Главные вкладки
2021
В Воронеже стартовал хореографический фестиваль «RE:Форма танца»
В эти дни в нашем городе проходит второй фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца», организованный театром оперы и балета. 11 марта он открылся масштабным гала-концертом, а в выходные зрителям предстоит увидеть еще два необыкновенных танцевальных вечера.
Фестиваль «RE:Форма танца» – уникальный хореографический проект, автором которого является худрук Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин. Это не просто фестиваль-смотр танцевальных номеров, а настоящая творческая лаборатория. Ведущие современные постановщики, представители различных школ и направлений, приезжают в Воронеж, чтобы поработать с нашей труппой и создать вместе с артистами глубокие, авторские, созвучные времени балетные истории.
По словам балетного критика Татьяны Кузнецовой, в регионах у неклассической хореографии еще не появился свой массовый зритель. В Москве этот процесс занял больше десяти лет, прежде чем постановки современной хореографии стали модными и престижными, во многом благодаря усилиям примы-балерины Дианы Вишневой, учредившей в 2013 году международный фестиваль «Context».
«RE:Форма танца» – единственный в Черноземье крупный проект, который знакомит публику с панорамой современной хореографии. Впервые он состоялся в мае 2019 г. и был приурочен к Году театра в России. Семь известных хореографов, задающих тренды развития современного танца в нашей стране, представили свои премьерные постановки, которые затем вошли в репертуар воронежского театра. Главные задачи фестиваля его создатели видят в развитии балетной труппы в различных направлениях, выход танцовщиков на новый профессиональный уровень, а также популяризации современного танца.
«Артисты нашего театра очень ждали этот проект, отмечая, что участие в первом фестивале стало ярчайшим событием в их творческой жизни. Конечно, это сложно, две недели танцовщики практически не выходят из театра. Разные хореографы, с разными подходами, с разным видением танца, с различными требованиями к артистам. Создавая программу фестиваля, я в первую очередь думал о том, куда, помимо сохранения классического наследия, может двигаться труппа Воронежского театра оперы и балета, в каких направлениях еще развиваться. Чем больше разноплановых хореографов будут участвовать в сотворении своих балетов с нашей труппой, тем лучше и для артистов, и для фестиваля, и для зрителей», – рассказал Александр Литягин.
В гала-концерте «Взаимосвязи» были представлены 9 номеров, один из которых стал премьерой. Как пояснили организаторы, содержание вечера отражает взаимосвязи воронежского фестиваля современной хореографии с другими крупнейшими фестивалями нашей страны – «Context. Diana Vishneva», «Арабеск», «Ротонда», «Мандельштамфест», «Золотая Маска». Так, открывала «RE:Форму танца» постановка приглашенного гостя Эрнеста Нургали «Gentle hearts», победившая в нескольких номинациях на фестивале молодых хореографов «Context. Diana Vishneva» в 2020 году. Исполнители Евгений Ганеев и Ильдар Соколов показали невероятно красивый и чувственный танец на музыку Филипа Гласса. Эта же команда представила воронежскому зрителю эстетский номер «Тень отражений», созданный для фестиваля «Ротонда».
В исполнении солистов Воронежского театра оперы и балета был показан ироничный «Астматический этюд» лауреата премии «Золотая маска» хореографа Игоря Булыцына.
Главным событием стала премьера вечера – номер «Last» на музыку Б. Бриттена. В очень сжатые сроки, всего за пять дней репетиций его поставила на наших танцоров заслуженная артистка России Марианна Рыжкина – в прошлом прима-балерина Большого театра, а сейчас хореограф, педагог, доцент кафедры хореографии РАТИ ГИТИС. Драматический номер о последней встрече Отелло и Дездемоны исполнили победительница проекта «Большой балет» Елизавета Корнеева и премьер театра Максим Данилов.
«Не всякий классический танцовщик, даже солист Большого балета, сможет исполнить современную хореографию – здесь должна быть определенная раскрепощенность и природная пластика, своеобразная музыкальность, свобода тела, свобода самовыражения. Не все способны перейти эту грань. К тому же часто современная хореография бывает сложна физически. Работа в таком проекте очень увлекательна и для постановщиков, и для артистов – это возможность попробовать себя в разной пластике, в разной стилистике, с разными хореографами. Кто-то даже может найти для себя новое направление развития, почувствовать все возможности своего тела», – поделилась Марианна Рыжкина.
Помимо артистов театра оперы и балета и приглашенных гостей, в гала-концерте приняли участие представители танцевальной труппы Воронежского камерного театра. Они показали два номера: «Клетку» Ольги Рыжковой и «Сумерки свободы» Константина Матулевского, премьера которого состоялась на Мандельштамфесте в 2019 году (исполнитель Игорь Прудской).
Иван Негробов и Марта Луцко исполнили балетный номер «АРЛЕКИНАДА.NEW» Софьи Гайдуковой, вошедший в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска», а Дианы Кустурова станцевала созданный для фестиваля «Арабеск» номер хореографа Павла Глухова «Women».
Закрывал гала-концерт номер Марии Яшниковой «Больше меня» в исполнении Дианы Кустуровой, Ольги Негробовой, Натальи Сусловой, Михаила Ветрова, Вадима Мануковского, М. Браун, Ацунори Ота, Павла Коренюгина.
Фестиваль «RE:Форма танца» продолжится 13 и 14 марта. Зрители увидят пять премьерных одноактных спектаклей от лучших современных хореографов страны, созданных специально для труппы Воронежского театра.
Фестиваль современной хореографии – это возможность не только получить эстетическое удовольствие и яркие эмоции, но и посмотреть на балет с новой, не привычной пока еще стороны.
«Если на «Лебединое озеро» ходят, чтобы культурно отдохнуть, то современная хореография должна будоражить, вызывать сильные чувства, даже споры, привлекать молодых людей, резонировать с их мировосприятием, отражать современную жизнь», – отметила ведущий балетный критик России Татьяна Кузнецова на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля.
Текст – Елена Борген, фото – Константин Кириакиди, Ольга Полухина