«Письма не вернувшихся с войны…»

Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019-2020 гг. Автор – Никита Мазалов, студент 3-го курса группы КС-171 Воронежского авиационного техникума имени В.П.Чкалова. Руководитель Сотник Галина Николаевна, преподаватель истории. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie. 

«Есть ценности, которым нет цены:

Клочок бумажный с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке

И письма не вернувшихся с войны.»

Великая Отечественная война… О событиях, происходивших в те страшные годы, мы продолжаем говорить и никогда не забудем. Не забудем благодаря воспоминаниям, доставшихся нам от ветеранов, и письмам, отправленных нашими бойцами.

Однако, когда речь заходит о письмах, многие представляют их себе как непосредственно фронтовые. А как же письма военнопленных? О таких не говорится практически нечего... Но ведь это те же люди, что творили нашу историю, защищая Родину. Почему возникла такая несправедливость по отношению к нашим военнопленным, и информация об их письмах не поднимается?

В Воронежском авиационном техникуме им. В.П.Чкалова с 2010 г. проводится исследовательская работа по теме «Письма советских военнопленных времен Великой Отечественной войны», этот материал мало изучен в российской историографии и представляет информационную ценность для профессионалов–историков, широкой общественности, родственников военнопленных и всех интересующихся темой Великой Отечественной войны.

Актуальность нашей работы мы видим еще и в установлении исторической справедливости – письма, написанные из плена, должны получить родственники (теперь уже младших поколений), чтобы прояснить судьбу без вести пропавших военнослужащих в 1941-1944 гг. Рассматриваемая проблема приобретает все большее значение в связи с многочисленными фальсификациями истории России и 2-ой мировой войны в современном мире.

Предметом нашей работы являются письма советских военнопленных, написанные в 1941, 1942, 1943, 1944 годах и хранящиеся в ЦАМО РФ.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы спустя 70 лет отправить эти письма адресатам.

В соответствии с целью мы сформулировали задачи нашей работы:

1.Скопировать письма военнопленных из ЦАМО РФ (Центрального Архива Минобороны Российской Федерации).

2. Купить:

- офисную бумагу формата А4,

- картриджи черных чернил к принтеру, чтобы распечатать письма, найденные архивные документы, сопроводительный текст к письмам,

- конверты, марки.

3. Обработать в электронном виде: «обрезать» черные края, осветлить, добавить резкости. Распечатать письма на формате А4.

4. В ОБД Мемориал найти всю имеющуюся информацию о каждом авторе письма: дата и место рождения, когда и каким РВК призван, номер в\ч, звание, воинская специальность, когда и где попал в плен или пропал без вести (в подавляющем большинстве в документах в\ч причина выбытия указана: «пропал без вести»), имена родственников, которым было отправлено извещение.

5. При помощи сайтов «Почта России», «Почта Украины», «Почта Казахстана» и др. найти индексы населенных пунктов, куда были адресованы письма из плена. Индекс в нашем случае – это подтверждение, что населенный пункт существует сегодня. Если найти по «Почте России» населенный пункт не удается – обратиться к Википедии и, используя информацию о послевоенном изменении в административно-территориальном делении, найти в какой области и районе населенный пункт находится сейчас, и опять обратиться за индексом на сайт «Почта России».

6. Составить наш сопроводительный текст к письмам и распечатать его на обратной стороне листа с письмом из плена, чтобы адресаты понимали, ЧТО они получили.

7. Закупить конверты и подписать их следующим образом

- уточненный адрес с индексом,

- в графе «кому»: 1. ФИО родных кому адресовано это письмо и тех, имена которых упоминаются в тексте письма, 2. или начальнику почтового отделения,

- внизу приписка: «это письмо пролежало в архиве 70 лет, помогите передать родным!».

8. Заполнить в «Книге учета» информацию: куда и от кого было отправлено письмо (некоторые военнопленные написали по нескольку писем, и мы все отслеживаем и отправляем). Учет необходим еще и потому, чтобы фиксировать ответы родственников.

9. Отправить письма адресатам в ближайшем к техникуму почтовом отделении.

10. В нашу работу сама жизнь внесла коррективы, появилась еще одна задача: отвечать на письма родных, которые начали поступать после первой же отправки 30 писем (мы одновременно готовим и отправляем партию из 30 писем).

11. И еще одна важная задача, которую мы решаем: найти средства, чтобы продолжить рассылать письма в бывшие республики СССР – письма в страны ближнего зарубежья на почте принимают на вес (иногда в конверт мы вкладываем 1 лист, но чаще – несколько листов: отсканированные документы, найденные в архиве, а есть письма из плена, написанные на нескольких листах, или один человек посылал несколько писем…), а это значит, что к цене конвертов, марок добавляются граммы, и тогда отправить одно письмо, например, в Украину, стоит от 200 руб.

Новизна данного исследования заключается в том, что мы разработали новый практический метод работы с историческими источниками, хранящимися в архиве.

Во время работы над проектом мы не нашли учебной, справочной, монографической литературы, которая позволила бы выстроить алгоритм наших действий. Все методы и способы осуществления данного проекта разработаны нами в результате практической деятельности, они корректируются и добавляются по мере выявления новых проблем, которые появляются регулярно (например: родственники просят помочь узнать – как человек попал в плен, где воевал, называют имена других воевавших родных и тоже просят прояснить их судьбу – каждый раз приходится разрабатывать новые методы архивного поиска, искать помощников, например, руководителей поисковых отрядов, учителей местных школ и т.д.).

Методы исследования:

1. Работа с архивными документами уникального сайта Минобороны «ОБД Мемориал».

2. Изучение карт, справочной литературы о номерах воинских частей, мемуаров военнослужащих – участников ВОВ, монографий по истории ВОВ и истории концлагерей периода ВОВ, воспоминаний бывших узников концлагерей периода 2-й мировой войны.

3. Систематизация материала по каждому конкретному военнопленному.

4. Изучение изменений административно-территориального деления СССР после Великой Отечественной войны.

5. Систематизация и учет отправленных писем из плена и дальнейшая переписка с родственниками.

Ремарк в «Чёрном обелиске» утверждал: «Смерть одного человека – трагедия, смерть миллионов – статистика». Но и статистика иной раз шокирует не меньше. Пять миллионов человек – столько солдат и офицеров Красной армии побывало в плену за годы Великой Отечественной войны. Это больше, чем численность всей армии на начало войны.

Много лет наши студенты на внеклассных занятиях исторического кружка изучали историю Великой Отечественной войны. А недавно краеведческий поиск превратился в большой проект, который был назван «Письма военнопленных».

А началось все весной 2010 г. Один из студентов заочного отделения обратился к членам исторического кружка с просьбой узнать что-либо о родственнике, жителе Коротоякского р-на, без вести пропавшего во время Великой Отечественной войны. Он успел написать только одно письмо в июле 1941 г. Как следовало из немецких документов Помогалов Егор Иванович попал в плен 22 октября 1941 на Украине и погиб в немецком лагере военнопленных два года спустя. На немецкой учетной карточке, которую мы нашли, была его фотография. Все очень удивились – внук был очень похож на деда, только стал старше на 5 лет. В семье фотоснимков Егора Ивановича не сохранилось, остался только этот, сделанный немецким фотографом на карточке военнопленного. Мы были очень взволнованы рассказом о том, как родные долго искали любую информацию, как его имя – Егор   стало передаваться в поколениях… Так в нашей поисковой работе появилась новая тема – о советских военнопленных.

Собирая сведения о Помогалове Егоре Ивановиче, мы случайно нашли письмо Оборотова Михаила Петровича. Он пишет своей соседке: «Уважаемая Анна Ефимовна, я нахожусь в плену в Финляндии уже год… Сообчи моим если они живы. И прискажи, чтоб прислали сухариков и табачку, а если у них нет  то пришли хоть ты табачку. Жив буду приеду в росию расплачус прошу пожалуста и кланяюс тебе в ноги. Если нечего прислать то хоть письмо отпиши. 2.09.42». А потом мы читали еще и еще письма, из румынских, итальянских, финских концлагерей. Десятки, сотни писем, написанных в 1941-1944 гг. Они были адресованы в разные точки Советского Союза. Мы зачитывали их в студенческих группах, на классных часах. Ребята сидели потрясенные, девочки плакали…

А потом сам собой возник вопрос, а почему мЫ читаем эти письма? Почему их не получили матери, жены, отцы..? Письма написаны на специальных почтовых карточках с печатью Международного Красного Креста.  С помощью этой организации попавшие в плен солдаты и офицеры, надеялись сообщить родным о своей судьбе. Но, как следовало из сопроводительного документа, советскому отделению Красного Креста спецслужбами «было предложено эти письма родственникам не пересылать, а использовать только как материал для учета безвозвратных потерь Красной Армии. (Зам. Председателя Исполкома Красного Креста Л.Заболоцкая)». Так эти послания оказалось в архиве. Мы перечитывали их, искали в архивах другие документы о каждом авторе, чтобы узнать, выжил ли он, как сложилась его дальнейшая судьба. А потом решили переслать письма тем, кому они были адресованы. Может быть, они помогут получить ответ, которого ждали 70 лет… Конечно, мы понимаем, что, скорее всего, адресата уже нет в живых. Но пусть младшие поколения родственников узнают об этом письме, вчитаются вместе с нами в скупые строки старого документа, задумаются о непрожитой счастливо жизни его автора, вспомнят историю своей семьи… Старая мудрость гласит, что мы живем, пока о нас помнят…

И пусть нашей общей Памяти о Великой войне станет больше…

Работая с сотнями писем военнопленных, мы испытали колоссальное эмоциональное напряжение! Чтение каждого письма вызывало целую бурю эмоций. Бокарев Михаил спрашивает жену: «…кто у нас родился – мальчик или девочка, живой ли? Есть ли у вас продукты? …Береги себя и детей». Но не суждено было ему узнать о рождении 5-го ребенка, так как по найденным документам, мы узнали, что через месяц после написания своего письма Бокарев Михаил умер в лагере Калафат в Румынии, «диагноз – воспаление легких».

Денисов Федор Иванович заканчивает свое письмо такими словами: «Дети, я стал совсем старик, теперь вы меня не узнати». Такие строки заставили нас прочитать историческую литературу, воспоминания, переживших плен. Мы теперь знаем и рассказываем другим, каковы были условия содержания советских граждан. Советский Союз не подписал Конвенцию о военнопленных 1929 года. Когда французские, английские др. пленные получали медицинскую помощь Красного Креста, посылки из дома, наших пленных – морили голодом, давили танками…

Во время учебы в школе и в техникуме мы не раз писали сочинения и тратили много черновиков, пока был готов окончательный вариант. В концлагере не было бумаги и ручек, поэтому мы очень удивились, прочтя письмо Федора Шикунова. Он написал его, как говорят «на одном дыхании», почти без помарок, на стандартном листе, выданном представителем Красного Креста. Приведем небольшой отрывок: «…Последний раз поцеловал Вас мама, больше не видал, Немцы меня в лагерь пригнали, Где долго с голоду страдал. Ходить не мог уже мамаша, И думал мой конец пришел, Я видел пытки, расстрел пленных, К американцам перешел. Пропиши в письме мамаша, А что брат Иван, живой? Как за Родину он бьется, Немчуре не дает покой. Пропиши еще мамаша, Отец погиб иль немцев бьет? Как он там жмет их к Берлину, Наших врагов в землю кладет. И с тем, родная, до свиданья, Крепко вам мама руку жму, Верь – я вернусь, ты не волнуйся, К тебе на Родину приду». В этих безыскусных стихах Федор рассказывает, что дома вместе с мамой его ждут семеро младших братьев и сестер. Шикунову Федору посчастливилось сдержать свое обещание он вернулся на Родину. Мы выяснили, что примерно тридцать процентов военнопленных, написавших эти письма, вернулись после войны. Но, как сообщают их родные, все они были сразу же отправлены теперь уже в советские концлагеря, в основном в Воркуту и Сибирь.

Многие студенты техникума принимают участие в нашем проекте: кто-то набирает текст писем в формате WORD, кто-то проверяет адреса и находит почтовые индексы (ведь очень много переименований и изменений было после войны в административно-территориальном делении нашей страны), кто-то ищет информацию о военнопленных в архивах, пишут сопроводительные тексты к письмам, подписывают конверты… Мы отправили уже более 400 писем их адресатам.

И нам стали приходить ответы родственников! Пишут дети, племянники и внуки. Стало понятно, что наша работа далека от завершения. Родственники Барсукова Николая ничего не знали о его судьбе, он, как и многие другие, числится без вести пропавшим. Родные спрашивали, известно ли где похоронен Николай Барсуков. Мы нашли его в списке погибших советских военнопленных, похороненных в Финляндии. Нас очень взволновал этот список, пунктуальный делопроизводитель в специальной графе указал, что осталось из личных вещей после умершего военнопленного: «2 руб. 15 коп., коробка спичек».

Перечитывая сотни писем, мы заметили, что часть писем написана одним почерком, видимо писались под диктовку неграмотных солдат. Обратили внимание на огромное количество ошибок, устаревших слов в текстах. А какие темы поднимают авторы! Например, Торопцев Владимир пишет: «…не волнуйтесь, мама, у меня нет левой ноги выше колена, а остальные мои раны уже зажили… Если придётся нашему Лёне идти на фронт, то пусть врага не щадит и сам пусть врагу не попадается, ибо враг мучит, палками бьёт и работай на врага день и ночь. А не хочешь работать – 25 резин по спине…». Письма военнопленных, с которыми мы работаем, написаны из финских, румынских, итальянских, венгерских концлагерей. Из немецких – ни одного. Не разрешали гитлеровцы представителям Красного Креста посещать советских военнопленных.

Мы уже выработали свою методику рассылки писем. Подписываем конверты: «1. родственникам Ф.И.О. или 2. начальнику почтового отделения». Кто еще может нам помочь найти родных (если адрес неточный), кроме почтальона. Один из них (оставшийся неизвестным для нас) прислал в техникум вырезку большой статьи в газете «Причебоксарье», на фото среди заснеженного двора он вручает письмо сыну военнопленного и подпись: «за восемь лет работы на почте мне впервые выпала почётная миссия доставить адресату письмо времён Великой Отечественной войны!». И почтальоны не только ищут родных, но и пишут нам «отчеты». Например, начальник почты г. Горячий Ключ Юлия. Она нашла младшую сестру Горбунова Ивана Васильевича, которой 70 лет назад было адресовано письмо, и именно она получала извещение о брате, как о пропавшем без вести. Почтальон Юля прислала нам довоенную фотографию, рассказала о большой семье Горбуновых, которые специально собрались все, от мала до велика, в доме Варвары Васильевны, чтобы всеми прочитать наше письмо. Мы были очень взволнованы рассказом Юлии о правнуках, которые слушали рассказы старших о своем прадеде. Что мы могли им еще написать? По документам их прадед не был дезертиром, не переходил добровольно на сторону врага. И мы нашли по номеру воинской части, где он воевал. В Горячий Ключ мы отправили еще одно письмо: «…387-й сп, где служил Горбунов Иван, вместе с другими советскими воинскими частями, одержали одну из первых масштабных побед на советско-германском фронте. В борьбе за Донбасс и Ростов наши войска сорвали план германского командования по окружению войск Южного фронта и развитию дальнейшего немецкого наступления на Кавказ. Перешедшие в контрнаступление советские войска нанесли серьезное поражение немецкой группе армий «Юг» и отбросили ее соединения от Ростова к р. Миус. Положение на южном фланге советско-германского фронта в конце 1941 г.  стабилизировалось. Горбунов Иван был в числе тех, кто выполнил приказ: «Остановить танки!». …А в вашей семье есть теперь бесценный документ – письмо, написанное Горбуновым Иваном, рядовым 387 сп 15 гв. сд, который в самый страшный год – 1941 – сражался и остановил немцев под Ростовом и Донецком… Храните память о нем. Он этого достоин». В семье Горбуновых много детей, которые учатся в школе, они теперь смогут не только рассказывать о своем прадеде, но и делать это с гордостью.

Очень трогательное письмо-благодарность мы получили от семьи Арутюнян. Они рассказали, что вместе с Кареком Карапетовичем Арутюнян ушли на фронт все их мальчики (с 1916 по 1924 г.р.) – Айказ, Бюзанд, Сенекерим, Амаяк, Мампре и приемный сын Петр. И все пропали без вести! Эта армянская семья потеряла семерых детей! Как страшно было их родным получать, идущие друг за другом, написанные казенным языком «Извещения №…»! Мы решили, что самым лучшим сопереживанием с нашей стороны будет – установить воинскую судьбу братьев Арутюнян. И у нас получилось! В село Верхний Юрт ушло еще одно письмо, в котором мы рассказываем о «смелом и решительном» (так в характеристике, написанной командиром воинской части) Айказе, моряке Северного флота, убитом в бою в 1943 г.; Амаяке, командире танковой роты, погибшем в 1941 г.; красноармейцах Мампре и Бюзанде. Теперь внуки и правнуки, которые носят их имена, будут знать пусть небольшую часть военной истории своих предков.

Иногда к поиску подключаются ветераны. Так, из села Тишанка Белгородской области нам ответил Павленко Владимир Иванович, ветеран, краевед. Он выслал копию хозяйственной книги семьи Щупко Тимофея Ефимовича, фотографию воинского мемориала в селе Тишанка, где есть его имя, и рассказал, что на борьбу с гитлеровцами было призвано 1500 земляков. «525 из них не вернулись домой… Это значит, что каждые три дня войны в двух семьях слышался плач вдов и членов их семей – они получили «похоронки»… Если можно было бы поставить всех наших погибших односельчан в одну колонну, то она протянулась бы на расстояние свыше 550 метров!.. И наконец, если бы свершилось чудо и все убиенные воскресли, то они заняли бы все помещения Тишанского Дома культуры и Свято-Никольского храма!». Потомки Тимофея Ефимовича сейчас живут в Москве, им краевед и переслал письмо из плена. А у нас завязалась переписка с Павленко Владимиром Ивановичем, по истории Волоконовского района.

Часто к поиску адресатов подключаются школы, местные музеи, поселковые администрации, простые односельчане. Они узнают адреса выбывших родственников, проводят генеалогические исследования, ищут дальнюю родню по соседним селам. Но, иногда письма возвращаются с пометками «по этому адресу теперь располагается военный госпиталь», «адресат выбыл», «отсутствует точный адрес»… И таких уже примерно 10%. Но мы этих «возвращенцев» пересылаем в местные школы учителям истории с просьбой помочь в краеведческом поиске…

Очень много можно рассказать о нашей работе. О том, какие происходят удивительные истории с поиском родственников, о том, как мы находим и отсылаем родным фото концлагерей (там, где они превращены в музеи), рисунки других пленных, их дневники. Чтобы родные, которые задают нам вопросы, могли прочитать и увидеть сами, свидетелями каких событий были их отцы и деды.

И нам много предстоит сделать – еще остались сотни писем, за которыми стоят людские судьбы. Почтальон приносит нам ответы со словами благодарности и новые вопросы от родственников.

Такая практическая работа с архивными документами (письмами) самой бесправной категории населения времён Второй мировой войны – советских военнопленных, позволяет нашим студентам узнать малоизвестные страницы истории, многому научиться. Члены исторического кружка «Голос Прошлого» учатся искать информацию в архивах, библиотеке, писать запросы, анализировать исторические источники, карты, задавать вопросы Истории, даже просто писать письма! Учатся быть настойчивыми, добрыми, неравнодушными. Учатся переписывать страшную строку в человеческой судьбе – «пропал без вести».

Прошло уже 70 лет, как письма попали в архив. И ведь действительно: «Если не мы отправим эти весточки адресатам то, кто же?!».

В заключение в батальоне пехотном 800 человек, и найденных писем у нас примерно столько же. Очень внимательно проверяем всю информацию из архивов, тщательно идентифицируем документы и авторов писем, велика ответственность за каждого. Уже удалось проследить по документам судьбу около 62% человек. Примерно, 18% бежали из плена и воевали в партизанских отрядах (например: во Франции или вместе с союзниками. И мы рады, что из тех, кто написал эти письма, не было перешедших добровольно на сторону врага, и никто не сотрудничал с врагом.

Только один человек.

Теодор Адорно как-то сказал, что «после Освенцима невозможно писать стихи». В стихотворении Игоря Гора «Военнопленные» мы прочитали:

…И стоим, повернув почерневшие лбы

На желанный до одури Север.

Мы – издержки военной борьбы.

Но наш плен – это чей-то манёвр!

Мы вернёмся, придёт ещё срок,

Поимённо как прежде когда-то…

Только день этих дат так далёк

И сердца наши бьются набатом…

И мы возвращаем этих солдат домой.

Каждого.

Нет больше без вести пропавших…

 

Количество писем – 843.

Начало работы – октябрь 2010 г.

Уже отправлено – 474 письма. 

География переписки – 59 субъектов РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Узбекистан.

Удалось проследить по архивным документам судьбу ~ 68% человек.

«Чтобы правду на солнце вынесть,

Тут нужны, почитай, года…

Но свершается справедливость –

Лучше – позже, чем никогда!»

Мы мечтаем встретиться со всеми родственниками военнопленных, журналистами, главами сельских поселений, руководителями местных музеев, председателями советов ветеранов, которые откликнулись на наши письма. Много вопросов хочется обсудить, родственники хотят услышать истории других военнопленных, чтобы уточнить судьбу своих родных…

И лучшей площадкой для такой встречи считаем передачу «Жди меня», ведь мы выполняем одинаковые функции. Но на наши многочисленные письма в адрес этой передачи (и в электронном виде в том числе) мы так и не получили ответ. Мы не оставляем надежды быть услышанными. Может быть, участие в данном конкурсе поможет в год 75-летия Победы связаться с авторами передачи «Жди меня».

Сейчас начали переводить найденные письма из плена в формат WORD. Пишем тексты-пояснения. Оформляем истории отдельных контактов, переписки. Готовим не просто публикацию писем, но и рассказ обо всей нашей работе.

Итак, подведём итоги. Люди изучают историю, чтобы избежать ошибок прошлого. Чтобы осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Чтобы выработать такие качества, как ответственность и честность, долг, преданность, любовь к Родине. Ведь любовь к Родине не заложена в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Это удивительно сильное чувство всегда конкретно, направлено на реальные объекты (родной дом, населенный пункт, страну), доставшиеся нам от предков. Деятельная, практическая сторона истории является определяющей. И вот уже 10 лет в нашем техникуме студенты не просто приобретают новые знания и умения, они восстанавливают историческую справедливость, вводят в научный оборот новые исторические документы, вовлекают в изучение прошлого огромное количество людей в России и в странах ближнего зарубежья. Наша работа с письмами военнопленных позволяет преобразовать чувственное начало любви к Родине в конкретные для Отечества и общества дела и поступки. Ничего не бывает случайным и как бы ни сложилась судьба наших студентов в дальнейшем, они будут гордиться нашей историей, любить Родину, свой техникум, помнить о цене, которую заплатил наш народ за Победу.

И, конечно, будут помнить работу с письмами из плена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ОБД Мемориал [Электронный ресурс] // Обобщенный банк данных «Мемориал». – Режим доступа: https://obd-memorial.ru/html /

2. Солдат.Ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.soldat.ru/

3. Форум поисковых движений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://forum.patriotcenter.ru/

4. Почта России, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pochta.ru/

5. Почта Украины, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ukrposhta.ua/ru

6. Почта Казахстана, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://post.kz/

7. Почта Узбекистана, официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pochta.uz

8. Википедия [Электронный ресурс] // Административное деление СССР на 1 января 1941 года. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/  Административное_деление_СССР_на_1_января_1941_года

9. Википедия [Электронный ресурс] // Административное деление СССР на 1 января 1946 года. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/  Административное_деление_СССР_на_1_января_1946_года