Главные вкладки
2020
По следам «Воронежской камераты»
Камерная музыка не только украшает нашу жизнь, но и привносит в нее смысл.
Гюларя Садых-заде, журналист, публицист, музыкальный критик
(Из лекции «Философия камерного жанра» в рамках фестиваля «Воронежская камерата»)
В октябре в Воронеже в третий раз состоялся фестиваль камерной музыки «Воронежская камерата». Фестиваль входит в программу Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» и неизменно собирает на одной площадке лучших представителей современного исполнительского искусства.
Не раз даже самые именитые музыканты признавались, что к выступлению в нашем городе готовятся с особенным чувством, потому что воронежская публика, с одной стороны очень теплая и дружелюбная, но в вместе с тем отличается высоким музыкальным вкусом и кругозором, по-хорошему избалована большим количеством качественных концертов – как домашних, так и гастрольных. Очень многое было сделано для культурного просвещения и воспитания воронежского слушателя на протяжении десятилетий, и сегодня в нашем регионе есть люди, готовые продолжать и развивать глубокие музыкальные и культурные традиции. Одна из них – идейный вдохновитель и руководитель фестиваля «Воронежская камерата», худрук Воронежской филармонии Ирина Владимировна Авралева.
pa040083.jpg
Камерная музыка (от лат. camera — комната) — это музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. Этот академический жанр родился 3,5 века назад во дворцах аристократов. Концерты придворных ансамблей неизменно сопровождали трапезы европейской знати и венценосных особ, многие из которых и сами любили музицировать. С момента своего возникновения камерная музыка была ориентирована на просвещенного слушателя, и до сих пор этот жанр считается элитарным, интеллектуальным, рассчитанным на «умное ухо». По мере эволюции камерного жанра складывались различные ансамблевые составы, и сегодня он включает огромный пласт музыки, очень разнообразной по форме и содержанию, но сохранившей свою суть – передача чувств от музыканта к слушателю, от сердца к сердцу.
ПАВЕЛ МИЛЮКОВ И ФИЛИПП КОПАЧЕСКИЙ. ТРИ СОНАТЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
pa041057.jpg
Открывали фестиваль два выдающихся молодых музыканта: Павел Милюков и Филипп Копаческий, уже неоднократно выступавшие на воронежской сцене.
Павел – солист Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреат XV конкурса имени Чайковского, участник проекта «Звезды XXI века», входит в десятку лучших молодых скрипачей России.
Филипп – активно гастролирующий по миру пианист, лауреат нескольких международных конкурсов, участник проекта «Звезды XXI века» Московской государственной академической филармонии, тонкий интерпретатор Шопена.
Музыканты исполнили три сонаты для скрипки и фортепиано, созданные композиторами эпохи романтизма. Драматичный Шуман, воздушный Григ и трагичный Франк – произведения, отражающие разные грани романтического репертуара. Объединяет их автобиографичность, глубокие личные чувства и переживания, которые авторы вложили в свою музыку. А потому от исполнителей требуется не только техническая виртуозность и художественный вкус, но и особый психологический настрой, готовность проникнуть в сокровенные глубины творчества композитора.
Соната №1 Роберта Шумана ля минор – 105-ое, одно из последних сочинений великого композитора, закончившего свои дни в психиатрической клинике. Шуман известен как в один из создателей психологического направления в музыке. В его творчестве сконцентрировались интимность, душевность, вечная тоска о недостижимом прекрасном.
Эдвард Григ — норвежский музыкант и общественный деятель, большой патриот своей страны. Во-многом его творчество несет отпечаток норвежской народной культуры, своеобразная стилистика композитора сложилась под воздействием музыкального фольклора. Трехчастная Соната №3 для скрипки и фортепиано До минор — вершина камерно-инструментального творчества Грига, соединившую в себе и страстную патетику и нежную лиричность, просветленную мечтательность и танцевальные мотивы. Глубоко и всесторонне размышляя о сути бытия человека, композитор никогда не уходит и от народных истоков, так, во второй части сонаты мы слышим мотивы популярного народного норвежского танца халлинг.
Имя Сезара Франка не столь известно российской публике. В то время, как его современники сосредоточились в основном на оперном искусстве, Франк развивал свой талант к сочинению инструментальной музыки. Сонату для скрипки и фортепиано Ля мажор композитор написал в качестве свадебного подарка своему другу, известному скрипачу Эжену Изаи в 1886 году. В этой четырехчастной композиции, весьма необычной и по форме, и по содержанию, он выразил чувства, богатые разнообразными оттенками настроений: сердечное томление, поэтическую взволнованность и в конце концов — безмятежную радость.
«АМЕРИКА, АМЕРИКА!». ФОРТЕПИАННЫЙ ДУЭТ ИРИНЫ СИЛИВАНОВОЙ И МАКСИМА ПУРЫЖИНСКОГО
pa051073.jpg
Второй концерт фестиваля перенес зрителей в XX век. Фортепианный дуэт Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского впервые выступал на сцене Воронежской филармонии. Музыканты подготовили эксклюзивную программу «Америка, Америка!», которая посвящена современной академической музыке Нового света, где классическая форма соседствует с джазово-блюзовыми интонациями. Большая часть заявленной программы стала всероссийской премьерой.
Ирина и Максим – известные пианисты, преподаватели Московской консерватории и российской академии музыки имени Гнесиных, лауреаты международных конкурсов. Их ансамбль сложился еще в студенческие годы, когда музыканты обучались у известных педагогов консерватории – Елены Рихтер и Александра Бондурянского. Этот дуэт сразу же зарекомендовал себя как конкурсный и концертный, они становились лауреатами престижных музыкальных состязаний по всему миру. Важнейшим достижением в карьере стала победа на XI конкурсе The Dranoff International Two Piano Competition в Майами в 2008, где среди ста фортепианных дуэтов мира российские музыканты стали лауреатами I премии, а также получили специальный приз за лучшее исполнение произведения современного автора, написанного для этого конкурса.
Фортепианный дуэт – особенное направление камерной музыки, поскольку дает зрителю возможность услышать оркестральное звучание в рамках камерного исполнения. Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский активно развивают эту сферу исполнительства в нашей стране, значительную часть их репертуара составляет симфоническая музыка в переложении для двух роялей.
В первом отделении прозвучала музыка, специально написанная для того самого знакового конкурса в Майями в разные годы, в том числе произведение Р. Беннета, за исполнение которого Максим и Ирина получили главный приз. Сэр Ричард Родни Беннет известен широкой публике как автор музыки к популярным кинофильмам: «Убийство в Восточном экспрессе», «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Суини Тодд», многократный номинант на премию «Оскар». Его Вариации на тему «Лиллибурлеро» Г. Перселла – виртуозное сочинение по мотивам ирландской музыки.
Дополнили программу «Три латинских танца» У. Болкома и «Urban Pulse» М. Бергманна, также ставшие всероссийской премьерой. «Три латинских танца» были представлены в конкурсной программе американского конкурса 1991 года как обязательные произведения. Лауреат Пулитцеровской премии и обладатель двух премий Грэмми, Уильям Болком создает яркие сочинения для нового поколения музыкантов, вдохновляясь ритмами и мелодиями различных национальностей американского континента. «Urban Pulse» – джазово-блюзовая композиция, написанная в 2005 году Марселем Бергаманном.
Во втором отделении прозвучала музыка признанных мастеров прошлого века – американца Джорджа Гершвина и аргентинца Астора Пьяццоллы – в переложении для двух роялей.
«Кубинская увертюра» была написана Дж. Гершвином в 1932 году под впечатлением от поездки с друзьями в Гавану, где отовсюду доносятся страстные и драматические ритмы румбы, а «Американец в Париже» словно переносит нас на шумные парижские улицы начала прошлого столетия.
В завершение концерта были исполнены три пьесы Астора Пьяццоллы, три танго, отражающие жизнь во всей ее полноте через лиричные, драматичные, трагические и радостные мотивы: «Лето в Буэнос Айресе», «До свидания, папа» и знаменитое «Либертанго».
Дуэт Ирины и Максима уникален еще и тем, что он не семейный. Большинство музыкантов, играющих таким составом, обычно связаны какими-то родственными узами – братья, сестры, супруги и пр., что позволяет достигать невероятной слаженности. Гости фестиваля рассказали, что их, напротив, отличает крайняя непохожесть и в технике исполнения, и даже в самом представлении о музыке. Тем не менее, пианистам удается создавать на сцене ту магию звучания камерной музыки, когда музыканты и их инструменты представляют собой единый живой организм.
«ДИАЛОГ С ЕДИНСТВЕННОЙ» – К 150-ЛЕТИЮ ИВАНА БУНИНА
pa060518.jpg
Вокальный жанр камерной музыки был представлен в программе фестиваля в связи с именем знаменитого уроженца Воронежа Ивана Бунина. В честь 150-летия этого выдающего писателя, обладателя Нобелевской премии по литературе, зрителям показали театрализованную музыкально-литературную программу «Диалог с единственной», созданную на основе произведений и дневников Ивана Алексеевича. В проекте приняли участие актер театра драмы им. А. Кольцова, заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников и артисты Воронежской филармонии Елена Старкова (сопрано) и Михаил Князев (фортепиано). В камерной атмосфере Малого зала Кольцовского театра прозвучали романсы и песни Ю. Шапорина, Т. Хренникова, С. Василенко и других композиторов на стихи поэта.
«АКАДЕМИЯ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ»
pa061400.jpg
Ансамбль солистов Московской филармонии «Академия старинной музыки» под руководством народной артистки России Татьяны Гринденко – продолжатели традиции аутентичного исполнительства, одни из немногих в нашей стране. С филигранным мастерством и глубоким вдохновением им мастерски удается передавать дух и смысл музыки далеких эпох. В Воронеж ансамбль привез Фантазии Г. Пёрселла.
Крупнейший представитель раннего английского барокко Генри Пёрселл за свою весьма недолгую жизнь написал большое количество разнообразных произведений: оперы и семи-оперы, церковную музыку и музыку к театральным пьесам, многочисленные оды, кантаты, светские песни и инструментальную камерную музыку. Фантазии Пёрселла – это квинтэссенция его мыслей, чувств и проявлений. Он написал их для уже уходящей в историю виолы, и они даже не были опубликованы. Тем не менее, музыканты Академии считают, что эти произведения были написаны не столько в качестве упражнений в полифонии для оттачивания своего стиля, а как самостоятельные вещи, имеющие глубокий подтекст, как упражнения внутреннего, духовного порядка. Зрители услышали фантазии для трех, пяти, шести, семи голосов – музыка всё набирала все обороты по сложности и насыщенности. Некоторые партии были исполнены на перестроенной скрипке, которую еще можно иногда услышать во время народных гуляний в Шотландии и Ирландии. Для подавляющего большинства воронежской публики, думаю, это был уникальный опыт.
Без необычного звучания не обошлось и во второй части концерта. Композитор, музыковед и философ Владимир Мартынов представил свое сочинение «Старик и море», музыку к одноименному спектаклю А. Васильева, посвященного 100-летию со дня рождения создателя легендарного Театра на Таганке, режиссера Юрия Любимова.
Сначала Владимир Мартынов исполнил фортепианную пьесу. А я в очередной раз убедилась – когда композитор играет свое собственное сочинение, что-то неуловимое появляется в воздухе, сила воздействия музыкального высказывания увеличивается во сто крат. Затем и вовсе началось необъяснимое. Одиннадцать музыкантов ансамбля, как будто бы играя каждый что-то свое, вместе рождали целую вселенную. Перед глазами возникали картины моря – эффект полного присутствия, как в 3D кинотеатре. Не удивительно, что композитора нередко приглашают писать саундтреки к фильмам, в числе его работ музыка к фильмам «Остров» Павла Лунгина, «Михайло Ломоносов» и «Холодное лето пятьдесят третьего…» Александра Прошкина.
Фантазии Пёрселла и музыку Мартынова разделяют столетия, но объединяет глубина, медитативность, философское начало.
АЛЕКСАНДР РАММ И АННА ОДИНЦОВА
pa070760.jpg
И снова сонатный вечер – жемчужина камерного жанра. Виолончелист Александр Рамм и его супруга, пианистка Анна Одинцова, выступившие на фестивале вместо попавшего на карантин Брамс-трио, исполнили для гостей Камераты невероятно красивую музыку Бетховена, Грига и Рахманинова.
Александр и Анна – известные музыканты, лауреаты международных конкурсов, нередко выступают вместе, развиваясь как ансамблисты. Александр Рамм уже приезжал в наш город и даже стал любимцем воронежской публики.
Соната для виолончели и фортепиано №2 соль минор – одно из ранних произведений Людвига ван Бетховена, которое он написал и посвятил прусскому королю Фридриху Вильгельму II во время своей гастрольной поездки по Европе в 1796 г. Бетховен практически стал родоначальником камерной музыки для этого инструментального состава, впервые сделав партии виолончели и фортепиано равнозначными.
Соната Ля минор Эдварда Грига – визитная карточка камерного инструментального творчества композитора. Эту величественную сонату, в которой автор вновь воплощает образы любимой им Норвегии, он создал для своего брата, талантливого виолончелиста Йона Грига. Искусно написанная композиция позволяет раскрыть все колористические возможности виолончели, нисколько не заслоняя собой и звучание фортепиано.
На бис музыканты исполнили третью часть из сонаты для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова.
Прекрасные, талантливые, современные и несомненно влюбленные в искусство молодые музыканты обладают большим потенциалом и возможностями донести всю красоту, значимость и вечную актуальность камерной музыки до самой разной публики, даже тех, кто почти не знаком с классикой.
СТЕКЛЯННАЯ АРФА
pa080366.jpg
Каждый год организаторы фестиваля «Воронежская камерата» проводят какой-нибудь уникальный концерт в одной из исторически значимых культурных локаций региона. В этот раз такой площадкой стала усадьба Лосевых – Шатиловых Сталь фон Гольштейн в Репном. В изысканном дворянском особняке 18 века впервые звучала стеклянная арфа. Поющие стаканчики, волшебная арфа, серафим – инструмент с такими поэтическими названиями был известен еще в Средневековье, а в середине XVIII столетия ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал его и начал активно гастролировать.
Сегодня на стеклянной арфе играют единицы, а в прошлом многие известные музыканты были очарованы хрустальным звучанием поющих стаканчиков и даже создавали для них целые произведения. Так, Моцарт был настолько поражен мастерством Марианны Кирхгесснер, известной исполнительницы музыки на стеклянной арфе, что написал для нее две пьесы: Адажио До мажор и Рондо До минор, вошедшие в программу фестивального концерта.
Александр Лемешев – в прошлом бас-гитарист в джазовом оркестре, а сейчас – один из немногих в мире мастеров, играющих на стеклянной арфе, член Международной ассоциации стеклянной музыки. Впервые он познакомился с инструментом в 2002 году, и постепенно это увлечение переросло в дело всей жизни.
Стеклянная арфа представляет собой набор из 30 бокалов разного размера, размещенных на плоских пластинах. Каждый из бокалов определенным образом обточен и настроен по нотам. Музыкант проводит смоченными водой пальцами по краю бокала, и стекло начинает звучать. По словам Александра, этого диапазона хватает, чтобы играть серьезные произведения. Некоторые переложения музыкант делает сам, другие заказывает у инструментовщиков.
Сольно и в ансамбле с классическим составом инструментов в рамках этого уникального концерта Александр исполнил хиты, написанные в разные эпохи: Прелюдию До мажор, Арию из третьей оркестровой сюиты и «Шутку» из второй оркестровой сюиты Иогана Себастьяна Баха, «Минуэт» Боккерини (известный всем по м/ф «Алиса в стране чудес»), «Турецкое рондо» Моцарта, «Юмореску» Дворжака, Танец феи Драже и Вальс цветов из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского, Пятый венгерский танец Иоганнеса Брамса и др.
В концерте приняли участие солисты Воронежского академического симфонического оркестра: Айкуи Хумарян, Мария Несмеянова, Янина Австрецкая и Елена Мешкова.
Ведущая солистка Воронежского театра оперы и балета Оксана Шапошникова спела арию Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Неземная музыка поющих бокалов, заменившая в этом произведении звучание флейты, прекрасно сочеталась с тонким колоратурным сопрано певицы и особенным образом подчеркивала драматизм сцены душевного расстройства несчастной героини.
В конце вечера в исполнении стеклянной арфы прозвучала известная музыка Юбера Жиро из кинофильма «Под небом Парижа» и саундтрек Владимира Косма к фильму «Игрушка».
СТРУННЫЙ КВАРТЕТ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ
pa090431.jpg
Закрывал фестиваль Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки – чувственный, энергичный ансамбль, отличающийся кристально чистым звучанием, высочайшим музыкальным стилем и безупречным репертуаром. Артисты Квартета – Аяко Танабе (скрипка), Оксана Колясникова (скрипка), Лев Серов (альт) и Арсений Котляревский (виолончель) – играют на инструментах Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Два из трех произведений фестивальной программы (квартеты В. Гаврилина и Ю. Абдокова) музыканты исполняли впервые.
Квартет №2 Валерия Гаврилина был написан в 1962 году под влиянием его фольклорной экспедиции на северо-запад страны, во время которой музыкант искал вдохновения в народных мотивах. Творчество Гаврилина отличается лиризмом, романтизмом, сочетанием академической музыки и бытовых жанров, особым песенным мелодизмом даже в инструментальных произведениях. Имя композитора не широко, но все-таки известной публике благодаря его балету «Анюта», который идет в репертуаре Воронежского театра оперы и балета.
Юрий Абдоков – наш современник, профессор Московской консерватории, последователь академической линии, автор нескольких опер, симфоний и многочисленных оркестровок, в том числе реконструкций старинной музыки. Его творчество отличает искренность, простота и прямота музыкального высказывания. Квартет №3 он посвятил дочери своего учителя, выдающего композитора Н. И. Пейко, Татьяне.
Свой струнный квартет №3 Фа мажор Дмитрий Шостакович создал для Государственного квартета имени Бетховена, с которым сотрудничал долгие годы. Это пятичастное произведение, написанное в 1946 году и несомненно несущее в себе отпечаток страшных событий, одно из самых драматичных в творчестве автора. Полное трагизма и внутренней борьбы сочинение в финальной части все же не оставляет слушателя без веры и надежды на лучшее, отражая лирико-философскую сторону стиля композитора.
Первая скрипка квартета Аяко Танабе поделилась интересным наблюдением относительно концертной публики в нашей стране и родной Японии. Если японские слушатели обычно очень сосредоточены на музыке и даже напряжены в течение всего вечера, то в России атмосфера более теплая и расслабленная.
Действительно, мы ходим в филармонию, чтобы соприкоснуться с прекрасным. Кому-то ближе атмосферность и интимность камерного жанра, кто-то предпочитает яркое звучание симфонического оркестра. И то, и другое направление дарят нам богатые эмоции. Музыка говорит о важном на языке, который доступен каждому. Даже не слишком разбираясь в предмете, можно получать наслаждение от прослушивания живой классической музыки, постепенно тренируя наслушанность и формируя вкус. И со временем, музыка не только подарит удовольствие, но и раскроет новые смыслы.
Текст – Елена Цапович, фото – Наталья Коньшина