История становления комсомольской организации с. Средний Икорец и ее роль в развитии культурно-массовой работы после ВОВ

Здесь представлена работа в номинации «История моей малой родины» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Семен Терещенко. Научный руководитель – А.П. Беззубцев. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

История любого государства очень интересна и занимательна. Любой период истории развития государства имеет много интересных и занимательных фактов и событий. Одним из таких событий является деятельность Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи в двадцатом веке.

С комсомолом неразрывно связаны судьбы многих поколений наших соотечественников в 20 веке. Долгий и славный путь прошла Воронежская областная комсомольская организация, утверждая идеалы равноправия и справедливости, обеспечивая экономический и научный прогресс, культурное развитие родного края, преграждая путь иноземным захватчикам.

Ее сыны и дочери сражались на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, создавали индустриальные гиганты Воронежа и получали рекордные урожаи на колхозных полях: восстанавливали шахты Донбасса, строили Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Байкало-Амурскую магистраль, осваивали целину, покоряли космос – все это было. Меня эта тема заинтересовала потому, что год назад мы отмечали 100-летие ВЛКСМ, в этом году 100-летие воронежского комсомола. И если до этого об этом замалчивалось многие годы, то здесь большие огромные торжества, открытие памятных досок и памятников. Мне по возрасту не удалось пройти через эту организацию, но я много слышал о ней, слушал рассказы старших товарищей. И если в рамках огромной страны о комсомоле много информации. Но была и жизнь маленьких сел и деревень Воронежского края, где также комсомольцы были первыми. Так было и в селе Средний Икорец. А как же все начиналось?  Мне повезло, в нашей школе работает Александр Петрович Беззубцев – учитель истории, краевед. Я обратился к нему за помощью, а он посоветовал принять участие во Всероссийском конкурсе по русской истории «Наследие предков – молодым». Обещал мне помочь. Так началась моя работа над этой темой.

Первый всероссийский съезд молодежи проходил в Москве с 29 октября по 4 ноября 1918г. Съезд способствовал укреплению рядов рабочей молодежи губернии, мобилизации ее на борьбу с врагами советской власти, определил основные направления ее деятельности. Зимой 1918-1919 годов, во многих городах и селах были созданы комсомольские ячейки. 31 декабря 1919 г. был создан Бобровский уездный комитет ВЛКСМ, в уезд входило тогда и село Средний Икорец. В марте 1926г. VII съезд комсомола постановил переименовать Российский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.

Начало пути Среднеикорецкого комсомола

В Среднем Икорце первые комсомольцы появились в середине 20-х годов. Это были активные молодые люди, интересующиеся политикой и мечтавшие начать жить по-новому. Но активный рост комсомольских организаций в селе начался с момента создания колхозов и открытия в 1930 году школы крестьянской молодежи, ставшей сначала восьмилетней, а затем десятилетней. Именно в школе ее директором Маховым Григорием Ефимовичем в 1930 г. была создана комсомольская организация. Вначале в нее входило около 30 человек, а в 1939 г. уже было 170 человек.                                                                          

Вот как об этом вспоминает непосредственный участник этих событий, комсомолец 30-х гг. Среднеикорецкой школы Тимашинов Иван Алипатович. В составе комитета комсомола были в 1939-1940 гг. Фурсов Станислав Иванович, Марыгин Николай Андреевич, Зайченко Вера Николаевна, Тимашинов Иван Алипатович. В 1939 году секретарем комсомольской организации был Фурсов Станислав Иванович, а в 1940-м году был Марыгин Николай Андреевич.

«В те годы, когда мы росли, на селе не было радио и телевидения. Комсомольцы на селе занимались культурно-просветительской работой. Организовывали в клубе лекции, выступали с музыкальными номерами, ставили постановки. В школе был организован музыкальный кружок скрипачей под руководством Ильи Владимировича Алфеева. Выступали на полевых станах, в клубе. В 30-е годы в Германии захватили власть в свои руки изверги человечества – фашисты, которые повели захватнические войны против человечества, уничтожая культуру и быт народов.

Развязали войну в Испании против республиканского правительства, захватили Австрию и Чехословакию. В этих условиях комсомольцы тех лет занимались обороноспособностью нашей Родины. Устраивались военные игры, изучалось оружие, и выступали со статьями, разоблачающими лицо фашизма. Многие комсомольцы, рожденные в 1922-1923 гг., не окончив 10 классов, по призыву комсомола ушли в военные училища. Так Фурсов Станислав, Рощупкин Михаил поступили в танковое училище, Колычев Иван в Воронежский аэроклуб. Я, Тимашинов Иван Алипатович родился в 1924 г. В 1931 году пошел в школу. В 1938 году вступил в ряды ВЛКСМ. В 1941 году окончил 10 классов, 21 июня 1941 года был выпускной вечер, а утром началась война. 3 июля по призыву комсомола я и еще семь моих товарищей из села выехали на оборонные работы под Смоленск, где в это время ли ожесточенные бои».

В сентябре месяце Иван заболел, а 4 октября его привезли домой. Где он проболел почти до нового года. До лета 1942 года работал в колхозе. В июне 1942 года был призван в армию и отправлен в Ярославское пехотное училище.  На фронт попал в дни Курской битвы. Далее были Румыния, Венгрия, Чехословакия, Австрия. Победу встретил в Австрии. Только, а 1947 году демобилизовался из армии. Проработал 33 года на железнодорожном транспорте на станции Георгиу-Деж мастером погрузочно-разгрузочных работ. В 1983 году вышел на пенсию. Иван Алипатович – один из четырех парней, выпускников 1941 г., оставшийся живой. Выпуск 10 класса 1941 г. был большой – 36 человек, 24 юноши и 12 девчонок. Но до Победы дожили 4 юноши и 8 девчонок. 24 комсомольца сложили свои головы за Родину.

Активным участником комсомольской организации была и его одноклассница Александра Митрофановна Тимошинова. Активная участница художественной самодеятельности, пионервожатый в школе, в 50-70-е годы учитель истории в родной школе, активный участник художественной самодеятельности школы и села в 40-70-е гг. 20 века. С началом Великой Отечественной войны около трехсот комсомольцев села ушли на фронт. Остальные работали в колхозах села, трудились ударно и за тех, кто ушел на фронт. В апреле 1944 г. на торфоразработки в Ленинградскую область была отправлена комсомольско-молодежная бригада Веры Жердевой, состоявшая из молодых девчат села Средний Икорец. Бригаде было присуждено звание фронтовой и их имена были занесены на областную Доску Почета. Члены бригады неоднократно премировались денежными премиями, мануфактурой, промтоварами. Побывав в межсезонный отпуск на родине, бригада снова отправилась на предприятие «Самарка». Выпускники Среднеикорецкой школы комсомольцы Анчуков Алексей Федорович и Белячков Василий Моисеевич с достоинством прошли дорогами войны. Оба вступили в партию в боевых условиях. Алексей Федорович с первых дней войны на передовой и до конца войны. Боевой путь отмечен орденом Красной звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией», воинским званием лейтенант. После войны до пенсии проработал на железной дороге, в мирное время награжден Орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны первой степени. Белячков Василий Моисеевич – разведчик 270 Гвардейского Минометного Черновицкого Красногвардейского Ордена Богдана Хмельницкого полка –1925 г. рождения добился отправки на фронт добровольцем в январе 1943 г. За два года боевой путь молодого разведчика был отмечен 2-мя медалями «За Боевые заслуги», медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны первой степени.  После войны до 1950 г. находился в действующей армии, потом работа в милиции, после на заводе «Геофизика» в Москве проработал 31 год токарем. И такими были большинство молодых советских людей, прошедших школу комсомола.

Участие комсомольцев с. Средний Икорец в восстановлении клуба и начале культурно-массовой работы после ВОВ

Кончилась война. В селе развернулась большая работа по восстановлению колхозного хозяйства, подорванного врагом. Необходимо было восстанавливать культурно-просветительские учреждения. В селе оставалась только одна изба-читальня, она ютилась в небольшой комнате сельсовета и, конечно, не могла удовлетворить возросшие запросы населения. Это было ясно всем, это волновало и партийную, и комсомольскую организацию села. Партийная организация села приняла решение назначить заведующим клубом демобилизованного офицера Ивана Змеева, а под клуб Среднеикорецкий сельсовет решил отвести двухэтажное здание бывшего народного дома, до революции трактир  Штоколова. Сельские комсомольцы и молодежь обрадовались этому решению. Но когда вместе со Змеевым осмотрели помещение, у многих опустились руки. … Тут столько дела, что и в год не переделаешь.....
Действительно, дом был запущен во время войны: штукатурка обвалилась, полы были разобраны, окна и двери сняты, нижний этаж завален мусором.
- Ничего, друзья, ничего! - сказала комсомолка Анастасия Заложных, старшая пионервожатая средней школы. - Комсомольцы и не такие дела делали. В тайге города строили, шахты восстанавливали, мартены поднимали. А мы чего испугались? Неужели же не отремонтируем клуб?
- В самом деле! - согласилась секретарь комсомольской организации Вера Змеева. - Разве мы уж такие беспомощные? Давайте лучше подумаем, как молодежь привлечь к работе. Решили восстанавливать клуб в свободное от работы время – в воскресные дни.
К зданию будущего клуба приходило столько народу, что всем даже трудно было найти дело. Работали по этажам. Соревновались. Ребята выбрасывали из дома мусор, щебень, равняли землю, укладывали балки, стругали доски, настилали пол, устраивали сцену. Девушки месили глину, разводили белила, обмазывали и штукатурили стены и потолки, убирали площадку возле клуба. Среди работающих было много студентов, приехавших в село на каникулы. Вместе с молодежью работали старые столяры. Они делали скамейки, ремонтировали двери, вязали рамы, стеклили их и вставляли их в оконные просветы.
Секретарь партийной организации Григорий Ефимович Марахов руководил работой, показывал, что и как надо делать, подбадривал комсомольцев:
- Молодцы! Молодцы!... Еще день-два – и клуб готов. - А лекцию на открытие прочтете? - спрашивали комсомольцы. - Прочту, - обещал Марахов. - Непременно прочту. Работа шла дружно. Заведующий клубом Иван Змеев распределял задания, добывал инструменты для работающих.

Наконец ремонт был закончен. Едва успели просохнуть стены, в комнатах нижнего этажа расположилась сельская библиотека. Она была переведена сюда из полуподвального помещения сельского совета. Вместе с Рощупкиным Николаем Ивановичем в ней стала работать Дунаева Мария Николаевна, молодая комсомолка. Змеев составил план оформления клуба, обсудил его с комсомольцами и с этим планом пошел в партийное бюро села. Здесь его внимательно выслушали и посоветовали полнее отразить в оформлении наиболее важные события в жизни народа: послевоенную пятилетку в действии, выполнение решения февральского пленума ЦК ВКП(б) «О мерах подъема и дальнейшего развития сельского хозяйства в послевоенный период».
- При оформлении клуба, - говорили Змееву члены партбюро, - следует больше показывать деятельность наших колхозов, их экономическое и хозяйственное развитие, показать людей, которые борются за высокий урожай и высокую продуктивность животноводства.
Коммунисты подсказали Змееву, какие следует написать призывы, где найти выдержки и цитаты из произведений Ленина и Сталина, из решений партии и правительства, где достать литературу, хорошие фотографии.
- На комсомольцев опирайся, - советовал секретарь партбюро Марахов - Они твои ближайшие помощники. Марахов назвал несколько комсомольцев, которые смогут помочь в организации работы клуба. Клуб оформили быстро. Комсомольцы работали дружно, слаженно, организованно. С ними вместе работали учителя, пионеры, школьники. Каждый с любовью выполнял порученную ему работу.
Тихий теплый вечер. На заборах – большие афиши. Они зовут на открытие клуба. Со всех концов огромного села группами подходит молодежь. Все хорошо, празднично одеты. За молодежью тянутся пожилые колхозники.
Гармонист растягивает белоснежные меха аккордеона. Льются, переливаются бодрящие звуки, поднимаются над притихшими в сумерках домами. Звонкие голоса подхватывают очень известную в то время песню.

Встанем, товарищи, выпьем за гвардию -
Равных ей в мужестве нет.
Тост наш за Сталина, тост наш за партию,
Тост наш за знамя побед!

В этот первый вечер работы клуба состоялась лекция о международном положении. Читал ее секретарь партийной организации товарищ Марахов. Зал был переполнен, слушали внимательно, сосредоточенно. Потом посыпались вопросы. Молодежь интересовалась всем, что происходит в мире: положением в Китае и Индонезии, событиями в Корее и Греции. Марахов объяснял хорошо, просто, убедительно.

После лекции в клубе были танцы и игры. Веселились до рассвета. Открытие клуба было большим праздником для молодежи.

В первые же дни партийная организация поставила перед клубом задачу –организовать и повседневно вести всестороннюю политико-воспитательную и культурно-просветительную работу среди населения. Иван Змеев ясно представлял себе это. Но он знал и то, что без повседневной поддержки и помощи партийной и комсомольской организаций, без участия в клубной работе сельского актива, не опираясь на широкие колхозные массы, эту задачу решить невозможно. Нужно было создавать живой, деятельный актив из крестьян и местной интеллигенции.

И Иван Змеев начал с создания совета клуба. Вместе с секретарем парторганизации и председателем сельсовета Змеев наметил состав совета. Тщательно и всесторонне обсуждалась каждая кандидатура. Какую пользу человек принесет клубу? Способен ли он организовать и возглавить какой-то участок клубной работы? Есть ли у него для этого организаторские навыки? Придется ли ему по душе такая работа?

Такой требовательный подход был правильным и целиком оправдывал себя. В состав совета клуба были выдвинуты лучшие люди: представители парторганизации, сельского совета, комсомола, колхозной интеллигенции. В него вошли секретарь сельсовета Пойманов, секретарь территориальной парторганизации Марахов,Змеев, старшая пионервожатая Заложных, учительница Калашникова и по одному представителю от колхозов. В тот же день Змеев провел организационное заседание совета клуба. Председателем совета был избран секретарь сельсовета Пойманов. Змеев познакомил членов совета с «Положением о государственном сельском клубе», изложил задачи совета.

- Совет, - говорил он, -должен помогать клубу привлекать к работе широкий сельский актив, рассматривать  планы политико-воспитательной, культурно- просветительской и хозяйственной работы и сметы. Совет должен обсуждать планы работы кружков художественной самодеятельности, специальных вечеров, проведения праздников проверять их выполнения. Обязанность совета –следить за сохранностью имущества, за своевременным ремонтом помещения, рассматривать и утверждать правила внутреннего распорядка, устанавливать дежурства.

На первом же заседании были распределены обязанности между членами совета, назначены руководители отдельных участков работы – политико-массовой работы, лекторской группы, кружков художественной самодеятельности, концертных выступлений, библиотечной работы. Каждому члену совета клуба было поручено конкретное дело. При этом, конечно, учитывались и желания, и способности активистов.

Совет клуба немедленно приступил к работе. По решению партийного бюро при клубе были созданы кружки по изучению истории ВКП(б), биографий В.И. Ленина и И.В. Сталина, организованы политшколы, кружки текущей политики.

Партийное бюро и комитет комсомола тщательно ознакомились с политической подготовкой каждого активиста. Это помогло им в полном соответствии с указаниями ЦК ВКП(б) и решением тринадцатого пленума ЦК ВЛКСМ организовать политическую учебу среди коммунистов и комсомольцев. Часть активистов, имеющих высшее образование, стало изучать марксизм-ленинизм самостоятельно.

Члены совета составили планы по отдельным видам клубной работы, наметили сроки проведения различных  мероприятий,  установили ответственных за них. Так, товарищ Марахов подобрал группу лекторов, разработал с ними тематику и составил календарный план проведения лекций. Учительница Галина Калашникова создала драматический кружок. По ее заданию музыкант-любитель Лысиков взялся организовывать духовой оркестр, а учитель Леонид Чернышов – струнный оркестр. Учитель Алфеев начал организовывать большой хор народных песен и готовить читательскую конференцию по роману А. Фадеева «Молодая Гвардия». Анастасия Заложных вместе с учащимися старших классов принялась оформлять художественные витрины и готовить помещение к молодежному вечеру. Вскоре была избрана редколлегия клубной стенной газеты.

При сельском клубе было создан коллектив физической культуры. Совет коллектива стал широко привлекать колхозную молодежь к занятиям физкультуры и спортом. Совет разъяснял молодежи, какое большое значение придают партия и советское правительство физическому воспитанию трудящихся в нашей стране, какую огромную заботу они проявляют о советском спорте. Колхозная молодежь с большой охотой вступала в физкультурный коллектив. Вскоре в его рядах было уже свыше ста человек. При клубе начали работать шахматно-шашечная, гимнастическая, легкоатлетическая секции, волейбольные команда и группы игроков в городки и лапту. Совет физической культуры с помощью комсомольцев привлек колхозную молодежь к строительству спортивного городка на площади села. Поставили ворота с подвесным шестом, гимнастическими кольцами, наклонной лестницей, сделали турник, разбили волейбольные и городошные площадки.

Как только был оборудован спортивный городок, совет коллектива физкультурников организовал сдачу норм на значок «ГТО» по летнему комплексу. Спортивный городок стал любимым местом молодежи. В воскресные дни десятки юношей и девушек соревновались на первенство волейбольных команд, играли в городки, лапту, тренировались в беге, прыжках.

Так под руководством партийной и комсомольской организации села развертывалась работа клуба. На партийном бюро секретарь комсомольской организации Вера Змеева говорила: - В нашем селе десять комсомольских организаций. Они объединяют лучшую колхозную молодежь. Это огромная сила. Если мы вовлечем ее в клубный актив, – а мы должны это сделать, – нам легко будет организовывать и проводить политико-воспитательную и культурно-просветительскую работу в колхозах. И надо смелее действовать. Прежде всего откроют в колхозах красные уголки, избы-читальни. Это будут филиалы нашего клуба.

Партийная организация поддержала это предложение. Скоро в каждом колхозе были отведены помещения под красные уголки и избы-читальни, а совет клуба и комсомольцы взялись помочь организовать в них работу. Члены совета клуба и комсомольцы помогли привести в порядок помещения, украсить их портретами, лозунгами, плакатами, избрать редколлегии стенных газет, составить планы работы. Они обеспечили колхозные избы-читальни и красные уголки передвижными библиотеками, журналами и газетами. Сельский клуб посылал в колхоз лекторов, бригады художественной самодеятельности. В красных уголках и избах-читальнях устраивали вечера и концерты, ставили спектакли. Вокруг них группировался колхозный актив. Сельский клуб налаживал с активистами связь, приглашал их на лекции, предоставлял им сцену для выступлений. Вечерами молодежь собирались в избы-читальни и красные уголки, девушки и юноши читали там книги и газеты, играли, пели, танцевали, веселились. Усилилось влияние комсомольцев на молодежь. Начали расти и крепнуть комсомольские организации.

Комитет комсомола составил план работы, распределил между собой обязанности. Была избрана редколлегия стенной газеты. В красном уголке стали проводится беседы, громкие читки художественной литературы.

Эти читки вызывали у молодых колхозников огромный интерес к книге, лучшие произведения молодежь слушала, затаив дыхание. Молодые колхозники стали активными читателями сельской библиотеки. Молодой колхозник Георгий Коровин прочитал «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина, «Мать», «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького.

- Прямо не узнать хлопца, - с нескрываемой радостью говорили родители Коровина. - Раньше книгу в руки не брал, а теперь – как прирос к ней. Скажешь «Жора, спать пора». – «Сейчас, - ответит, - вот дочитаю страничку и лягу». Проходит час, а он все сидит и сидит.

В колхозе были созданы различные кружки. Установили дни их работы. Участники кружка художественной самодеятельности репетировали и ставили одноактные пьесы, разучивали русские народные и советские песни. Комсомольская организация стала настоящим руководителем и воспитателем молодежи, инициатором многих полезных и нужных дел. Ряды ее пополнялись передовой колхозной молодежью.

В колхозе имени Шмида организовать культурно-просветительскую работу было поручено учительнице Галине Грищенко. Грищенко вместе с секретарем комсомольской организации колхоза Надей Котовой собрала комсомольцев, потолковала с ними, как лучше организовать работу в красном уголке, как его украсить. На второй день комсомольцы убрали и украсили помещение. В нем стало светло, празднично, уютно. В красном уголке начали проводиться беседы. Вечерами молодежь слушала радиопередачи из Москвы и Воронежа.

- Спасибо вам за помощь, - благодарила Надя Котова учительницу Грищенко. - И за учебу. Приходите к нам почаще. Будем рады, как родному человеку...

Члены совета клуба и его актив помогали комсомольцам наладить политмассовую и культурно-просветительскую работу в красных уголках и избах-читальнях, готовили молодежь к массовым соревнованием по различным видам спорта. Молодежь упорно и повседневно тренировалась. Среди молодых колхозников нашлось немало хороших пловцов, бегунов, гимнастов, силачей, готовых поддержать спортивную честь своего колхоза.

При организации работы колхозных красных уголков и изб-читален активу клуба пришлось преодолеть немело трудностей. В ряде номеров районной газеты «Путь Ленина» Иван Змеев выступил резкой критикой некоторых колхозных руководителей, без нужды занимающих помещения красных уголков для других целей. Комсомольцы и коммунисты поддержали его и добились исправления ошибок. Множились ряды клубного актива, с каждым днем сельские учреждения и организации все с большим вниманием относились к клубу, избам-читальням и красным уголкам – подлинным очагам культуры на селе.

Партийная организация и сельсовет составили общий календарный план мероприятий, проводимых в селе. Были установлены дни работы кружков по изучении истории ВКП(б), биографий В. И. Ленина и И. В. Сталина, текущей политике, политшкол, составили расписание занятий кружков художественной самодеятельности, вечеров в клубе, собраний и совещаний сельсовета.

«Рабочая тетрадь»

Как создавалась и развивалась художественная самодеятельность при клубе, видно из отрывков «рабочей тетради» Г.Н. Калашниковой, которая в 1946 г. стояла у истоков возрождения художественной самодеятельности в селе, после окончания войны. Дочь сельского учителя, любителя художественной самодеятельности, она еще в школе была затейником всяких детских развлечений, а когда стала пионеркой, вступила в самодеятельный коллектив. В хоре она уже не только исполнитель, но и организатор детской самодеятельности. В школе второй ступени она с увлечением занимается художественным чтением, становится одним из лучших чтецов. Учась в Воронежском Государственном университете, куда она поступила после окончания школы, Галина часто посещала театры, беседовала с артистами-профессионалами и стала лучшей исполнительницей главных ролей в пьесах, поставленных драматическим коллективом университета. На четвертой областной олимпиаде художественной самодеятельности в Воронеже Галина Калашникова читала отрывок из романа Н. Островского «Как закалялась сталь» и получила первую премию.

Галина Николаевна Калашникова была очень талантливый разносторонний образованный человек и педагог. Она умела подойти к людям, организовать их, вызвать у молодежи интерес к творческой самодеятельности. Неутомимость, жизнерадостность, организаторские способности, душевная теплота – замечательные черты ее характера, которые помогали ей организовать вокруг себя многочисленный самодеятельный коллектив.

5 сентября. Весь вечер просматривала литературу по художественной самодеятельности, накопившуюся за много лет. По предложению секретаря партийной организации я должна помочь сельскому клубу в организации кружков художественной самодеятельности. Уже представляю, с чего и как начать. Работа очень интересная, но знаю по опыту: будет много трудностей, разочарований, неудач.

11 сентября. Сегодня собрала девушек, пожелавших заниматься в кружках художественной самодеятельности. Присмотрелась к ним – веселые, жизнерадостные, смелые. Провела беседу, рассказала, как и чем будем заниматься. Спросила их, что они больше любят. Ответили: читать стихи, петь, плясать. Решила начать с ними готовить литературно-музыкальный монтаж: «И все, что есть для сердца дорогого, вошло в два слова – Сталин и Москва». Прочитала стихи и песни советских поэтов, которые включила в монтаж, распределила их для заучивания, а на второй день собрала девочек на занятия. Я не ожидала, что за такое короткое время они выучат так много. Стала их учить художественному чтению и пению. Занятия прошли шумно. Сперва девушки стеснялись, но потом освоились. Смело читали стихи, пели, плясали. Мария Жердева – мастерица на все: читать, петь, танцевать. Одаренная девушка.

Совет клуба утвердил кружки художественной самодеятельности. Драматический я взяла на себя, руководителем хорового кружка назначен Алфеев, струнного – Чернышов. В них уже тоже началась работа.

21сентября. Партбюро рассматривало план художественной самодеятельности на праздничные дни. Подробно интересовались литературно-музыкальным монтажом, который мы готовим. Пришлось прочитать многие стихи, назвать песни, рассказать об оформлении монтажа. План одобрили и решили для просмотра программы вечера создать специальную комиссию из представителей сельсовета, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций.

Провела вторую репетицию по инсценировки «Веселый разговор». На этот раз девушки говорили смелей, играли более жизненно. С другой группой ребят разучивала коллективные танцы «Яблочко», «Светит Месяц» и советские песни. Вера Змеева репетировала сцену из романа А. Фадеева «Молодая гвардия».

17 октября. Репетиции, репетиции, репетиции... Драматический кружок, занимается в одной комнате, хоровой – в другой, струнный – в третьей. Войдешь в коридор, прислушаешься, – как в музыкальном училище. Приятно. Сама готовлю монтаж, помогаю другим кружкам тщательно отрабатывать номера программы. Главное – не сорваться и приготовить хороший концерт.

23 октября. По решению парторганизации при сельском клубе созданы две агитбригады. Руководить одной поручили мне. В состав бригад входят лекторы, докладчики, участники художественной самодеятельности.

29 октября. Поволновались все: и руководители, и исполнители. Была генеральная репетиция. На ней присутствовала комиссия по просмотру программы праздничного вечера. На репетицию все собрались вовремя. Девушки-исполнители литературно-музыкального монтажа были в одинаковых костюмах с разноцветными флажками в руках. Они хорошо, с чувством читали, неплохо пели под аккордеон. Исполнители ролей инсценировки «Веселый разговор» были одеты в яркие, разноцветные костюмы. Они красиво и свободно двигались, роли знали назубок. Потом была просмотрена сцена из романа А. Фадеева «Молодая гвардия», исполнение коллективных танцев, художественного чтения, песен. Комиссия одобрила нашу программу, и мы были очень рады.

10 ноября. Устала я за эти дни страшно. Провели три концерта и детский утренник. С большим концертом выступали в средней школе, в санатории имени Цюрупы, в сельском клубе. Концерт всем понравился. Сколько было людей! Но мне не понравилась массовая сцена из «Молодой гвардии». Ребята плохо держали себя. Не знали, куда девать руки. Руки мешали, делались, как чужие. Публика не заметила этого, да и сами ребята тоже: уж очень были увлечены спектаклем.  Я не сказала им об этом. Решила в следующих спектаклях обратить на это внимание. Мария Жердева играла бесподобно! Знала, что она способная, но такого не ожидала. Молодчина, Маша.

Прекрасны были гимнастические выступления. Недаром так много тренировались.

 А вот шумовой оркестр многим не понравился.

 - Что за звуки? - говорили они, - Как в американском балагане. Нашим людям настоящая, хорошая музыка.

 - Но где взять музыкантов? - спрашивала я.

 - Где взять? Надо создавать духовой оркестр, - посоветовал председатель сельсовета.

- Недавно вернулся из армии один старый музыкант, я вызову его завтра, а вы поговорите.

11 ноября. Приходил старый музыкант. Фамилия его Лысиков. Он еще в первую мировую войну состоял в оркестре. Играл в нем и в эту войну. Разговорились.

- А как с инструментами? - спросил его Змеев.
- Не беспокойтесь, - ответил он. - У меня есть труба с сурдинкой, аккордеон, альтгорн, труба-бас, комбинированный джазовый барабан. И в приотличнейшем состоянии. А у моего дружка, Ивана Ивановича Агеева, найдется кое-что другое.

- А ваш дружок живет в этом селе? - спросила я.
- В этом, Галина Николаевна, в этом, - ответил он. - Вы только людей давайте поскорее. А уж оркестр будет. Могу поручиться.
- Людей дадим, - сказал Иван Змеев. - Завтра же получите.

Змеев собрал ребят и спросил, кто хочет учиться музыке. Лес рук «Я!Я!Я!» - кричали наперебой ребята. Отобрал десять человек. На второй день Лысиков уже занимался с ними. В будущем мы будем давать уже настоящие концерты.

23 ноября. Месяц как работает агитбригада в хатах агитатора. За это время она выступала в шести хатах агитатора и в четырех колхозных красных уголках. Обслужено 1778 человек. Интересный пример. К одной из хат агитатора колхоза имени Кирова прикрепили нового агитатора учительницу Анну Жданову, недавно приехавшую работать в село. Сколько не старалась новая учительница, а собрать людей на беседу не удавалось. Бригада пришла ей на помощь. Как только заиграл оркестр, к хате агитатора стали стекаться люди. Через несколько минут она была уже полна. Жданова провела беседу, а после нее выступили с художественной самодеятельностью участники агитбригады. И беседа, и самодеятельность понравились колхозникам, с тех пор они аккуратно посещают хату агитатора.

28 января. Работы столько, что «Рабочую тетрадь» вести совсем некогда. Школа, кружки художественной самодеятельности, вечера, выезды агитбригады, кружок истории партии, домашняя работа поглощают время до одной минуты. Тяжело. Но когда подумаешь об этом, на память приходят слова Николая Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Дни летят. Суток не хватает. Многое не успеваешь сделать, а хочется сделать все. Составили план работы кружков художественной самодеятельности. Долго подбирали пьесы, песни. Их у меня немало, но вот современных, из колхозной жизни почти нет. Где их достать? Райотдел культпросветработы плохо обеспечивал клубы такой литературой. Завтра заседание совета клуба. Заранее знаю будут шумные разговоры по поводу плана.

27 февраля. Время уже за полночь. Только что вернулась из колхоза «Красный восток». Напрасно волновалась. Вечер прошел чудесно. А людей было в колхозном клубе – яблоку упасть негде. Рада, что постановка пьесы Б. Ромашова «Когда сердце горит» прошла с успехом. Недаром мы столько над ней работали. Комсомолки Мария Тимошинова и Мария Котова играли превосходно. Способная молодежь. А главное – они начали любить самодеятельность. И с ними работать легко. Хорошо выступал хор, прекрасны были коллективные пляски, художественное чтение. Не подозревала, что Вера Змеева может читать с таким большим чувством. Но особенно я была восхищена духовым оркестром. Оркестр – настоящий, большой, слаженный, квалифицированный.
Даже не верится, что ребята так быстро научились хорошо играть. С таким оркестром не стыдно выступать даже в Воронеже.

3 марта. Всю ночь не спала, читала пьесу «Счастье» по роману П. Павленко. Превосходная вещь. Очень близка к нашей жизни. Какие прекрасные герои пьесы, настоящие советские люди! Прочитаю ее членам драматического кружка, который у нас уже окреп, сдружился. Уже представляю, кто лучше сыграет Воропаева, Корытова, Лену Журину, Софью Ивановну, Городцова, Варвару Огарнову. Семнадцать действующих лиц, а у нас в кружке 22 человека. Поставить сможем. Надо только поторопиться. А то молодежь прямо покою не дает, все спрашивают, какую будем ставить пьесу, когда.

11 марта исполнилось полтора года, как началась самодеятельность в клубе. Теперь у нас работают драматический, хоровой, хореографический кружки, струнный и духовой оркестры. Для струнного оркестра Иван Змеев привез комплект новых инструментов. Как им были рады ребята! За эти полгода мы провели много вечеров самодеятельности. Участники самодеятельности стали активистами в селе. Улучшилась их речь, она стала более образованной, грамотной. Они теперь больше читают, лучше разбираются в прочитанном.

20 апреля. Готовим большой концерт к первомайским праздникам. Участников будет много. Прикидываем, уместимся ли мы на нашей сцене. После репетиции размечтались. Пытались представить, какой у нас будет в будущем дворец культуры. Я так ясно вижу его!

Это будет большой каменный двухэтажный дом, с красивым парадным подъездом, с мраморным крыльцом. А по бокам колонны, и обязательно белые-белые. Зрительный зал мест на восемьсот, с ложами по бокам, высокая большая сцена с красивым занавесом. А по обе стороны зала на первом этаже – фойе, а на втором – комнаты для кружковой работы, библиотека с читальным залом. Я говорю и смотрю на ребят: как загораются и блестят их глаза. А знаете, где его можно построить? На той стороне площади, напротив школы. За Дворцом культуры можно посадить хороший большой парк. Там как раз место хорошее и речушка Топка протекает. В парке сделать аллеи, газоны с цветами, речку расчистить.

- В самом деле! – воскликнула увлеченная этой мечтой Настя. – Может, нам следует похлопотать, чтобы немного денег отпустили. Кирпичей мы найдем. Есть же в селе кирпичные заводы. Лесоматериала тоже достанем, а про рабочих и говорить нечего. У нас такая молодежь, что своими руками целый город можем построить.

- Мы еще поговорим об этом, - сказала я. – А теперь наша задача подготовить хороший праздничный концерт.

-Скоро Первое мая.

Спектакль «Счастье», а также первомайский концерт прошли с большим успехом.

Художественная самодеятельность, представленная на первомайских праздниках, показала зрелость, сработанность, мастерство кружков, созданных при сельском клубе, их способность через многообразные формы самодеятельности нести в массы идеи большевистской партии, воспитывать у колхозников любовь к родине, патриотизм, национальную гордость. В 1948 году в сельском клубе было проведено 107 вечеров, на которых побывало около тридцати тысяч человек. Драматический кружок ставил пьесы русских и советских драматургов. Среди них пьесы А. Н. Островского «Бедность – не порок», «Не все коту масленица», «Не так живи, как хочется», «Предложение» А. П. Чехова, «На дне» Горького. Из современных пьес были поставлены «Счастье» по роману Червинского, «Липочка» Н. Погодина, много одноактных пьес и скетчей.

Художественная самодеятельность стала в то время неотъемлемой частью общественной жизни села. Положительные персонажи пьес из колхозной жизни, выражающие настроение и стремление советского крестьянства, стали любимыми героями колхозников. Им во всем подражали, с них брали пример. Художественная самодеятельность была любимым делом колхозной молодежи. Участвуя в ней, юноши и девушки увлекательно проводили свой досуг, неуклонно повышали знания, культуру, расширяли свой кругозор.

О том, насколько это было любимо молодежью, говорит запись в книги отзывов музея Среднеикорецкой школы, сделанная в октябре 2013 года.
 - Я, Иванникова Анна посетила школьный музей новой средней школы родного Икорца. 57 лет прошло со дня моего выпуска из школы...
И вот я здесь спустя 57 лет. Настоятельно советовала Галина Николаевна, наша любимая и дорогая, посетить музей, которому она в дар передала наши альбомы, первый из которых оформляла я. Как же это все дорого! Огромное спасибо, что все наши воспоминания живы, не потеряны. Приятно и отрадно было читать и вспоминать, что было так дорого нам. Как будто побывала в далеком, навсегда ушедшем школьном прошлом, повидаться на страницах воспоминай со своими сверстниками, со своим творческим коллективом. Все это незабываемо!!! Анна Ивановна. с. Средний Икорец. 24.10.2013 года.

 Вечерами

Анастасия оделась, подошла к зеркалу, поправила черную шляпу и, застегнув воротник пальто, сказала брату:

- Я готова.
- Сейчас пойдем, ответил Михаил. Он снял с вешалки шинель и, чтобы не помять выутюженный костюм, ладно сидевший на нем, осторожно надел на ее плечи.  Отец их тоже надел новые сапоги.
- А ты куда это наряжаешься? - спросила мужа Татьяна Федоровна.
- Как куда? - удивился Иван Гаврилович. -Туда же, куда и они, - в клуб. Нынче там, говорят, концерт хороший.
- Тогда и я с тобой, - Перебила мужа Татьяна Федоровна. - Наверное, там наши младшие выступают, Валя и Коля.
Тихий зимний вечер. Где-то далеко, в конце улицы, слышится протяжная хоровая песня. Она то нарастает, поднимается и ровно плывет над притихшим селом, то снова спадает, точно легкая волна. Неожиданно на другом краю села тоже возникает звонкая песня. А где-то на берегу реки вздыхает гармошка. Со всех концов села молодежь идет в свой клуб на вечер. Рудаковы всей семьей пришли в клуб. Девушки и парни поздравляли брата и сестру с приездом в отпуск. Анастасия Рудакова в 1948 году окончила Воронежский медицинский институт, а Михаил – летную школу. Не прошло и пяти минут, как эти бывшие участники художественной самодеятельности клуба уже включили в жизнь самодеятельного коллектива – помогали, советовали, спорили. Особенно доставалось членам совета клуба Галине Калашниковой, Анастасии Заложных и секретарю комсомольской организации Вере Змеевой. Они молодежь и школьников, помогали им переодеваться в народные костюмы, заплетали девочкам косы, размещали хористов на специальных подмостках. Шли последние приготовления к концерту. Зал гудел как пчелиный улей.

Но вот из-за занавеса выходит девушка в пестром платье.

Шум быстро затихает.

- Начинаем концерт! – несется по залу звонкий девичий голос. - Первым номером нашей программы – литературно-музыкальный монтаж.
Занавес бесшумно раздвигается в стороны. Перед зрителями предстает большой ансамбль. В первом ряду полукругом, с аккордеонистом в центре, сидят человек пятнадцать музыкантов. За ними в три ряда во всю сцену стоят хористы. Умелая расстановка и подбор костюмов, удачное сочетание цветов, – все это гармонирует с общим убранством сцены и создает праздничное, приподнятое настроение .
- «Песня о Сталине»! - объявляет девушка.

Леонид Чернышов взмахивает смычком, и зал наполняется величественными и волнующими звуками музыки. Их подхватывает хор, и вскоре все сливается в едином слаженном ансамбле.
- Колхозники слушают литературно-музыкальный монтаж, умело составленный из стихов советских поэтов и лучших народных песен, и перед ними возникают, сменяя одна другую, картины нашей чудесной родины. Льются песни, славящие великую дружбу народов нашей страны, песни о любви народов к великой партии большевиков, к ее вождю товарищу Сталину.

Второе отделение концерта было посвящено героизму советской молодежи в борьбе за освобождение родины от немецко-фашистских захватчиков. Вера Змеева прочла отрывок из «Молодой Гвардии» А. Фадеева, комсомолка Мария Жердева – стихи о героях Краснодона, Николай Рудаков продекламировал стихотворение «Комсомольский билет», несколько стихотворений прочла Мария Пойманова. Большой молодежный хор под аккордеон исполнил «Песню о Сталине», «Под звездами балканскими» и другие песни.

В третьем отделении струнный и духовой оркестры исполнили вступление к опере «Кармен», «Турецкий марш», Моцарта, произведения Глинки, Чайковского, Бетховена и лучших советских композиторов.
Потом шла пьеса «Хирургия» А. Чехова, поставленная драматическим коллективом сельского клуба. Концерт прошел с большим успехом. Зал долго рукоплескал, выражая участникам самодеятельности свое восхищение.

Комсомольская организация села Средний Икорец, начавшая свой путь в конце 20-х начале 30-х гг. 20 века, заложила прочный фундамент работы с молодежью на весь двадцатый век.

Интервью выпускников

Об этом говорят два интервью, которые были взяты учителем нашей школы Беззубцевым А. П. и детьми у бывших пионерок и комсомолок 50-х 80-х гг. Воложанцевой Александры Ильиничны и Овсянниковой Людмилы Николаевны в преддверии празднования столетия комсомольской организации страны.

Александра Ильинична бывшая выпускница Среднеикорецкой школы, пионерка и комсомолка 50-70-х гг., отдавшая родной школе 35 лет учительского труда.

- Александра Ильинична, чем обусловлен ваш выбор стать учителем географии?

- Без всяких сомнений мне хотелось стать учителем, особенно учителем географии. И даже играя в детстве с друзьями, мы всегда руководствовались выбором только трех профессий: учитель, врач и продавец, но больше всего меня привлекала роль учителя. А почему же именно география? Ответ очень прост – этот предмет позволял открывать для себя много нового и интересного. Еще в школе мы ходили в различные походы, в то время было очень мало книг в селе, но было огромное желание изучать окружающий нас мир и узнать что-то новое.

- Расскажите о вашей семье, кем были ваши родители?

- Люди тогда делились на три вида: колхозники, служащие и рабочие. Мои же родители были колхозниками, в семье родилось 10 детей, но, к сожалению, выжили не все, время войны – страшное время. Наша семейная жизнь была достаточно интересной, мама всегда учила нас помогать друг другу.

Мой отец был участником войны, похоронен здесь, в селе Средний Икорец. А мама провела свои последние годы в Киеве, у своего младшего сына и осталась там навсегда.

- В этом году исполняется 95 лет пионерской организации, в следующем будем отмечать столетие комсомола. Что для вас в школьные годы означало быть пионером, а потом комсомольцем?

- Если бы не было этих лет, пионерских и комсомольских, то можно сказать ничего такого приличного, кроме нищеты, голодовки, эвакуации и не было. Это были лучшие годы, можно сказать. Правильно гласит песня, что школьные годы – чудесные! Можно было куражить и жить беззаботной жизнью, а потом, благодаря этим организациям, мы были все организованы, всегда заняты каким-то делом. А комсомольские годы по-настоящему готовили нас ко взрослой жизни, жизни в СССР.

- Вы учились в университете… Чем запомнились вам ваши годы учебы?

- Я поступила в университет, но средств учиться не было. И когда нашей школе нужен был вожатый, я перешла на заочное отделение – работала вожатой и училась в университете. И поэтому даже в эти годы учебы я совершила огромное количество походов со своими ребятами.

- Расскажите что-нибудь о мероприятиях, которые проводились в Среднеикорецкой школе, когда вы пришли работать?

- Как я уже говорила, мы с ребятами совершили огромное количество походов. Уходили ночевать на три дня, занимались рыбалкой, играли в подвижные игры, пели песни у костра. Так же проводили различные выступления, необыкновенные концерты, на которые приходили все жители села.

- Как вы считаете, правильно ли сделали, когда распустили комсомольские организации, в том числе и в школе?

- Я считаю, что это не правильно, потому что тогда все были заняты делом, все имели какую-то ответственность перед этим. Да и тогда были люди, которые смотрели на это немного с другой стороны, но у них не было никаких злых помыслов. Всегда была альтернатива, всегда можно было найти себе какую-то заботу, приносящую пользу другим людям.

Следующее интервью, взятое 11.04.2017 года у бывшей пионерки и комсомолки 60-х начала 70-х гг. 20 века, бывшей учительницы Среднеикорецкой школы Овсянниковой Людмилы Николаевны начиналось с вопроса:

- Людмила Николаевна, чем обусловлен ваш выбор стать учителем русского языка и литературы?

- Это мечта всей жизни! Наверное, большую роль сыграло то, что мои родители были учителями. Мама очень любила свою работу, она ею жила. Я видела, как мама переживала за детей, за школу, как она ночами проверяла тетради, и я до фанатизма была покорена этими трудами. Я настолько увлеклась тогда, в детстве, что из больших тетрадей резала маленькие, и на улице мои подруги писали диктанты, которые мне очень нравилось проверять. Поэтому у меня не было сомнений, что я должна посвятить себя работе с детьми, работе в школе.

- В этом году исполняется 95 лет пионерской организации, в следующем будет отмечаться столетие комсомола. Что для вас в школьные годы означало быть пионером, а потом комсомольцем?

- Пионер значит первый! Мы знали, что это организация, в которую попасть просто так было трудно. Нужно было заслужить звание пионера, а затем комсомольца, а значит надо было быть организованным, стараться хорошо учиться и достойно себя вести. И потом, прибывая в этих организациях, мы все учились работать в коллективе, эта организация делала нас дружнее и сплоченнее.

Чисто по-детски воспринималась нами эта организация. Нарядная школа, красные галстуки – это было красиво, это было как-то торжественно, празднично. Красный галстук на груди каждый день даже давал каких-то сил. Ведь красный – это символ энергии, символ счастья, я до сих пор люблю этот цвет.

- Расскажите о своей школьной жизни, какое место в ней занимал комсомол?

- Школьная жизнь была интересной, особенно в старших классах. Это тот период, когда уже виден результат образования, которое мы получали. Мы уже понимали, что такое дружба, что такое взаимовыручка, взаимопомощь, очень ответственно относились к получению знаний. А комсомол воспитывал нас в духе коммунизма, помогал нам становиться всесторонне развитыми личностями. Поэтому школа – это очень серьезный и запоминающийся этап в моей жизни.

- Вы учились в пединституте. Чем запомнились вам ваши годы учебы?

- А в институте было еще интереснее, там собрались уже единомышленники, мы все пришли с одной целью – стать учителями русского языка и литературы. Это был единый дух, единое стремление. 4 года учебы в институте – это очень серьезные годы, для меня это было прекрасное и неповторимое время.

- Когда вы пришли на работу в Среднеикорецкую школу, как вас встретили?

- Когда я пришла в Среднеикорецкую школу в 1974 году, я работала с мамиными коллегами, а также с учителями, которые учили меня, поэтому мне нельзя было «ударить в грязь лицом» Меня окружили вниманием и добротой, мне помогали в трудную минуту, я благодарна всем тем, кто работал вместе со мной.

- Чем жили тогда пионерская и комсомольская организации нашей школы?

- Интересными делами, субботниками, сбором металлолома, а какие мероприятия были интересные и хорошие. Были интересные встречи, с интересными людьми, с передовиками, с ветеранами войны, тогда их было много. Мы ходили в походы, нас ждала чудесная природа и неповторимые пионерские песни под гитару у костра. Также нас очень хорошо сплачивала помощь нашему колхозу: мы ездили собирать картошку, полоть свеклу и подсолнухи. Было трудно, но весело. В общем, нам никогда не приходилось скучать.

- Как вы считаете, правильно ли сделали, когда распустили комсомольские организации, в том числе и в школе?

- Наверное, время позволило или, может быть, заставило, на каком-то моменте распустить эти организации. Возможно, это было не совсем хорошо, потому, что были традиции, были какие-то правила поведения, были пионерские, комсомольские законы. Видимо, что-то в какой- то момент сломалось, и где-то в душе я немного жалею об этом, потому что ушли те традиции, которые можно было сохранить. Но как сказал один из известных поэтов-песенников «Времена не выбирают, в них живут и умирают»

Заключение

Начиная работать над этой темой, я хотел изначально узнать о том, как создавалась комсомольская организация в нашем селе. Кто стоял у ее истоков. Но уже в ходе работы вместе с моим научным руководителем мы пришли к тому, что этой работой хотим напомнить нашим землякам о жизни их родных и знакомых в недалеком прошлом. Это прошлое очень хорошо показывает, какие качества человека помогают ему в трудную минуту. Насколько забота государства положительно влияла на людей. Истории жизни моих земляков, упомянутых в этой работе, показывают насколько сильным, положительным было влияние комсомольской организации на людей, как действительно эта организация, созданная по инициативе государства, умела объединять людей, воспитывать в них лучшие качества, как делала школьную и студенческую жизнь молодого поколения намного увлекательнее и разнообразнее. Сегодня можно относиться по-разному к событиям того времени. Но это наша история, которую мы, хорошая она или плохая, не должны забывать. А тем более историю своего родного края, своей малой родины. Вот это я и хотел рассказать своей работой. Напомнить моим землякам о жизни их села в середине 20 века, через историю становления молодежной организации.

Используемая литература и источники

1. Архив и воспоминания комсомольца 30-х годов села Средний Икорец Тимошинова Ивана Алипатовича.

2. Архив и воспоминания заслуженной учительницы РСФСР Калашниковой Г. Н.

3. Архив и воспоминания ветерана клубной самодеятельности, комсомолки 50-х гг., ветерана педагогического труда А. И. Воложанцевой.

4. А.П. Беззубцев – «Начало культурно-массовой и клубной работы на селе» - ОАО «Воронежская областная типография» Воронеж 2015 г.

5. А.П. Беззубцев – «История Села Средний Икорец» - Воронеж, фирма «Модус» - 2010г.

6. Воспоминания участников клубной самодеятельности села.

7. Н.А. Киселева – «Историко-географический справочник села Средний Икорец». – 1949г.

8. Статьи районной газеты «Лискинские известия» за 50-е – 60-е гг.

9. Альманах «Петровская слобода» - 2019 г. Статья Беззубцева Георгия Александровича.

10. С. Д. Наседкин – «Клубная работа на селе» – издательство ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия – 1949 г.

Приложение

1.png

Media Folder: 

 

3.jpg

Media Folder: 

2.jpg

Media Folder: