Прамы – малоизвестная страница истории российского флота
Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Сергей Бойко. Научные руководители: Уханов Алексей Николаевич, директор, руководитель объединения «Историческое судомоделирование» МКУ ДО «Павловская СЮТ», Уханова Валентина Петровна, руководитель школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко МКУ ДО «Павловская СЮТ». Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.
Новизна излагаемого материала заключается в том, что суда типа прамы мало известны в истории российского флота и в истории вообще. В данной работе мы расскажем о конструкции, внешним виде прамов, вооружении и истории их военной славы. Тем более ценнее эта работа становится потому, что на Станции юных техников города Павловска Воронежской области в объединении «Историческое судомоделирование» воспитанниками СЮТ заканчивается строительство модели прама «Гектор», участника русско-турецкой войны 1768-1774 гг. на котором служил и получил звание «лейтенант» знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков.
Прамы представляли собой крупные плоскодонные тихоходные корабли прямоугольной формы с сильной артиллерией в закрытой батарее. Они вооружались от 18 до 44-х орудиями крупного калибра, а иногда и несколькими мортирами. Например, вооружение прамов типа «Гектор» времен русско-турецкой войны 1968-1974 гг., которые строились на Икорецкой верфи в Воронежской губернии, было следующим: на каждый прам было установлено по двадцать две 24-фунтовые пушки на нижние деки и столько же 8-фунтовых пушек на верхние. На все пять кораблей установили всего двести двадцать 24 и 8-фунтовых пушек.
Имея малую осадку, данные суда действовали на мелководье, подходя близко к берегу, куда не могли подступить фрегаты, линейные корабли и галеры. Прамы предназначались для обороны берегов и портов, а также для бомбардировки береговых укреплений и при осаде крепостей противника.
uuuu.jpg
Иллюстрация из книги А.А. Чернышёва «Российский парусный флот». Прам «Близко не подходи» (1735 г.) Прамы подобного класса строили на Икорецкой верфи Новопавловского адмиралтейства в 1769 году
Имея артиллерийские батареи по бортам, на носу и на корме, прам мог одновременно атаковать крепость и отбиваться от кораблей противника. Но были у прамов и минусы, например, они плохо ходили, зачастую их тащили шлюпки и большие лодки. Прамы были маломаневренными, например, весной 1769 года в русско-турецкую кампанию 1768-1774 гг., когда с Икорецкой верфи Воронежской губернии пять прамов шли по Дону на театр военных действий, и два судна «Гектор» и «Троил» задержались в Павловске, ожидая привоза артиллерии, а когда пошли, то постоянно натыкались на песчаные косы. К тому же задержка в Павловске оказалось роковой. Быстро убывающий паводок позволил пройти кораблям только 89 верст. После чего они сели на мель у села Мамон. Никакие предпринятые меры по снятию прамов со дна положительных результатов не дали. Другого выхода, кроме как остаться там зимовать, у судов не было. Только в начале весны 1770 года при разливе Дона стоявшие прамы удалось сдвинуть с места.
На прамах находились мачты, для поднятия на корабль тяжёлых грузов, например, артиллерии. Суда данного типа, имевшие мощное вооружение, назывались именами могучих животных – «Бык», «Медведь», «Буйвол» и др. Классификация прамов: малые, имеющие одноярусную артиллерийскую батарею и большие – с двухъярусной.
Ещё в войне с Турцией 1735 года за овладение выхода к Азовскому и Черному морям прамы играли важную роль, они были основной ударной силой. Во время осады Азова 1736 г. эти суда (группами по 2-3 корабля) выпускали по крепости до 1000 снарядов в день, причиняя огромные разрушения городу. В результате действий флотилии и армии 19 июня 1736 года Азов был взят навсегда. Также прамы были участниками взятия турецких крепостей Очаков и Кинбурн. Во время войны со Швецией 1741-1743 годов они прикрывали высадку десантов у Гельсингфорса и сражались со шведской гребной флотилией в Аландских шхерах 20 мая 1743 года. В период Семилетней войны 1756-1762 гг. прамы бомбардировали крепости Мемель и Кольберг. Участвовали прамы и в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Последними военными операциями, в которых участвовали корабли данного типа, были сражения гребных флотов в русско-шведской войне 1788-1790 гг. Прекратилось строительство прамов в 1790 году, когда им на смену пришли более маневренные плавучие батареи.
epp.jpg
Модель прама «Гектор», достраивается в Павловской СЮТ
aaa.jpg
Библиография и источники
Архивные источники
- «Послужной аттестатной список корабля святого Павла господина бригадира флота капитана и кавалера Фёдора Ушакова 1788 года».
РГА ВМФ. Ф. 406. ОП. 7. Д. 26. Л.Л. 397. 397 (об.) (копия – фонды музея Российского флота Павловской СЮТ)
Литературные источники
- Ампилов И. Г. Павловск. Страницы истории. Воронеж. Воронежская областная типография им. Е. Ф. Болховитинова. 2008 – 400 с. С. 25-33.
- Верещагин В. Е. Павловску – 300 лет. Павловск. 2009. – 40 с.
- Верещагин В.Е. Фёдор Ушаков и Павловское Адмиралтейство // Колокола нашей веры на рубеже тысячелетий (сборник краеведческих работ по теме «Павловск православный») // Сост. Н.В. Олейникова. Воронеж. 2013. 158 с.
- Ганичев В.Н. Ушаков. – М.: Молодая гвардия. 1990. – 462 {2} с. ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. Биограф.; Вып.712)
- Доценко В.Д., Макаренко С.И. Адмирал Ушаков: флотоводец – святой праведный воин // Под ред. А.Ю.Назарова. Издательство «Аврора-Дизайн». СПб. 2016. – 488 с. (книга передана 26.08.2016 г. в дар руководителю музею Российского флота СЮТ Ухановой В.П. авторами книги и проекта пронесения мощей святого Ушакова по памятным местам России в честь 15-летия канонизации адмирала Ушакова в Морской библиотеке г. Севастополь)
- Житие святого праведного воина Феодора Ушакова. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2009. – 60 с.
- Манвелов Н. Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству. М. 1994. С.375
- Расторгуев В.И. Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг. Воронеж: Воронежский государственный университет. 2003. 464 с.
- Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Житие. Служба. Киев. Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва, папы Римского. 2009. – 64 с.
- Труфанов Л. Адмирал «Ушак-паша». Историческая повесть в трёх частях / авторское издание в спонсорском содействии фирмы ООО «Магик» Кисловодск. 2006. 43 с.
СМИ:
«Вести Придонья»
(Павловская районная общественно-политическая газета)
- Верещагин В.Е. В Павловске строили боевые корабли. Вести Придонья. 18.05.2010 г. С. 3
- Верещагин В.Е. Год от года всё прекрасней древний город наш. Вести Придонья 04.06.2005 г.
- Верещагин В.Е. Желаю только увидеть новую славу отечества. Адмирал Ф.Ф. Ушаков на Павловской земле. Вести Придонья. 12.02.2009 г. С. 2
- Верещагин В. Е. «И дым Отечества нам сладок и приятен». Вести Придонья. 08.09.2012 г.
- Верещагин В.Е. Мой город родной. Вести Придонья. 24.04.2004г. с.3
- Верещагин В.Е. На всех парусах: Павловским корабелам посвящается. Маяк Придонья. 20.04.2001 г.
- Верещагин В.Е. Наследники славных Петровских кораблей. Вести Придонья. 16.04.2011 г. С. 3
- Верещагин В.Е. Невидимый град Китеж и город Осеред. Вести Придонья. 16.09.2008 г.
- Верещагин В Е. Он строил корабли в Новопавлоском. Вести Придонья. 22.01.2009 г. С. 7.
- Вылуск А. Животягин И. Святой адмирал Ушаков. Вести Придонья. 23.09.2006 г. № 108. С. 2
- Уханов А.Н. Адмирал Алексей Наумович Сенявин: к 290-летию со дня рождения адмирала российского флота. Вести Придонья. 20.06.2006 г. С. 5
- Уханов А.Н. Быть на Середе городу. Вести Придонья. 05.09.2009 г. С. 3
В округе (областная газета)
- Верещагин В. Е. И проросла Россия… В округе. 21.01.2009 г. С. 3
- Верещагин В.Е. Праведный воин Фёдор Ушаков и Павловское адмиралтейство. В округе. 10.10.2007 г. С. 15;
Флаг Родины (газета КЧФ РФ)
- Шахов С. Капитан I ранга в отставке. Адмирал, не знавший поражений. // Флаг Родины / № 20, 03.02.2000 г. – С. 6