» (1945 года).

В период войны Алма-Ата стала столицей кинематографа СССР. Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), созданная на базе Алма-Атинской студии кинохроники и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма», сняла 80% всех фильмов, выпущенных в стране в военные годы. Первым директором новой киностудии стал Михаил Тихонов. ЦОКС быстро приступила к делу, уже в августе 1941-го из Москвы выехала первая съемочная группа, а в сентябре уже заканчивали съемки картин, которые начали до войны.

На ЦОКСе доснимали фильм-биографию Александра Файнциммера «Котовский»[14]. Приключенческий фильм о легендарном комбриге времен Гражданской войны насыщен невероятными событиями, как и жизнь главного героя. Знаменитая конная бригада под предводительством Котовского участвовала в важных сражениях, не зная поражений. Герой, который бы вдохновлял, был нужен людям в тяжелые времена войны, и картину закончили в кратчайшие сроки. Главную роль исполнил Николай Мордвинов.

Заканчивала в эвакуации студия также замечательную музыкальную комедию Ивана Пырьева «Свинарка и пастух»[15]. Главные герои свинарка Глаша и пастух Мусаиб встречают друг друга на ВСХВ (ВДНХ) и договариваются встретиться здесь же через год. Премьера состоялась 17 ноября 1941 года. Легкая романтическая комедия, в которой герои танцуют, поют, попадают в забавные ситуации, стала глотком свежего воздуха и очень понравилась зрителю. Позже ЦОКС выпустила еще несколько подобных фильмов: «Антоша Рыбкин», «Актриса», «Беспокойное хозяйство».

Главной темой большинства фильмов времен Великой Отечественной, был, конечно, героизм русского народа. Об этом сняты фильмы «Непобедимые», «Секретарь райкома», «Во имя Родины», «Нашествие», «Жди меня». Всего Центральная объединенная киностудия выпустила 33 фильма.

На той же студии снял свой последний фильм режиссер Сергей Эйзенштейн. Великая киноэпопея об Иване Грозном[16] состояла из двух частей: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая ждала своего часа до 1958 года. Картина была создана по личному заказу Сталина, который утверждал сценарий и следил за съемками. Сталин считал фильм необходимым для укрепления веры в победу. В первой части, жестокость и авторитаризм царя оправдывались объективностью исторического момента, все жертвы — ради страны. Вторая часть была не так удачна, и не имела успеха, как первая.

Таким образом, основной темой кинофильмов того времени были либо героизм и мужество народа в ходе войны, для чего также активно привлекали сюжеты и героические страницы из отечественной истории, либо легкие, веселые, забавные сюжеты, воодушевляющие зрителя, в какой-то степени, отвлекающие его от страшных событий. В целом, кинофильмы тех годов сохраняют свою значимость и сегодня, хотя бы как исторический источник.

2.3 Пропаганда в литературе и печати

В начале Великой Отечественной войны необходимо было перестраивать печать, создавать новые органы прессы и информации. Выпуск отраслевых изданий был сокращен, изменялась их периодичность и объем, разработаны рекомендации для областных и местных газет, которым советовалось обратить особое внимание на боевой и трудовой героизм народа. Было сокращено количество журналов, содержание которых отражало захватнический характер фашизма, укрепление антигитлеровской коалиции. Журналы наполнялись статьями на военно-исторические темы, которые раскрывали героизм и мужество народа в борьбе за свою независимость.

Увеличилось количество военных газет, в том числе и фронтовых, которые выходили не только на русском языке, но и на языках всех народов СССР. Главной целью армейских газет было агитационно-пропагандистское воздействие на воевавших. Большую роль в укреплении кадрового состава газеты «Красная звезда» сыграли писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, И. Эренбург. К числу новых газет, вышедших в первое время войны, относятся «Сталинский сокол» и «Красный флот».

Наравне с газетами издавались журналы «Блокнот агитатора», «Агитатор и пропагандист» и многие другие, выходили и юмористические журналы «Фронтовой юмор», «Сквозняк»[17].

Во время войны перестали выходить «Молодая гвардия», «Сибирские огни», «На рубеже», «30 дней», «Красная новь» и другие. Значительно сократился тираж «Нового мира», «Знамени», «Октября». Теперь журналы имели меньше листов, было изменено их содержание, многие общественно-политические журналы сосредоточили свое внимание на показе захватнических целей фашизма, его античеловеческой идеологии, описании зверств. Они публиковали материалы об укреплении антигитлеровской коалиции, помещали статьи о подвигах и героизме.

Статьи для журналов писали известные советские историки, философы, экономисты, писатели, публицисты. С целью выпуска большого количества журналистов в 1943 году начальник Главного политического управления издал приказ № 144 о необходимости изучать военное дело в редакциях. В 1942 году Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным управлением Красной Армии было утверждено Положение «О работе военных корреспондентов»[18].

24 июня 1941 года было создано Совинформбюро во главе с А.С. Щербаковым, главной задачей которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. За годы войны им было подготовлено 2373 различных материалов. Совинформбюро информировало о ситуации на фронте, работе тыла, освещало международные события, внутреннюю жизнь страны[19]

Уже 25 июня 1941 года решено было систематически проводить пропаганду среди войск и населения противника, для этого  создавалось Советское бюро военно-политической пропаганды, главной обязанностью которого являлось определение содержания, форм и методов пропаганды среди войск и населения противника.

В июле 1941 года издавалось 18 газет на иностранных языках, из них 10 - на немецком, издавались информационные листовки типа «Что происходит в Германии», «Как живут военнопленные в Советской России».

Советская пропаганда в целях психологического давления на врага, нередко обращалась к известным личностям. Например, приводились слова Фридриха II Великого: «Всякая вражеская армия, которая отважилась бы проникнуть в Россию и пойти дальше Смоленска, безусловно, нашла бы там, в степях, свою могилу». На одной из листовок приводились слова О. Бисмарка о недопустимости войны с Россией, о том, что завоевание этой страны невозможно из-за ее огромных просторов, жизнестойкости и выносливости ее народа.

Необходимо отметить, что аналогичную агитационно-пропагандистскую работу активно вели и немцы.

Нельзя сказать, что работа в этом направлении была удачной для советской пропаганды. И, тем не менее, с первых дней войны издавались специальные газеты для населения, оставшегося на захваченной врагом территории[20]

Приоритетное значение имели фронтовые листовки. Они выпускались в связи с важнейшими событиями на фронтах, посвящались воинам, совершившим подвиги.

Начальный период войны показал, что листовки обладали рядом преимуществ по сравнению с другими видами печатной продукции. Листовки были разных видов: листовки-обращения командования, листовки-приказы, листовка-диалог, листовка-памфлет, «сентиментальные» листовки, листовки от военнопленных, листовка-стихотворение, листовки-воззвания, листовка-письмо, листовки-цитаты, листовка-информация, листовки от имени погибших, листовка-уведомление, листовка-ответ, например, «Ответ Верховному главнокомандованию немецкой армии», где велась полемика с немецкой пропагандой, и многие другие.

В пропагандистской работе большое внимание уделялось изданию брошюр, выпуску радиопередач, в том числе и на немецком языке.

Огромное значение имело творчество писателей и поэтов времен войны. В «Красной звезде» работали такие талантливые деятели как А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, В. Катаев, К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский и другие[21]

Отдельно стоит остановиться на поэзии периода войны. В период Великой Отечественной войны в качестве средства поднятия настроения и боевого духа народа часто использовались поэтические произведения.

Поэзия Великой Отечественной войны — яркое, многообразное, разнообразное по спектру чувств явление. Она отличалась страстностью гражданского языка и высотою мысли, устремленных к борьбе за свободу своей Родины. Поэты войны шли вместе с воюющим народом по дорогам войны, они прочувствовали всю боль народа, всю отвагу и мужество и выразили все это в своем творчестве, еще более укрепив дух борьбы советского народа.

Стихи как сильнейшее средство пропаганды, были как бойцы, как рядовые труженики войны, самоотверженно бросавшиеся в самое пекло сражений и тысячами погибшие, многие оставшись неизвестными для последующих поколений.

В поэтической публицистике немало произведений, которые можно отнести к шедеврам советской публицистической лирики, сохраняющим свое значение и сегодня.

К таковым можно отнести публицистические стихи К. Симонова[22], работавшего все годы войны во всех литературных жанрах. Наибольшую известность среди них получили стихотворения «Убей его!», «Жди меня…» и другие.

Стихотворение М. Светлова «Итальянец»[23] (1943) - яркий пример внутреннего гуманизма, где персонаж «молодой уроженец Неаполя», по-своему трагическая фигура, с одной стороны он виноват, но в то же время солдат - жертва стоящих над ним преступных сил.

Поэма А. Твардовского о солдате В. Теркине, образе, несомненно, собирательном, получила всенародное признание. Образ Василия Теркина точно подобран автором, он простой, открытый, добрый, находчивый, неунывающий русский человек, солдат, герой, с которым, соотносили себя бойцы.

Большое место занимала в лирической и публицистической поэзии Великой Отечественной войны песня – в самых различных ее разновидностях: наряду с лирическими песнями о любви, о разлуке, об ожидании встречи широко развивались песни маршевые, песни–гимны, произведения высокого гражданского звучания, а также шуточные, рождавшиеся в минуты затишья и отдыха.

Очень велика была потребность в песнях различного характера, как на фронте, так и в тылу. Одна из самых известных песен, вышедших в первые дни войны, была «Священная война».

Песня поддерживала народ, она вдохновляла на борьбу, на подвиги, оказывая глубокое психологическое влияние на человека.

Таким образом, средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны сыграли огромное мобилизующее, организующее, воспитательное, психологическое воздействие на формирование патриотических, высоконравственных чувств советского народа. Именно они вселяли надежду и уверенность в победу над фашистами, укрепляли веру и любовь к своей Родине.

Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы, мы выяснили, что советская пропаганда была явлением уникальным, во время Отечественной войны необходимость пропаганды объяснялась мобилизацией Красной Армии.

Тематика и методика исполнения плакатов военных лет была весьма специфична: они носили и драматический оттенок и трагический, плакаты призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Исходя из тематики, выделялись отдельные виды, жанры плакатной живописи. Хотя в советской системе пропаганды и агитации плакат занимает особое место, можно с уверенностью сказать, что плакат эпохи войны, превзошел по всем критериям плакаты других эпох.

Основной темой советского кинематографа периода Великой Отечественной войны были героизм и мужество, самоотверженность советского народа.

Специфика советской пропаганды в литературе и печати в годы войны, также определялась теми задачами, которые стояли перед страной. Нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.

Советскую пропаганду времен войны называли «третьим фронтом», это название полностью отражает ту значимую роль, которую играла советская пропаганда в войне.

Самыми популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться мужественнее, работать эффективнее.

Список источников и литературы

Источники

«Иван Грозный» (реж. С.Эйзенштейн,1945 г.)

«Котовский»  (реж. А.Файнциммер, 1941 г.)

Светлов М. Стихотворения и поэмы. Л., 1966. – 67 с.

Симонов К. Стихотворения и поэмы. Л., 1982. – 81 с.

«Свинарка и пастух» (реж. И. Пырьев,1941 г.)

Советский политический плакат. Золотая коллекция. – М., Контакт-Культура, 2006. – 312 с. 

Learn Russian in the EU  Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика -

(https://www.learnrussianineu.com/ru/sovetskie-plakati-chast-1-obshhestvo-politika)

Литература

  1. Жуков С. И. Фронтовая печать Отечественной Войны / С.И. Жуков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 147 с.
  2. Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945 гг. / Н.И. Кондакова. - М.: Политиздат, 1982. - 176 с.
  3. Крысько В.Г. Секреты психологической войны: цели, задачи, методы, формы, опыт / В.Г. Крысько. - Минск, 1999. – 312 с.
  4. Манаенков А.И. Культурный фронт в годы Великой Отечественной войны. / А. И. Манаенков. - М.: Знание, 1988. - 62 с.
  5. Попов Н.П., Горохов Н.А Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны  / Н. П. Попов, Н. А. Горохов. – М.: Воениздат, 1981. – 416 с.
  6. Почепцов Г.Г. Феномен советской пропаганды // Новая газета № 9. – М.: 2015. – С. 36-51.
  7. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «Коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы. - М.: РОССПЭН, 2007. – 198 с.
  8. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.  Отв. ред. Петрова Н. К.; Ин-т рос. истории РАН, 1999. – 123 с.

[1] Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945 гг. / Н.И. Кондакова. - М.: Политиздат, 1982. – 176 с.

 

[2] Крысько В.Г. Секреты психологической войны: цели, задачи, методы, формы, опыт / В.Г. Крысько. - Минск, 1999. – 312 с

[3] Жуков С. И. Фронтовая печать Отечественной Войны / С.И. Жуков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 147 с.

[4] Почепцов Г.Г. Феномен советской пропаганды // Новая газета № 9. – М.: 2015. – С. 41.

[5] Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: «Коммуникация убеждения» и мобилизационные механизмы. - М.: РОССПЭН, 2007. – С. 21.

[6] Почепцов Г.Г. Феномен советской пропаганды // Новая газета № 9. – М.: 2015. – С. 37.

[7] Почепцов Г.Г. Феномен советской пропаганды // Новая газета № 9. – М.: 2015. – С. 38.

[8] Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945 гг. / Н.И. Кондакова. - М.: Политиздат, 1982. – С. 67.

[9] Советский политический плакат. Золотая коллекция. – М., Контакт-Культура, 2006. – С. 89.

[10] Советский политический плакат. Золотая коллекция. – М., Контакт-Культура, 2006. – С. 90.

[11] Learn Russian in the EU  Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика - (https://www.learnrussianineu.com/ru/sovetskie-plakati-chast-1-obshhestvo-politika)

[12] Learn Russian in the EU  Советские плакаты. Часть 1: Общество и политика - (https://www.learnrussianineu.com/ru/sovetskie-plakati-chast-1-obshhestvo-politika)

[13] Там же.

[14] «Котовский»  (реж. А.Файнциммер, 1941 г.)

[15] «Свинарка и пастух» (реж. И. Пырьев,1941 г.)

[16] «Иван Грозный» (реж. С.Эйзенштейн,1945 г.)

[17] Жуков С. И. Фронтовая печать Отечественной Войны / С.И. Жуков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – С. 56.

[18] Жуков С. И. Фронтовая печать Отечественной Войны / С.И. Жуков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – С. 61.

[19] Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945 гг. / Н.И. Кондакова. - М.: Политиздат, 1982. – С. 102.

[20] Жуков С. И. Фронтовая печать Отечественной Войны / С.И. Жуков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – С. 63.

[21] Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом 1941-1945 гг. / Н.И. Кондакова. - М.: Политиздат, 1982. – С. 87.

[22] Симонов К. Стихотворения и поэмы. Л., 1982. – 81 с.

[23] Светлов М. Стихотворения и поэмы. Л., 1966. – 67 с.