Прамы – малоизвестная страница истории российского флота

Здесь представлена работа в номинации «Доходчиво и интересно о нашем прошлом» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Сергей Бойко. Научные руководители: Уханов Алексей Николаевич, директор, руководитель объединения «Историческое судомоделирование» МКУ ДО «Павловская СЮТ», Уханова Валентина Петровна, руководитель школьного народного музея Российского флота имени Петра Ляшенко МКУ ДО «Павловская СЮТ». Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

Новизна излагаемого материала заключается в том, что суда типа прамы мало известны в истории российского флота и в истории вообще. В данной работе мы расскажем о конструкции, внешним виде прамов, вооружении и истории их военной славы. Тем более ценнее эта работа становится потому, что на Станции юных техников города Павловска Воронежской области в объединении «Историческое судомоделирование» воспитанниками СЮТ заканчивается строительство модели прама «Гектор», участника русско-турецкой войны 1768-1774 гг. на котором служил и получил звание «лейтенант» знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков.

Прамы представляли собой крупные плоскодонные тихоходные корабли прямоугольной формы с сильной артиллерией в закрытой батарее. Они вооружались от 18 до 44-х орудиями крупного калибра, а иногда и несколькими мортирами. Например, вооружение прамов типа «Гектор» времен русско-турецкой войны 1968-1974 гг., которые строились на Икорецкой верфи в Воронежской губернии, было следующим: на каждый прам было установлено по двадцать две 24-фунтовые пушки на нижние деки и столько же 8-фунтовых пушек на верхние. На все пять кораблей установили всего двести двадцать 24 и 8-фунтовых пушек.

Имея малую осадку, данные суда действовали на мелководье, подходя близко к берегу, куда не могли подступить фрегаты, линейные корабли и галеры. Прамы предназначались для обороны берегов и портов, а также для бомбардировки береговых укреплений и при осаде крепостей противника.

uuuu.jpg

Media Folder: 

Иллюстрация из книги А.А. Чернышёва «Российский парусный флот». Прам «Близко не подходи» (1735 г.) Прамы подобного класса строили на Икорецкой верфи Новопавловского адмиралтейства в 1769 году

Имея артиллерийские батареи по бортам, на носу и на корме, прам мог одновременно атаковать крепость и отбиваться от кораблей противника. Но были у прамов и минусы, например, они плохо ходили, зачастую их тащили шлюпки и большие лодки. Прамы были маломаневренными, например, весной 1769 года в русско-турецкую кампанию 1768-1774 гг., когда с Икорецкой верфи Воронежской губернии пять прамов шли по Дону на театр военных действий, и два судна «Гектор» и «Троил» задержались в Павловске, ожидая привоза артиллерии, а когда пошли, то постоянно натыкались на песчаные косы. К тому же задержка в Павловске оказалось роковой. Быстро убывающий паводок позволил пройти кораблям только 89 верст. После чего они сели на мель у села Мамон. Никакие предпринятые меры по снятию прамов со дна положительных результатов не дали. Другого выхода, кроме как остаться там зимовать, у судов не было. Только в начале весны 1770 года при разливе Дона стоявшие прамы удалось сдвинуть с места.

На прамах находились мачты, для поднятия на корабль тяжёлых грузов, например, артиллерии. Суда данного типа, имевшие мощное вооружение, назывались именами могучих животных – «Бык», «Медведь», «Буйвол» и др. Классификация прамов: малые, имеющие одноярусную артиллерийскую батарею и большие – с двухъярусной. 

Ещё в войне с Турцией 1735 года за овладение выхода к Азовскому и Черному морям прамы играли важную роль, они были основной ударной силой. Во время осады Азова 1736 г. эти суда (группами по 2-3 корабля) выпускали по крепости до 1000 снарядов в день, причиняя огромные разрушения городу. В результате действий флотилии и армии 19 июня 1736 года Азов был взят навсегда. Также прамы были участниками взятия турецких крепостей Очаков и Кинбурн. Во время войны со Швецией 1741-1743 годов они прикрывали высадку десантов у Гельсингфорса и сражались со шведской гребной флотилией в Аландских шхерах 20 мая 1743 года. В период Семилетней войны 1756-1762 гг. прамы бомбардировали крепости Мемель и Кольберг. Участвовали прамы и в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Последними военными операциями, в которых участвовали корабли данного типа, были сражения гребных флотов в русско-шведской войне 1788-1790 гг. Прекратилось строительство прамов в 1790 году, когда им на смену пришли более маневренные плавучие батареи.  

epp.jpg

Media Folder: 

Модель прама «Гектор», достраивается в Павловской СЮТ

aaa.jpg

Media Folder: 

Библиография и источники

Архивные источники

  1. «Послужной аттестатной список корабля святого Павла господина бригадира флота капитана и кавалера Фёдора Ушакова 1788 года».

РГА ВМФ. Ф. 406. ОП. 7. Д. 26. Л.Л. 397. 397 (об.) (копия – фонды музея Российского флота Павловской СЮТ)

Литературные источники

  1. Ампилов И. Г. Павловск. Страницы истории. Воронеж. Воронежская областная типография им. Е. Ф. Болховитинова. 2008 – 400 с. С. 25-33.
  2. Верещагин В. Е. Павловску – 300 лет. Павловск. 2009. – 40 с.
  3. Верещагин В.Е. Фёдор Ушаков и Павловское Адмиралтейство // Колокола нашей веры на рубеже тысячелетий (сборник краеведческих работ по теме «Павловск православный») // Сост. Н.В. Олейникова. Воронеж. 2013. 158 с.
  4. Ганичев В.Н. Ушаков. – М.: Молодая гвардия. 1990. – 462 {2} с. ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. Биограф.; Вып.712)
  5. Доценко В.Д., Макаренко С.И. Адмирал Ушаков: флотоводец – святой праведный воин // Под ред. А.Ю.Назарова. Издательство «Аврора-Дизайн». СПб. 2016. – 488 с. (книга передана 26.08.2016 г. в дар руководителю музею Российского флота СЮТ Ухановой В.П. авторами книги и проекта пронесения мощей святого Ушакова по памятным местам России в честь 15-летия канонизации адмирала Ушакова в Морской библиотеке г. Севастополь)
  6. Житие святого праведного воина Феодора Ушакова. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2009. – 60 с.
  7. Манвелов Н. Под Андреевским флагом. Русские офицеры на службе Отечеству. М. 1994. С.375
  8. Расторгуев В.И. Судостроение на верфях воронежского края в 1768-1800 гг. Воронеж: Воронежский государственный университет. 2003. 464 с.
  9. Святой праведный воин Феодор (Ф.Ф. Ушаков, адмирал флота Российского). Житие. Служба. Киев. Общество любителей православной литературы. Изд-во имени святителя Льва, папы Римского. 2009. – 64 с.
  10. Труфанов Л. Адмирал «Ушак-паша». Историческая повесть в трёх частях / авторское издание в спонсорском содействии фирмы ООО «Магик» Кисловодск. 2006. 43 с.

СМИ:

«Вести Придонья»

(Павловская районная общественно-политическая газета)

  1. Верещагин В.Е. В Павловске строили боевые корабли. Вести Придонья. 18.05.2010 г. С. 3
  2. Верещагин В.Е. Год от года всё прекрасней древний город наш. Вести Придонья 04.06.2005 г.
  3. Верещагин В.Е. Желаю только увидеть новую славу отечества. Адмирал Ф.Ф. Ушаков на Павловской земле. Вести Придонья. 12.02.2009 г. С. 2
  4. Верещагин В. Е. «И дым Отечества нам сладок и приятен». Вести Придонья.  08.09.2012 г. 
  5. Верещагин В.Е. Мой город родной. Вести Придонья. 24.04.2004г. с.3
  6. Верещагин В.Е. На всех парусах: Павловским корабелам посвящается. Маяк Придонья. 20.04.2001 г. 
  7. Верещагин В.Е. Наследники славных Петровских кораблей. Вести Придонья. 16.04.2011 г. С. 3
  8. Верещагин В.Е. Невидимый град Китеж и город Осеред. Вести Придонья. 16.09.2008 г.
  9. Верещагин В Е. Он строил корабли в Новопавлоском. Вести Придонья. 22.01.2009 г. С. 7.
  10. Вылуск А. Животягин И. Святой адмирал Ушаков. Вести Придонья.  23.09.2006 г. № 108. С. 2
  11. Уханов А.Н. Адмирал Алексей Наумович Сенявин: к 290-летию со дня рождения адмирала российского флота. Вести Придонья. 20.06.2006 г. С. 5
  12. Уханов А.Н. Быть на Середе городу. Вести Придонья. 05.09.2009 г. С. 3

В округе (областная газета)

  1. Верещагин В. Е. И проросла Россия… В округе. 21.01.2009 г. С. 3
  2. Верещагин В.Е. Праведный воин Фёдор Ушаков и Павловское адмиралтейство. В округе. 10.10.2007 г. С. 15;

Флаг Родины (газета КЧФ РФ)

  1. Шахов С. Капитан I ранга в отставке. Адмирал, не знавший поражений. // Флаг Родины / № 20, 03.02.2000 г. – С. 6