Главные вкладки
2020
«Время Секонд Хэнд» – спектакль о времени, о нас и нашей стране
Спектакль «Время Секонд Хэнд» Омского театра драмы, показанный воронежской публике в рамках Платоновского фестиваля искусств, – это постановка о всех нас. О наших надеждах и стремлениях, мечтах, которые разбиваются о суровую реальность. Для одних это – слезы и переживания, для других – глубокие раздумья о том, что случилось и что случится ещё.
Советское воспитание – это воспитание героев, воспитание тех, кто должен жертвовать всем ради других и страны, в которой живет. Всегда ли человек готов на это?
Воспитанные в романтическом духе великого служения молодые люди попадают в армию, где над ними издеваются старослужащие. Возвращаясь домой, проклинают и армию, которая должна была сделать из них настоящих защитников Родины, и общество, допустившее то, что происходило там.
Дочь репрессированной женщины, воспитываемая лагерем, где сначала жила со своей матерью, потом оказывается детдоме. Увидев мать только в подростковом возрасте в ссылке, куда обе были отправлены, очень быстро она вновь теряет ее, уже навсегда. Мать умирает, и ребенок снова оказывается один на один с системой, которая отобрала у нее всё.
Молодой офицер собирается жениться на внучке почетного ветерана, которому дети приносят 9 Мая цветы, а тот выступает в школах, рассказывая про свой боевой путь. Однажды, приняв изрядную долю алкоголя, прославленный герой вдруг разразился бранью в адрес тех, кто желает перемен в стране, и поведал неприглядную правду о своей жизни: о том, как был палачом НКВД и расстреливал по плану ежедневно в подвале людей.
Вот они долгожданные перемены. Август 1991 года, райкомы и обкомы опустели. В них остались только сотрудники, ожидающие указаний сверху, но так их и не дождавшиеся. Бывшие члены партии массово пишут заявления о выходе, а кто-то молча по ночам выкидывает свои партбилеты под дверь партийных организаций. Дворники каждое утро собираюь эти билеты и приносят их партийным функционерам. 15 000 000 членов партии, исчезнувшие в один миг, как только изменилась обстановка в стране. Со сцены звучат вопросы: «Где эти воспитанные партией герои?», «Куда делись те, кто ещё вчера клялся в преданности идеям коммунизма?». Никого нет. Все встраиваются в новую экономическую модель. Советская символика стала объектом продажи иностранным туристам, вместе с красными знаменами и значками на продажу уходят и боевые награды ветеранов. Бывшие пионеры торгуют в подземных переходах, а офицеры работают по ночам грузчиками и увольняются из армии, чтобы заниматься коммерцией. Всё изменилось. Для кого-то это открыло возможности, они стали жить так, как всегда хотели – для себя. Для многих же это стало трагедией: страна, которой они гордились, и которая их воспитала, рассыпалась. На её месте появились ларьки, магазины и ничем не ограниченная свобода.
Дочь репрессированных родителей приезжает в то место, где она воспитывалась, в бывший лагерь, чтобы вспомнить родные места. Обходит дома, узнает знакомые с детства пейзажи и в финале встречает свою бывшую воспитательницу. Разговор с ней о пустяках и отъезд домой с единственным вопросом: «Зачем была нужна эта поездка?».
От 1991 года мост повествования перекидывается в наши дни, где схожие проблемы и схожие желания перемен.
Документальный спектакль «Время Секонд Хэнд» поставлен по повести Светланы Алексиевич. Режиссер – Дмитрий Егоров. Спектакль – номинант на театральную Премию «Золотая маска» в пяти номинациях. Показан зрителю X Платоновского фестиваля искусств в рамках совместного проекта с Премией «Золотая маска».
Текст – Владислав Ходаковский, фото – Андрей Парфенов