Главные вкладки
2020
Первый вебинар Школы культурного волонтёрства 2.0 посвятили профессии экскурсовода
28 марта состоялся первый бесплатный вебинар Школы культурного волонтёрства 2.0 на тему: «Быть или не быть экскурсоводом?». В качестве спикера выступила Евгения Евгеньевна Горлова – заместитель начальника управления по интернет-ресурсам ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, экскурсовод, создатель проекта «Воронеж Экскурсионный – Турист-36» и авторского сайта о путешествиях www.gorvrn.ru.
Вебинар начался с разбора основных понятий. Экскурсионную сферу в нашей стране регулирует Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ. И если с точки зрения закона термины гид и экскурсовод равнозначны, то в массовом сознании людей все еще сохраняются нюансы смыслов, заложенные ранее. Так, экскурсоводом обычно называют специалиста, ведущего экскурсию в рамках какой-то одной достопримечательности или, например, музея. При этом он должен очень глубоко знать предмет своего рассказа. В то время как от гида ожидается максимально широкий спектр познаний, хотя и более поверхностный.
Итак, экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
Как ни странно, само понятие экскурсии в законе не раскрывается. Трактовка этого слова претерпела значительные эволюционные изменения за последние столетия. Так, в начале XIX века экскурсией называли обычную прогулку и даже выход на природу для собирания трав. Но уже к концу столетия она превратилась в посещение достопримечательных чем-то объектов.
На вебинаре спикер предложила придерживаться определения известного эксперта экскурсионного дела Б. В. Емельянова, согласно которому экскурсия – это наглядный процесс познания окружающего нас мира. Особенность его состоит в том, что он связан с заранее подобранными объектами, которые служат основанием для раскрытия той или иной темы. В то же время любая обзорная или тематическая экскурсия – это целенаправленный, заранее запрограммированный процесс. Организаторы экскурсии задолго до ее начала имеют четкое представление о том, что участник должен будет увидеть, услышать и ощутить, к каким выводам он должен прийти в результате участия в мероприятии.
Именно системность экскурсии должен обеспечить гид, чтобы не скатиться до т. н. «гидизма» – беглого бессистемного осмотра достопримечательностей.
Далее последовал увлекательный рассказ о зарождении и развитии экскурсионного дела в нашей стране и в мире в целом. Не последнюю роль сыграл в этом первый император России. Петр I и сам любил бывать в разных странах, и посылал туда своих людей с напутствием: «Смотреть! Видеть! Записывать!». Очень любил царь и сам проводить экскурсии для иностранцев-путешественников.
В XVIII веке поездки заграницу становятся важным мероприятием для светского общества, среди молодежи становятся модными довольно длительные гран-туры в Европу – чтобы получить не только полезные профессиональные знания, но и расширить свой кругозор, вырваться из рутины. С середины XIX века наравне с торговыми, образовательными, оздоровительными, познавательными и миссионерскими поездками, начинает развиваться активный туризм. Появляются общества и кружки (горные клубы, клубы велосипедистов-туристов), которые становятся двигателем развития всей туристической индустрии.
Официальной датой рождения массового туризма считается 5 июля 1841 года, когда английский миссионер Томас Кук организовал первую в мире групповую туристическую поездку. Именно о нем С. Маршак писал в своем стихотворении «Мистер-Твистер»:
Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир —
Остров Таити, Париж и Памир, —
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту,
Или прикажет подать самолет,
Или верблюда за вами пришлет,
Даст он вам комнату в лучшем отеле,
Теплую ванну и завтрак в постели.
Горы и недра, север и юг,
Пальмы и кедры покажет вам Кук.
Основавший первое в истории туристическое агентство «Thomas Cook Group» господин Кук изобрел многое, что до сих пор используется в сфере туризма, в том числе систему «все включено»: проезд, проживание и питание.
После занимательного экскурса в историю Евгения Горлова перешла непосредственно к содержанию работы современного экскурсовода. Она рассказала об особенностях проведения экскурсий для разных типов групп, а также поведала о необходимых навыках, используемых ресурсах, лайфхаках и часто встречающихся ошибках начинающих экскурсоводов:
- Интернет – плохой источник информации. Лучше предпочесть данные, полученные лично вами в архивах, музеях, библиотеках, в разговорах с участниками событий.
- Портфель экскурсовода (комплект наглядных пособий) – ваш главный помощник. Используйте его по-максимуму: фото, рисунки, видео, аудиофрагменты.
- Заготовьте фразы, которые помогут вам в сложных ситуациях: излишний скепсис экскурсанта или вопрос, на который вы не знаете ответа.
- Периодически обращайтесь лично к вашим экскурсантам – загадывайте загадки, давайте группе возможность пообщаться, задать вопросы.
- Старайтесь уделить внимание каждому участнику вашей экскурсии.
- Берегите голос, лучше использовать портативный усилитель голоса. При выборе обратите внимание на мощность батареи и возможность подключить флешку.
- Запланируйте время и место для фотопауз.
- Соблюдайте разумный баланс между показом и рассказом в ходе экскурсии.
- Если во время экскурсии с иностранными туристами предусмотрен последовательный перевод, говорите короткими простыми фразами и пересмотрите тайминг.
- Классическое время проведения экскурсии – 2 часа. После этого обычно нужен перерыв.
- Если вы проводите индивидуальную обзорную экскурсию, поинтересуйтесь предварительно, чем увлекаются ваши экскурсанты, так вы сможете построить маршрут с учетом их интересов.
- Воспринимайте ваших экскурсантов как своих далеких родственников, как дорогих гостей.
- Чтобы все прошло гладко и по графику, вы должны быть уверенным руководителем вашей группы.
- Гибкость и возможность быстро сориентироваться – важнейшее качество экскурсовода. Погода, пробки и сотни других причин могут внести коррективы в заранее разработанный вами план.
- Будьте готовы ответить на вопросы гостей города, не связанные непосредственной с темой экскурсии – где купить сувениры, где ближайший банкомат или как добраться куда-либо на общественном транспорте.
Проект «Школа культурного волонтёрства 2.0» является победителем VIII Конкурса премий Молодежного правительства Воронежской области. Мероприятия образовательной программы проходят в рамках проекта «Культурное волонтёрство 2.0», целью которого является формирование сообщества волонтёров культуры в Воронежской области. Организатором Школы выступает ВРКПОО «Наша история» и Социологическая лаборатория ВГТУ при поддержке ВРОО «Гражданское собрание «ЛИДЕР».
Текст – Елена Цапович