Главные вкладки

4 февраля
2020

Никитинский объявил программу театрального фестиваля «ЦЕНТР»

фестиваль независимых театров программа

С 27 апреля по 3 мая 2020 года в Воронеже пройдет третий фестиваль «ЦЕНТР», который соберет независимые театры России, Эстонии и Казахстана. Показы спектаклей пройдут на сцене Никитинского театра, Театра драмы им. А. Кольцова и Камерного театра. 

«Фестиваль «Центр» был создан Никитинским театром два года назад. Он задумывался как площадка, где независимые театры могут показать себя, поучаствовать в каком-то важном театральном процессе. Это желание создать большую точку на театральной карте, которая собирает независимые театральные силы. И вторая наша цель  познакомить город с таким явлением, как негосударственный театр. Не все до конца понимают, что это такое. Не надо путать любительский театр и негосударственный. Независимые театры отличаются качеством и смелостью художественного высказывания. Это те театры, которые осмеливаются на какой-то поиск, пробы, попытки освоить что-то новое, что в итоге становится мейнстримом и со временем проникает в большие государственные театры», рассказал художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев.  

Билеты поступят в продажу в феврале.

ПРОГРАММА

27 апреля  
Один театр (г. Краснодар) «Я умер от варенья» (режиссер Дмитрий Егоров)  
По произведениям Олега Григорьева. На основной сцене Камерного театра.  

Жизнь – дело прозаичное, но даже прозу жизни можно выразить в поэтической форме. 
Родился ребёнок – 
Горласт и тонок! 
Из яйца, 
От трения матери и отца. 

Каждый из нас в этой жизни проходит определённый путь – рождение, дом, улица, школа, первая любовь, работа, женитьба, общение с государством, старость, смерть. А что, если попробовать рассмотреть этот путь – это жизнь, это выживание, или это житуха по Григорьеву? 

Цель жизни – умереть, не страдая. 
Формула очень ёмкая 
И в то же время простая.

28 апреля 
ИЮЛЬАНСАМБЛЬ (г. Москва) «По-Чехову. Три сестры» (режиссер Виктор Рыжаков)  
На основной сцене Театра драмы им. А. Кольцова. 

Тот случай, когда современный, актуальный театр ищет опору в прошлом.  Еще во время учебы в Школе-студии ученики худрука ЦИМа Виктора Рыжакова, теперь театр «Июльансамбль», начали готовить спектакль «Три сестры». И вот на самой экспериментальной московской площадке появится русская классика. 

Важнейшая задача – возрождение студийных мхатовских традиций и актерско-режиссерской преемственности. Впервые пьеса «Три сестры» появилась на сцене МХТ в 1901 году, затем Немирович-Данченко возродил спектакль в 1940 году. Проект Виктора Рыжакова – реплика спектакля Немировича, но уже в XXI веке. И играть спектакль будут выпускники той же школы – Школы-студии МХАТ. Это выпуск 2016 года, который  фактически является девятой студией МХТ (1-я – студия Станиславского, 3-я – студия Вахтангова, «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, 8-я – студия Брусникина и т.д.). 

29 апреля  
Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и его проект творческая лаборатория «Угол» (г. Казань). «147» (режиссеры Ксения Шачнева и Дарья Андреева)  
На сцене Никитинского театра. 

Как меняются отношения в новом, уже изменившемся мире?  
История из книги «147 свиданий» обретает новое прочтение в спектакле. Художник Ксения Шачнева выступает в качестве режиссёра: смешивает настоящий и виртуальный мир, и даёт нам всем возможность не перечитать, а прожить книгу вместе с её реальными героями.  

30 апреля  
Проект «Квартира» при поддержке фонда поддержки социальных и культурных проектов «Альма Матер» (г. Санкт-Петербург) «Фабрика историй»  
На сцене Никитинского театра. 

Семейный спектакль-сторителлинг, в котором реальность переплетается с вымыслом. Профессиональные актёры и актёры с аутизмом и другими ментальными особенностями (студенты и выпускники Центра «Антон тут рядом») вместе сочинили истории, где знакомые с детства герои оказываются в бытовых ситуациях. Сказкой становится всё что угодно: и поход в магазин за пельменями, и история любви русалочки и принца в Хабаровске. Музыкальную канву спектакля создают не только привычные музыкальные инструменты, но и самые обычные предметы: стеклянные бутылки, вилки, будильники. 

Спектакль создан Фондом Alma Mater в партнерстве с Центром «Антон тут рядом» и совместно с французским антропологом и сказочницей Элен Малле. Художественный̆ руководитель: Борис Павлович. 

1 мая 
Театр ARTиШОк (Казахстан, г. Алма-Ата) «Что вы делали вчера вечером?» (режиссер Семен Александровский)  
На малой сцене Камерного театра.

На входе в зал зрители получают радиогид и наушники и погружаются в текст пьесы драматурга Дмитрия Данилова (тоже лауреата «Золотой маски»). 30 персонажей – это голоса 30 лучших алматинских артистов, которые специально для театрального уикенда примут участие в записи аудиоверсии. Для работы над звуком и музыкальным ландшафтом Семен пригласил казахстанского художника и композитора Дарью Спивакову. 
 
«Что вы делали вчера вечером?» — это пародия на вербатим, где интервьюер задает случайным людям на улице один и тот же вопрос и встречает самую разнообразную реакцию прохожих. Это прекрасный опыт театральной социологии, когда нет и не может быть единого хода истории. Кто-то охраняет свою территорию, кто-то испытывает потребность в общении. Ответы на вопрос выявляют тайну вечернего времени человека, в котором никто никому ничем не обязан. Вечер – интимная зона, то, что нужно прожить для себя. В пьесе много юмора, и медленно-медленно мы замечаем, как позиция вопрошающего начинает меняться, и вербатим переходит в наступление. 

1 мая 
Никитинский театр (г. Воронеж) «Тайные виды на гору Фудзи» (режиссер Иван Комаров) 
Пятую премьеру сезона 2019-2020 Никитинский театр представит на фестивале. На сцене Никитинского театра.  

Иван Комаров — режиссер. Окончил Театральный институт им. Бориса Щукина («режиссура драматического театра» мастерская Ю.Н. Погребничко, 2016) и магистратуру Школы-студии МХАТ и Центра им. Вс. Мейерхольда в качестве вольного слушателя («режиссура современного театра» мастерская Виктора Рыжакова). Последние работы выпустил в театрах Практика, ЦИМ им. Мейерхольда, Июльансамбле и других.  

2 мая  
Мастерская Крикливого и Панькова lab4dram (г. Новосибирск) «Коромысли» (режиссер Полина Кардымон) 
На сцене Никитинского театра. 
Для тех, кто всегда думал, что фольклор – это современно, но стеснялся в этом признаться. 

Что такое традиционные русские песни сегодня? Можно ли серьезно воспринимать их в XXI веке? Что мешает нам наслаждаться их звучанием?  
 
Когда мы говорим о русской культуре, то сразу представляем балалайку, матрешку, цветастые платки, медведей, водку, как без неё. Эти стереотипы, на самом деле, не имеют отношения к русскому фольклору. Нашим предки воспринимали народную культуру по-другому, и мы сегодня очень далеки от этих представлений. Мы не помним нашего прошлого, поэтому все время сталкиваемся с проблемой идентичности, и не можем ответить на вопросы: кто мы? где наши корни? чем мы отличаемся от других?  
 
В аудиальном перформансе Полины Кардымон на три голоса разложены фольклорные песни. Колыбельные, свадебные, погребальные — мы понимаем слова, но не узнаем их звучания, они для нас чужие, незнакомые. Исполнители пытаются декодировать смыслы, впустить народную культуру в сегодняшний день, и мы открываем ее для себя заново. Традиции не стали пережитком, и театр, где происходит живое общение между человеком (артистом) и человеком (зрителем), способен развернуть их к современности. 

2 мая  
Театр R.A.A.A.M. (Эстония, г. Таллин) «Моя эстонская бабушка» (режиссер Юлия Ауг)  
На сцене Никитинского театра. 

Спектакль в постановке Юлии Ауг — это в первую очередь спектакль о самоидентификации, об отношении к себе лично. О том, как человек пытается получить ответ на вопрос «Кто я?». Это спектакль о том, как человек теряет и обретает Родину. 

На протяжении 7 лет с 2010 года по 2017 год режиссёр постановщик спектакля «Моя эстонская бабушка» вела судебные процессы, чтобы сохранить эстонское гражданство. Гражданство, которое у неё было, как она всегда считала, по праву рождения, потому что ее дедушка Оскар Ауг и бабушка Ксения Клеттенберг были гражданами Первой Эстонской Республики. 

Несколько раз суды признавали право Юлии на гражданство и ей возвращали паспорт. Огромное количество пыльных бумаг, выцветших справок, сухих протоколов, были подняты из небытия, бумаг, в шелесте которых скрываются многие человеческие жизни. Как чудеса из шкатулки, появляются хорошо сохранившиеся редкие фотографии. Таким образом, пересматривая эти документы и фото, у Юлии случился внутренний диалог со своей бабушкой. С той бабушкой, на которую, по словам отца, так похожа Юлия. Бабушка умерла, когда Юле было 8 лет. Однако она успела научить внучку многому. Всю свою жизнь, с детского сада, Юлия общалась со своей бабушкой и видела перед собой ее лицо. Именно с этого диалога, случая, фото, пробудивших воспоминания, мифов, сухих архивных документов, заметок неразборчивым почерков, оставленных по краям, воспоминаний у Юлии появилось желание рассказать о жизни одного человека, который любит, мечтает, живет… рассказать об этом человеке, как свидетель. Бабушка Юлии Ауг – это прочная нить, которая связывает Юлию с домом, с Эстонией. 

Спектакль идет на русском языке. 

3 мая  
Спецпроект фестиваля. Фотостудия Владимира Годника + Никитинский театр + киносценарий «Бойцовский клуб» 
Режиссер Петр Чижов (Санкт-Петербург). В спектакле занят Борис Алексеев.  

Фотостудия превратится в кинопавильон, где будет разворачиваться действие «Бойцовского клуба».