Воронежский драматический театр в начале XX века.
Здесь представлена работа в номинации "История моей малой родины" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Анна Палий (г. Воронеж), научный руководитель - Мокшин Геннадий Николаевич. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie
ВВЕДЕНИЕ
Воронеж начала XX века – пример стремительно развивающегося провинциального города. Успешно работают начальные и средние образовательные учреждения, духовная семинария, губернская гимназия, женское и реальное училища. В 1912 году в городе открывается первое высшее учебное заведение – Воронежский сельскохозяйственный институт.
К концу позапрошлого века число лиц с высшим образованием в Воронеже составляло почти 500 человек, а со средним – более 3000 человек. Более двух тысяч представителей свободных профессий, педагогов, священнослужителей проживало в городе в начале XX века.
В городе проживало порядка ста тысяч человек. Каков был их досуг? В Воронеже уже работали библиотека, музей; всегда была возможность остаться дома и послушать пение под фортепиано или сыграть в преферанс; по выходным можно было совершить прогулки по городским садам и рощам или взять на прокат лодку. Летом на территории центральных садов располагались летние театры. С 1910 года начинается строительство первого электротеатра. На этом список можно окончить. Среди всех описанных выше возможностей провести время в городе городской театр занимал особенное место. Вот уже пять поколений воронежцев имеют возможность наслаждаться трудом слуг Мельпомены. Выходы в театр всей семьей давно стали традицией в городе. Но замечательно еще и то, что с конца XIX века театр становится все более демократичным (цены на билеты снижают иногда даже искусственно). Всего несколько рядов в зрительном зале отделяют потомственного дворянина от простого горожанина.
Стоит сказать, что еще во второй половине XIX века театр перестал выполнять лишь развлекательную функцию. Новые тенденции, возникшие в литературе и сценическом искусстве, появившись вначале на столичных сценах, быстро распространились по российской провинции. За время с 1895 по 1917 год провинциальный театр претерпел большие изменения. В его жизни отчетливо различаются два периода, границей которых являются 1907 – 1908 годы. Первый период отмечен общественно-политической активностью театра. В художественном отношении это — время победы зрелого реализма над натуралистическими вкусами. Происходит рост театральных городов, который, как подчеркивала печать, был в целом для России проявлением процесса децентрализации.
Цель работы – анализ театрального репертуара и игры актеров Воронежского театра драмы начала XX века в контексте всероссийских театральных тенденций.
Историография. Список исследовательских работ, посвященных театру начала XX века в России и в провинции, достаточно обширен. К изучению российского провинциального театра исследователи обращались не раз.
Фундаментальные сведения о театральной жизни указанного периода содержатся в учебниках по истории театра С. С. Данилова[1], А. А. Белкина[2] и Е. Г. Холодова[3]. В своих трудах ученые рассматривают путь, пройденный русской драматической литературой и русским сценическим искусством с отдаленного времени их самобытного зарождения до 1917 года. В названных работах содержится также подробное описание жизни и творческого пути русских драматургов, характеристики их работ, критические статьи и пр.
В советский период значительно увеличивается количество работ, посвящённых конкретно провинциальному театру. Это работа уже названного исследователя С. С. Данилова («Русский провинциальный театр»), которая давала подробную характеристику структуре и истории театров в глубинке. Чрезвычайно полезной для данного исследования явилась монография И. Ф. Петровской - известного историка русской культуры XVIII-начала XX века, исследователя театральной и музыкальной жизни России – «Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра». Работа помогает разобраться в процессе выборки источников и литературы по указанной цели.
Во второй половине XX века изучение истории Воронежского театра драмы приобрело гораздо больший масштаб. Восстановившись после войны, театр стал необходимым элементом жизни горожан. Исследованием жизни театра занялся советский и российский театральный и литературный критик, историк театра Зиновий Яковлевич Анчиполовский. Труды этого ученого, выпущенные для широкого круга читателей, внесли неоценимый вклад в распространение и популяризацию истории, как городского театра, так и всей воронежской жизни. Настольными книгами для данной работы являлись такие труды Зиновия Яковлевича, как «Вчера и сегодня Кольцовской сцены», «Старый театр: Воронеж, 1787-1917». Кроме того, для данной работы актуальным являлся труд Зиновия Яковлевича «Времена Максима Горького: судьба драматургии писателя в провинциальных городах России начала ХХ века».
Работы воронежских исследователей XX и XXI веков также представлены в настоящей курсовой работе. Для восстановления последовательности событий в хронологическом порядке был использован труд воронежского историка и шахматиста В. П. Загоровского[4]. В настоящий момент исследованием истории Воронежского театра драмы занимается Н. Н. Тимофеев, завлит театра.
В целом, литература по данной тематике представлена достаточно полно. Постановки Воронежского театра драмы так или иначе фигурировали как в работах искусствоведов и журналистов XIX столетия, так и в трудах советских и российских исследователей, что позволяет изучить эту проблему более полно и достоверно.
Источники. Источники, использованные в курсовой работе можно подразделить на несколько типов: письма и воспоминания; художественно-изобразительный материал; газетные и журнальные рецензии.
В данной работе основным источником информации являлись статьи воронежских авторов, ведущих театральные колонки в таких газетах как «Воронежский телеграф»[5] (редакторство В. И. Исаева. Выходила три раза в неделю) и «Воронежский день»[6] (редактор – В. А. Зуев. Выходила ежедневно). Приблизительно в каждом втором номере представленных газет была опубликована информация о прошедших театральных событиях. Кроме того, некоторые воронежцы являлись журналистами центральных театральных журналов. Местные корреспонденты таких изданий обращали серьезное внимание на провинциальную сцену и поставляли не только хронику, но и критические обзоры. Они отмечали все заметное в общественном и художественном смысле. Совершенно новым, до той поры неизвестным читателю массовым изданием стал журнал А.Р. Кугеля «Театр и искусство», вышедший в 1897 г. в Петербурге. Журнал очень быстро завоевал популярность и особенно в актерской среде. Наш город в разное время представляли рецензенты Владимиров, Златогорский и Балаховский[7], писавшие для этого журнала. В первые годы в «Театре и искусстве», как в любом еженедельнике существовал отдел беллетристики, затем перешедший в отдел «Приложения». В качестве приложения журнал ежегодно издавал пьесы текущего репертуара. Подобная своевременна публикация театральных новинок всегда была к месту в провинции. В одном из больших отделов журнала - «Хроника» отражалась жизнь театральной провинции.
Кроме того, каждый номер «Театра и искусства» сопровождался большим числом иллюстраций и фотографий. Среди массовых фото иногда можно найти актеров, в разное время выступавших на воронежской сцене. Результаты поисков представлены в Приложении к данной работе.
Информацию о закулисной жизни труппы можно подчеркнуть из писем и статей, отправленных в редакцию журнала Кугеля. К Александру Рафаиловичу часто обращались за разного рода советами, которые он, как лицо компетентное с удовольствием раздавал. К примеру, в 1902 году в труппе А. А. Линтварева между антрепренером и актером Трубецким возникло недопонимание, которое пытался разрешить редактор петербургского журнала[8]. А в 1917 году в театре и вовсе случилась драка, участник которой – театральный врач из Омска Г. Егоров - писал в журнал[9].
Одним из важных компонентов данной работы являются воспоминания, оставленные законодателями театральной жизни того времени, а именно К. С. Станиславским[10] и А. М. Горьким[11]. Их слова очень красочно характеризуют общественную реакцию на новые театральные тенденции начала прошлого века.
В октябре 1903 года в рамках всероссийского гастрольного тура Воронеж посетила замечательная актриса того времени В. Ф. Комиссаржевская, оставившая несколько строк-воспоминаний о работе в нашем театре[12]. Но, нужно заметить, что для данного периода в процессе исследования было обнаружено достаточно мало воспоминаний жителей Воронежа, которые посещали городской театр. Несколько из них можно найти в работе З. Я. Анчиполовского «Старый театр. Воронеж 1787 – 1917». Также интересны в исследовательском отношении воспоминания, оставленные патриархом русской оперетты, замечательным комиком С. Г. Яроном[13]. Воспоминания изобилуют красочными подробностями о жизни и быте актеров и антрепренеров конца XIX века.
Художественно-изобразительный материал содержит в себе основную информацию о внешнем облике театра, формате его афиш, а также фотографии актеров. Сведения подчерпнуты из работ З. Я. Анчиполовского[14], С. С. Данилова[15], В. Кононова[16] и выпусков журнала «Театр и искусство».
Все указанные выше работы позволяют лучше узнать и понять деятельность воронежского театра и постановки его труппы.
Задачи работы:
1. Рассмотреть изменения и тенденции развития репертуара воронежского театра драмы в начале XX века.
2. Проследить историю воронежской труппы, основываясь на данных воспоминаний и отзывов журналистов. По возможности, найти новый иллюстративный материал.
3. Кратко обозначить особенности гастролей известных российских артистов в Воронеже.
4. Выявить место и роль театра в культурной жизни города.
Работа состоит из двух глав, информация в которых сконцентрирована на: изучении новых театральных тенденций начала XX в.; сравнении спектаклей столицы и Воронежа; поиске информации об известных артистах, посетивших или служивших в нашем городе.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ТЕАТРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Указанный период был не самым простым в истории провинциальных театров. Постоянный отток талантливых артистов в столицы, тяжелые условия, которые диктовали губернаторы, две войны, две революции. Казалось бы, как непрофессиональный театр вообще может существовать в подобных условиях? Сама общественно-историческая обстановка мало способствовала тому, чтобы он успешно осуществлял свое просветительское и эстетическое предназначение[17].
Провинциальные корреспонденты еженедельника «Театр и искусство» поставляли не только хронику, но и критические обзоры. Они отмечали все заметное в общественном и художественном смысле. Но они же писали и о небрежно поставленных и плохо срепетированных спектаклях, о стилевом разнобое, об убогости костюмов и декораций, о торопливом копировании столичных постановок, о погоне за сомнительными новинками. Сообщения корреспондентов говорили о неблагополучии в актерской среде. В ней процветали грубое «каботинство», болезненное самомнение, зависть, интриги. Так ли было. Так ли это было в Воронеже?
Одна из задач данного исследования – восстановление точной последовательности деятельности антрепренеров, снимавших в разное время здание городского театра. В указанный период частая смена театральных дирекций – дело обычное. За семнадцать лет в Воронеже сменилось семь антрепренеров, а уж сколько актерских трупп выступало на сцене Зимнего!
В начале 20 столетия в городе держал антрепризу Андрей Андреевич Линтварев. Он родился в 1861 году в дворянской семье. С юности он увлекался театром - сам не раз выходил на сцену, но затем призвание актера он сменил на труд антрепренера[18].
Стоит отметить что работа постоянной труппы, имевшая свое место в конце XIX века, в указанном периоде фактически сходит на нет. Август-сентябрь перед началом зимнего сезона Андрей Андреевич должен был потратить на поиск и привлечение в свою труппу новых актеров (минимальный оклад дебютантов - 25-30 рублей; известных артистов - около 500 рублей). Собрав труппу, Линтварев столкнулся с достаточно редкой в России проблемой - городская дума под руководством А. Н. Безруоква запретила антрепренеру держать опереточную или фарсовую труппу, а так же давать представления в воскресные дни и перед церковными праздниками в следующем сезоне (это был настоящий скандал)[19]. Линтварев покорно обещал изменить репертуар в следующем сезоне 1900-1901 гг.
Как правило, управы провинциальных городов старались поддерживать театры - сдавали здание по низкой цене (или бесплатно, как, например, тому же Линтвареву в Самаре[20], направляли трудящимся театра всевозможные субсидии. Подобного нельзя сказать о Воронеже. До приезда Линтварева, театральную труппу держал В. П. Никулин, который изрядно платил городу по 5 тысяч ежегодно. Линтварев же предложил думе 8 тысяч рублей в виде арендной платы. И это плата за здание, не ремонтировавшееся уже 15 лет, без электричества, с аварийным состоянием печей и, следовательно, плохой отапливаемостью. На плачевное состояние воронежского театрального здания указывали не только местные газеты - статьи о трудностях ремонта театральных печей[21], но и столичные издания – “Театр и Искусство” (Провинциальная летопись). А. А. Линтавриеву пришлось проводить электричество в здания на свои средства. Городская управа препятствовала даже расклейке афиш спектаклей в неположенных местах[22].
Несмотря на невыгодные условия аренды Андрей Андреевич принимает их и остается воронежским антрепренером пять сезонов, попутно беря в аренду летние театры и сразу сдавая сцены на короткий срок приезжим труппам или артистам. Нужно сказать, что усилия, приложенные Линтавриевым не оставались незамеченными. Местные журналисты отмечали его хороший вкус, умение вести дела, правильную работу с труппой. В рецензиях часто мелькали фамилии Горсокого, Бессменова, Тетерева, Смирновой, актеров, которые не оставляли воронежского зрителя равнодушным. По окончанию сезонов Андрей Андреевич непременно находился "в плюсе" - зимний театр приносил примерно 40 тысяч рублей[23]. По замечаниям современников, Линтварев был человеком правила. К примеру, однажды он предпочел освободить от должности молодого актера Анатолия Трубецкого, просившего у дирекции отпуска, непрописанного в контракте[24]. Петр Струйский в этом плане был гораздо "мягче". Андрей Андреевич Линтварев завершает воронежские сезоны весной 1904 года. На прощальных концертах он выходит на сцену сам (по словам местных критиков, игра его достойна наивысших похвал), а благодарные актеры и горожане вручают ему памятные подарки. После Воронежа Линтварев отправляется работать в Самару.
В следующем театральном сезоне дирекцию театра возглавляет П. П. Струйский, решивший пока не собирать собственную драматическую труппу, а воспользоваться услугами гастролирующих коллективов. И первой Воронеж принимает опереттную труппу Ахматовой. Горожане с удовольствием приобретали билеты на незатейливые представления, но, к сожалению, полученные суммы не всегда доходили до актерского состава. В конце ноября 1904 года театральный оркестр под руководством Генриха Черкасского был вынужден устраивать бенефис, чтобы хоть как-то поправить плачевное материальное положение. Но в промозглый осенний день почти никто из воронежцев (по большому счету предпочитавших оперетту, любому музыкальному концерту) не дошел до театрального здания, и долг оркестру антрепренерши Ахматовой в 585 рублей так и не был погашен[25].
Поэтому с декабря 1904 года по весну 1905 года в Воронеже выступает труппа А. Т. Поляковой из Малого театра. Актерский коллектив дает добротные представления - в кассе идут хорошие сборы. Если 16 актёров антрепренера Поляковой имеют возможность отправить часть заработанных денег в виде пожертвований детскому приюту Русского Т. Общества[26], то можно считать этот коллектив достаточно благосостоятельным.
Весной 1905 года в Зимнем театре гастролирует еще одна труппа Малого театра, на этот раз - антрепренера Н. И. Васильева[27]. За лето Струйский и управляющий театром Кобзарь управляют ремонтом давно обветшавшего здания. В итоге "здание приняло очень изящный вид, особенно внутри. Фойе по образцу Художественного театра увешено портретами знаменитых русских писателей и декорировано тропическими растениями"[28].
Начало осени 1905 года, несмотря на волну революционных событий в стране, в Воронеже протекает достаточно спокойно. Собрав труппу, Струйский уже в конце сентября начинает давать концерты. Первые спектакли идут почти при полном зале и дают очень хорошие сборы. Но 12 октября к всеобщей политической стачке присоединяется и Воронеж - сначала Юго-Восточные железные дороги, потом ряд фабрик, заводов, учебных заведений, а 20-21 октября "революционный циклон приходит и в Воронеж, разразившись страшной бурей " - в городе начинаются еврейские погромы[29].
5 дней театр был закрыт (непозволительно долгий срок для нашего города), а после стал давать незамысловатые пьесы для привлечения зрителей и покрытия расходов. Через некоторое время к постановке был разрешен сильно цензурированный "Вильгельм Телль". 8 ноября в зале собралась толпа учащейся молодежи, которая несколько раз за спектакль прерывала действие на сцене требованием к оркестру сыграть Марсельезу, а после устроила демонстрацию[30]. Само собой, ответственность за произошедшее легла на плечи Струйского, получившего строгий выговор от городской думы. В последствии, оркестру и актерам строго воспрещалось потакать желаниям публики. В первые месяцы работы антрепризе Петра Петровича не очень везло (за первый месяц 5000 рублей убытка) - после спада революционных настроений в городе, особую любовь среди публики приобрел Анатолий Дуров "со своими собачками и крысами"[31], давший Струйскому самый большой сбор.
Говоря об антрепризе П. П. Струйского (1905-1907 гг.), нужно сказать, что она заполнилась воронежцам как приятное, качественное и современное зрелище. Для постановок он выбирал популярные в столице пьесы, старался донести для провинциалов новые драматические идеи, преодолеть разрыв между столицей и Воронежем. Не мог отказаться Петр Петрович и от своеобразного бестселлера 1907 года, а именно постановки "Шерлока Холмса" В. Протопопова, гремевшего по всей провинции и много раз собиравшего полные залы в Воронеже[32]. Среди ведущих артистов труппы Струйского можно отметить Моравскую (жена Петра Петровича), Цветнева, Любина, Петрову, Шмитдта, Кривцова.
Следующий сезон подготовкой театральных представлений для воронежцев занимались К. Е. Олигин и В. И. Семенов, не слишком умело преподнося популярные в столице драматические произведения вкупе со старыми и проверенными оперетками. Снижение арендной платы за театральное здание, произошедшее в годы работы П. П. Струйского, городская дума решила компенсировать тем, что сделала самостоятельными аренд плательщиками театральные гардероб и буфет. Не стоит забывать и о том, что в помещении Зимнего находился обособленный бильярд игроки на котором часто жаловались на шумную театральную публику[33]. Горожанам было ясно, что дирекция Олигина и Семенова не продлится больше года. Уже зимой 1907 года в городскую думу поступает более 11 предложений от различных антрепренеров, желающих снять театральное здание[34]. К сожалению, этот сезон оказался для антрепренеров убыточным - за несколько месяцев они потеряли около 6 тысяч рублей.
В 1908 году в Воронеж возвращается замечательный антрепренер В. И. Никулин, в прошлом подарившей горожанам прекрасные театральные зрелища. Он устраивает сезон 1908-1909 гг. - воронежцы встречают признанного театрального деятеля с подобающим уважением и теплотой. Затем Вениамин Иванович берет годичный перерыв, а его место в театральной зале занимает не очень удачливый антрепренер Миролюбов, заканчивающий свой сезон в долгах (более 10 тысяч рублей!)[35].
После сезона Миролюбова Вениамин Иванович надолго снимает здание городского театра. Семь сезонов труппа Никулина будет радовать искушенных воронежских зрителей.
Все резко изменила начавшаяся Первая мировая война. Она наложила отпечаток на всю театральную жизнь. Репертуар заполнился батально-патриотическими и развлекательными пьесами. Многие горожане были мобилизованы, вскоре поредела и театральная труппа, отравив самых молодых своих коллег в театр военных действий. Воронежцы и жители губернии были обложены налогами, которые к 1916 году переросли даже в налог на театральный билет.
Все свои силы и средства Никулин с товарищами бросили на помощь бойцам, захваченным народам, раненым и сиротам. Часто устраивались благотворительные вечера, а порой разряженные артисты выходили в город, чтобы собрать с населения средства в помощь русским солдатам. За несколько лет декорации обветшали, а костюмы превратились в лохмотья, но театр жил.
В это нелегкое время случались и недопонимая в среде артистов. В 1917 году труппе пришлось попрощаться с ведущей актрисой Е. Г. Кони-Стрелецкой из-за "некорректного поведения последней, заключавшемся в возмутительных отзывах о труппе в газете"[36]. А в том же году на Дне Актера между режиссером Вербаковым и театральным врачом из Омска Г. Егоровым вообще произошла драка[37]. Нужно отметить, что несмотря на разорения и лишения войны театр в городе продолжал действовать и приносить доход. Во многом это была заслуга его антрепренера - В. И. Никулина.
Много раз менял антрепренер Никулин состав своей труппы, но самых ярких артистов замечали воронежские журналисты и вносили их имена в свои рецензии. В те годы горожане особенно любили актеров Орлова-Чужбинина, Петипа, Шорштейна, Муромского, Ипполитова-Андреева, Зотова. Фотографии некоторых из этих артистов можно найти в Приложении.
Воронежские сезоны для Никулина в Зимнем закончились весной 1917 года. После он снимать только летний театр, а основное театральное здание заняла опереточная труппа Е. А. Алези-Вольской. В тяжелейшее для страны время антрепренёрше удалось собирать полную театральную залу (за 50 концертов сбор составил примерно 50 тысяч рублей)[38].
За рассмотренные семнадцать лет здание Зимнего ремонтировалось несколько раз. Небольшая перестройка и косметический ремонт всегда происходили в летний период, когда подмостки переносились в летние театры. Вообще, с начала последней антрепризы Никулина в городской думе (не без участия гласного Шаурова и городского архитектора Замятнина) часто поднимался вопрос о постройке нового театрального здания на три тысячи мест (старое здание вмещало почти 900 зрителей). Война помешала планам театральной комиссии - театр по-прежнему стоит на своем первоначальном месте.
По сравнению со второй половиной XIX века число гастролирующих артистов на воронежской сцене не претерпело особенных изменений. Наш город по-прежнему посещали как рядовые сотрудники столичных театров - Малого (Москва) и Александринского (Санкт-Петербург), так и звезды провинции. Воронежские театралы с восторгом принимали Мамонта Дальского, только что уволенного из Александринского театра в 1900 году, Константина Рыбакова (Малый театр), Александра Южина (Малый театр) так же в 1900 году. В 1901 и 1907 годах в Воронеже гастролировал актер Литературно-художественного общества в Петербурге Павел Орленев.
В начале века в провинциальный Воронеж заехала актриса Малого театра Александра Яблочкина, часто бывавшая партнершей М. Ермоловой и А. Южина. Прославленный артист Василий Далматов (МХТ) гостил в городе в 1902 году. Несколько раз в родной город возвращался Александр Остужев, родившийся в Воронеже в семье паровозного машиниста.
В начале века Вера Федоровна Комиссаржевская решает открыть собственный театр. Для этого ей нужны были огромные суммы. Заключив контракт, она начинает труднейшую двухгодичную поездку по России (1902-1904 гг.), играя почти ежедневно, отправляясь в театр сразу после поезда[39]. Одной из остановок Веры Федоровны в этом турне в 1903 году был и провинциальный Воронеж. Ее визит в Воронеж был недолгим – с 16 по 22 октября. По словам Веры Федоровны, ей было не очень комфортно работать в Воронеже из-за слишком большой нагрузки. В городском театре она заработала 800 рублей[40].
Гостили в Воронеже и провинциальные артисты. Чаще всего, их приглашали воронежские антрепренеры для того, чтобы «поднять уровень» уже имеющейся труппы. Выступления таких артистов могли продолжаться целый месяц. К примеру, в 1913 году целый месяц в городе гостит провинциальный актер К. О. Шорштейн. А после него еще месяц воронежцев будет радовать Я. В. Орлов-Чужбинин.
ГЛАВА II. ИЗМЕНЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА
Театральная жизнь в провинции сохраняла свои особенности. Но перед ее сценой и ее театральной критикой вставали общероссийские социальные, нравственные и эстетические проблемы — отношение к освободительному движению на новом его этапе, к передовой идеологии, к реформе сценического искусства, возглавлявшейся МХТ. Отставание от столичной художественной жизни, которое прежде было обычным, теперь сокращается.
За непростые семнадцать лет в историю воронежского театра вошло немало новых лиц. Не было за это время ни одной похожей по времени и содержанию антрепризы - одна труппа задерживалась в городе на пару месяцев, иная оставалась на несколько лет, на одни представления горожане бронировали билеты заранее, на другие же не шли и за даром.
Репертуар воронежского городского театра по-прежнему был разнообразен: за одну неделю можно было успеть насладиться и незатейливой опереткой или простой драмой ("Парижская жизнь", "Кармен", "Превосходный тесть", "Супружеское счастье", "Сердце мужчины"), и классикой русского драматического искусства ("На всякого мудреца довольно простоты", "Петр Великий", "Царь Федор Иоаннович", "Война и мир", "Преступление и наказание"), и зарубежной новинкой ("Шерлок Холмс", "Борьба за престол")[41], и пьесу, только что вышедшее из-под пера столичных авторов ("На дне", "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад", "Цена жизни", "Люди", "В городе", "Пробуждение весны").
Достаточно непростой задачей является проведение анализа репертуара и игры актеров в контексте всероссийских драматических тенденций - отсутствие постоянной труппы актеров дает возможность оценить только лишь работу отдельного антрепренера. Поэтому для решения поставленной задачи возьмем несколько наиболее ярких драматических произведений, поставленных на российских сценах в указанный период.
Провинциальный театр никогда не забывал классику. Как мы помним, во второй XIX века в городских кругах усиливается интерес к национальной истории. По словам И. Петровской, более 15% репертуара провинциальных театров занимала историческая драма[42]. В этом направлении творил флигель-адъютант и друг Александра II граф А. К. Толстой (1817-1875 гг.). В 1867 году трагедия Алексея Константиновича «Смерть Иоанна Грозного» была поставлена на сценах обеих столиц, Казани, Нижнего Новгорода и Воронежа (но вскоре была запрещена для показа). Но за «Иоанном Грозным» следовали остальные части трилогии: «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».
Уже в 1868 году в журнале "Вестник Европы" впервые была опубликована пьеса трилогии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович". Практически сразу пьеса была запрещена к показу на сцене - члены монаршей фамилии вообще не часто попадали на сцену в качестве героев[43]. Менее всего, цензурный комитет, поставивший "барьер" на пути нового драматического произведения к театральным подмосткам, волновало реалистичное воспроизведение прошлого и глубина замысла писателя. Только после смерти автора, во время царствования Николая II изменилось отношение к "Царю Федору Иоанновичу".
После продуманных и продолжительных хлопот А.С. Суворина в Петербурге и В.И. Немировича-Данченко в Москве спектакль по пьесе А.К. Толстого в 1898 году разрешили к постановке под личную ответственность директора-распорядителя означенного Товарищества Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Почти одновременно спектакль был поставлен в Петербурге в Литературно-артистическом кружке (театр А.С. Суворина) и в Москве в Художественном-Общедоступном театре.
Режиссерами К.С. Станиславским и А.А. Саниным были проведены 74 репетиции. Художник В.А. Симов продумывал костюмы и декорации ХVI столетия. Он создал на сцене подлинную иллюзию жизни: низкие, душные палаты, княжеский сад, покои в царском тереме, берег Яузы с толпящимся людом разных сословий[44].
14 октября 1898 года состоялся первый спектакль МХТ, и начало славной истории театра положит именно "Царь Федор Иоаннович". За первый сезон пьеса будет поставлена 57 раз - оглушительный успех. Общество вело разговоры о постановке на разных уровнях - в гостиных, присутственных местах, публицистике. Историк литературы Нестор Котляревский, например, видит в спектакле ни что иное, как «предостережение царской власти» и ставит вопрос о монархе, власть которого не опирается на ум и волю, а лишь на религиозное и нравственное чувство[45].
Драматическое произведение, получившее такие отзывы, однозначно не имело возможности быстро и безболезненно попасть на провинциальные сцены. Только в 20 числах октября 1900 года воронежский антрепренер А. А. Линтварев получает разрешение на постановку пьесы Толстого[46]. Зная некоторые особенности московской постановки, мы можем сравнить процессы подготовки пьесы в старой столице и в нашем городе.
Итак, на разучивание, репетиции, пошив костюмов и подготовку реквизита у воронежской труппы ушло ровно два месяца. 20 декабря на сцене Зимнего состоялась премьера нашумевшего исторического произведения. По данным "Воронежского телеграфа", за это время было потрачено около 3 тысяч рублей (арендная плата Линтавриева в 1900 году равна 8 тысячам рублей). Как правило, репетиции новых произведений происходили два раза в день, но это не может дать нам точного количества потраченного на "Царя Федора Иоанновича" времени. Ведь если московские актеры имели возможность уделять постановке все свое время, то воронежская труппа была жестко ограничена - в неделю они должны были дать 4-6 спектаклей.
Воронежские рецензенты отметили достойную игру артистов, из всего немалого актерского состава неудачное распределение ролей коснулось только актера Вечеслова. Стоит заметить, что "декорации и костюмы были прямо-таки эффектны, чем вызывали общее удивление"[47] (на сцену поместили даже живую лошадь и свинью). Конечно, у Зимнего театра не было столько сил и средств для того, чтобы часто повторять спектакль - такую затею не поддержали бы зрители. Но в целом, можно сказать, что уровень воронежской труппы Линтварева был достаточно высок для провинции.
В начале XX века театр становился ареной социальной, политической, идеологической борьбы. Публика часто слышала революционные речи и призывы в произведениях, автор которых и не помышлял о подобных тенденциях восприятия его детища. В то же время другая достаточно большая группа читателей и зрителей считала, что те же произведения абсолютно аполитичны и слышала в них совсем иной призыв - "терпеть и ждать". И чем более сложным и содержательным было произведение, тем шире становился диапазон читательских (зрительских) истолкований и оценок. Один из создателей МХТ Станиславский воспоминал: "брожение и нарождающаяся революция принесли на сцену театра ряд пьес, отражающих общественно-политические настроения, недовольство, протест, мечтания о герое, смело говорящем правду"[48].
Ярчайшей фигурой начала XX века по праву считается М. Горький. Созданные им пьесы совершили в свое время настоящий переворот в театральной жизни России и по-прежнему не выходят из репертуара. И снова обратимся к воспоминаниям Станиславского: “главным начинателем и создателем общественно-политической мысли в нашем театре был А. М. Горький. Нас интересовала первая пьеса («Мещане»), так как в ней Горький изображал этот быт своих излюбленных бывших людей, который и создал его славу. Жизнь босяков еще ни разу не была показана на русской сцене, а тогда они, точно так же, как и все, что шло из низов, привлекали общественное внимание”[49].
В июле 1902 года была произведена реформа и сформировано "Товарищество Московского Художественного театра", появилась новая репертуарная линия – общественно-политическая, связанной прежде всего с постановками пьес Максима Горького. Первые его пьесы - "Мещане", "На дне" были написаны специально для МХТ. Работа над пьесой в МХТ шла трудно. Разработанный и созданный Станиславским режиссерский план изобиловал бытовыми деталями и подробностями. Разногласия постановщиков привели к тому, что впервые ни Станиславский, ни Немирович-Данченко не подписали афиши.
18 декабря, спустя четыре с половиной месяца после ее создания, состоялось первое представление пьесы, а опубликована она была лишь через полтора месяца. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. "Театр и искусство" указывает, что "в ночных газетах московские газеты констатируют исключительный успех пьесы. По словам "Нов. дня", пьеса М. Горького имела успех для обозначения размеров которого приходится употреблять самые сильные выражения. Успех колоссальный, совершенно исключительный"[50]. Горький был вызван на сцену более 15 раз. Сам писатель был чрезвычайно удивлен: «Успех пьесы исключительный, я ничего подобного не ожидал. И - знаете - кроме этого удивительного театра - нигде эта пьеса не будет иметь такого успеха»[51] - писал он журналисту К. П. Пятницкому.
Но в целом, газеты достаточно быстро забыли о столь яркой постановке, "На дне" остался безусловной визитной карточкой МХТ.
В отличие от "Царя Федора Иоанновича", "На дне" дошла до провинции гораздо быстрее. По свидетельству Воронежского Телеграфа, после успешной постановки "На дне" в Москве (декабрь 1902 г.) и Берлине (январь 1903 г.), пьеса была разрешена к представлению в провинции[52]. В это же время работа впервые была опубликована.
Постановкой занимался Линтварев, и времени на это было затрачено гораздо меньше, чем в Москве. Репетиционное время - 8 дней, т.е. порядка 16 репетиций (с 26 января по 3 февраля). Декорации были заказаны дирекцией в Москве. Премьера в стенах Зимнего состоялась 4 февраля и вызвала разнообразные толки среди зрителей. Некоторые отмечали крупные достоинства этой пьесы, другие же считали ее совершенно непригодной для сцены. Редакция "Воронежского телеграфа" сочла, что "Мещане" или "Фома Гордеев" куда лучше воспринимаются публикой. Тем не менее, 6 февраля при полном зале "На дне" была поставлена второй раз[53].
В столичных журналах эта постановка была освещена одной короткой заметкой да коллективной благодарностью антрепренеру А. А. Линтавриеву от членов воронежской труппы. Казалось бы, несколько постановок пьес Горького не могут существенно изменить настроения граждан, однако З. Я. Анчиполовскй придерживается другого мнения. Воронежский театральный критик, приходит к объяснению "быстрой популярности" писателя в первые годы существования его пьес - Горький обращается к социально-политической ситуации времени. Анчиполовский также утверждает, что "в осознании нараставшего кризиса (рубежа XIX-XX вв.), а тем самым и в его приближении немалую роль сыграли литература, искусство[54].
Нужно отметить, что в начале XX века некоторое отставание воронежского театра от столичных становится не таким заметным. Цензура была не столь строга, и тексты пьес гораздо быстрее доходили до провинции. Мастерство антрепренеров, способных привлечь в свою труппу самых лучших артистов, договориться с городской думой, привлечь зрителей, с годами только росло. Число грамотных, интеллигентных, культурных граждан росло с каждым годом. В начале прошлого столетия в городе проживало почти сто тысяч человек, в их распоряжении находилось несколько летних театров и кинотеатр. Тем не менее, при таком большом выборе вечернего досуга, зимний театр продолжал оставаться важнейшим общественным институтом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению авторов работы «Воронежский областной театр драмы», выпущенной в 1938 году, Октябрьская революция застала в Воронеже обычный для того времени провинциальный театр, с труппой, собранной на один сезон, с репертуаром, ориентирующимся главным образом на кассу. Классику театр ставил изредка, и только для учащихся[55] (да и эти представления очень часто запрещались думой из-за затратности и в дисциплинарных целях). Безусловно, это очень пристрастное и политизированное мнение, но, в целом, спорить с ним можно лишь отчасти.
Классики действительно ставили мало, а если и ставили, то далеко не всегда успешно. Взять хотя бы постановку «Война и мир» 1910 года. Достаточно лояльные воронежские рецензенты тогда не смогли сдержать свое негодование по поводу увиденного[56]. Хотя, с другой стороны, всегда хорошо принимали в нашем городе пьесы Чехова. Воронежский театр был вообще одним из первых, в России, кто принял в свой репертуар «Вишневый сад». А. А. Линтварев (выпускник Московского университета) часто бывал в столице и своими глазами видел репетиции новой пьесы в Художественном театре. Через короткий промежуток времени уже в зимнем сезоне 1903-1904 гг. работой Чехова смогли насладиться и воронежские театралы[57]. И после этого часто в газетных статьях можно встретить упоминания о чеховских постановках.
Редкое присутствие пьес Островского, Сухово-Кобылина, Толстого на сцене – это не «болезнь» только лишь воронежского театра. В столице была востребована «новая драма», зритель шел в театр смотреть на живого человека, его проблемы, его борьбу. В начале прошлого века театр уже стал ареной социально-политической борьбы. И если в столицах новые драматические произведения допускались относительно легко, то провинцию от них ограждали всеми возможными способами. Порой представления отменяли за несколько часов до начала, вынуждая антрепренеров возвращать все деньги за билеты и оставляя их в существенном «минусе». Один из таких инцидентов произошел в нашем городе в – после первой постановки «Черных воронов» Протопопова (полный зал), вторая была внезапно запрещена администрацией, и после возврата денег у Олигина и Семенова осталось только 200 рублей[58].
В целом, можно сказать, что всероссийские театральные тенденции доходили до провинции в несколько усеченном, деформированном виде. Многое мешало воронежскому театру избавиться от клейма «развлекательного заведения»: отсутствие постоянной, слаженной труппы, малое количество времени для постановки «новинок», недостаточная просвещенность воронежской публики, санкции городской думы, тяжелые рабочие условия.
Гораздо подробнее, чем в прошлых исследованиях можно проследить историю воронежского театра в начале прошлого столетия. Разнообразие газет и журналов, дает достаточно ясную и четкую информацию о хронике воронежских театральных событий. Хотя бывали и явные провалы. Например, приезд В. Ф. Комиссаржевской не был освещен ни в воронежской прессе, ни в столичной.
Как нам известно, за семнадцать лет в Воронеже сменилось семь антрепренеров. Некоторые из этих людей были настоящими профессионалами своего дела, умевшие сплотить вкруг себя незнакомых людей и поставить театральное дело в чужом городе. Но встречались и бывшие актеры, желающие заработать денег, но не имевшие никакого опыта. Комик, мастер буффонады, патриарх российской оперетты С. Г. Ярон вспоминал одного антрепренера Василия Никулина. По словам актера, Никулин попросту украл крупную сумму, и побыв недолгое время торговцем, решил испытать свои силы в антрепренёрском поприще. «Таких антрепренеров, из бывших лакеев на Руси есть немало и их можно встретить не только в провинции, но и в столице»[59], говорит автор.
Итак, за семнадцать лет воронежцы успели насладиться творчеством А. А. Линтавриева (1899-1904 гг.), А. Т. Поляковой (1905-1906 гг.), П. П. Струйского (1905-1907 гг.), который затем откроет в Замоскворечье собственный театр, К. Е. Олигина и В. И. Семенова (1907-1908 гг.), В. И. Никулина (1908-1909 гг., 1911-1917 гг.), Миролюбова (1909-1910 гг.) и Е. А. Алези-Вольской (1917-1918 гг.). Некоторые портреты антрепренеров и актеров из их трупп, опубликованные на страницах журнала «Театр и искусство», представлены в Приложении.
По сравнению с позапрошлым веком число гастролеров в Воронеже не сильно выросло. Видимо, постоянные сотрудники столичных театров уже не так нуждались в дополнительном заработке. Можно сказать, что период до первой русской революции был гораздо более насыщен в гастрольном плане. За несколько лет город посетили артисты Малого театра: К. Рыбаков, А. Южин, А. Яблочкина, А. Остужев; МХТ: В. Далматов; Александринского театра: М. Дальский, В. Комиссаржевская.
К концу изучаемого периода в городе функционировало уже два кинотеатра (Ампир, Увечный воин), работал Народный дом (зал на 900 мест), принимали посетителей летние театры и цирки. Но, к слову, антрепренер Алези-Вольская за 50 представлений имела выручку 50 тысяч рублей. На наш взгляд, это самое убедительное подтверждение того, что театр не был забыт воронежцами. То, что он не стал ареной общественной борьбы, отрицать нельзя, но важнейшую культурную функцию Зимний продолжать выполнять исправно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
Горький А. М. Письмо К. П. Пятницкому / А. М. Горький // Архив А. М. Горького. Т. 4. - М.: Гослитиздат, 1954. С. 277.
Егоров Г. Считаю долгом осветить инцидент // Театр и Искусство. - 1916. - №51. - С. 1038.
Комиссаржевская В. Ф. Письмо Е. П. Карпову / В. Ф. Комиссаржевская // Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы. – Л., М.: Искусство, 1964. - С. 136.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. - М.: АСТ, Зебра Е, 2013. – 608 с.
Трубецокй А. 14 марта мной был заключен контракт // Театр и Искусство. -1902. - №48. - С. 905-906.
Ярон С. Г. Воспоминания о театре / С. Г. Ярон. – Киев: Типография И. И. Чоколова, 1898. – 420 с.
«Антрепренер Линтавриев...» // Воронежский телеграф. - 1900. – 12 октября. - С.3.
«Между антрепренером...» // Воронежский телеграф. - 1900. – 15 октября. - С.3.
«На право постановки трагедии...» // Воронежский телеграф. - 1900. – 20 октября. - С.3.
«20 декабря в зимнем городском театре...» // Воронежский телеграф. - 1900. - 24 декабря. - С.3.
«Конец театрального сезона...» // Воронежский телеграф. - 1901. – 7 февраля. - С.3.
«Местные старожилы не запомнят...» // Театр и Искусство. - 1902. - №1. - С. 21-22.
«Пьеса Горького «На дне»…» // Воронежский телеграф. - 1903. – 26 января. - С.3.
«4 февраля в городском театре...» // Воронежский телеграф. - 1903. – 7 февраля. - С.3.
«11 января к юбилею...» // Воронежский телеграф. - 1904. - 20 февраля. - С.3.
«Подходит к концу...» // Воронежский телеграф. - 1904. – 27 ноября. - С.3.
«27 ноября состоялся бенефис оркестра...» // Воронежский телеграф. - 1904. -1 декабря. - С. 3.
«Труппа А. Т. Поляковой...» // Воронежский телеграф. - 1904. – 22 декабря. -С. 3.
«Воронежская драматич. труппа А. Т. Поляковой…» // Театр и Искусство. -1905. - №2. - С. 40.
«С наступлением Пасхи...» // Театр и Искусство. - 1905. - №20. - С. 325-326.
«30 и 31 августа...» // Театр и Искусство. - 1905. - №38. - С. 614.
«Революционный циклон...» // Театр и Искусство. - 1905. - №48. - С. 750.
«Репертуар на второй месяц...» // Театр и Искусство. - 1905. - №51-52. - С. 802.
«Театральный сезон в полном разгаре...» // Театр и Искусство. - 1907. - №2. -С. 37.
«Дела в Зимнем городском театре…» // Театр и Искусство. - 1907. - №49. - С. 829.
«7 января городской театр…» // Воронежский телеграф. - 1910. -10 января. - С. 3.
«Из труппы г. Миролюбова...» // Театр и Искусство. - 1910. - №4. - С. 91-92.
«Труппа В. И. Никулина...» // Театр и Искусство. - 1916. - №45. - С. 913.
«В летних театрах...» // Театр и Искусство. - 1917. - №37. - С. 644.
Литература
Анчиполовский З. Я. Вчера и сегодня Кольцовской сцены / З. Я. Анчиполовский. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977. – 225 с.
Анчиполовский З. Я. Старый театр: Воронеж, 1787-1917. / З. Я. Анчиполовский. - Воронеж: Полиграфический Центр Черноземье, 1996. - 318 с.
Анчиполовский З. Я. Кольцовский академический: К 200-летию Воронеж. гос. акад. театра драмы им. А. Кольцова / З. Я. Анчиполовский. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2002 . – 381 с.
Альтшуллер А. Я. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX – начало XX века. / А. Я. Альтшуллер. - Л.: Искусство, 1979. - 327 с.
Белкин А. А. История русского дореволюционного драматического театра. От истоков до 1870-х годов / А. А. Белкин, А. З. Лейн, Т. А. Прозорова и др. – М.: Просвщение, 1989. – 366 с.
Биккулова И. Я. К истории постановки трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2016. №1. - С. 45-56.
Борзенко В. В. Театральные журналы в дореволюционной России // Наше Наследие. - URL: www.nasledie-rus.ru/red_port/001700.php (Дата обращения - 1.12.2017).
Воронежский областной театр драмы. – Воронеж, 1938. – 79 с.
Данилов С. С. Русский провинциальный театр / С. С. Данилов. – М.: Искусство, 1937. – 256 с.
Дмитриев Ю. А. Русские трагики конца XIX начала XX вв.: очерки / Ю.А. Дмитриев. — М.: Всерос. театр. о-во, 1983. - 144 с.
Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника / В. П. Загоровский. - Воронеж: ЦЧКИ, 1989. - 255 с.
Историко-культурное наследие города Воронежа / А. Н. Акиньшин [и др.]. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2000. – 576 с.
История русского драматического театра: в 7 т. Т. 6 / Ин-т истории искусств; редкол.: Е. Г. Холодов. – М.: Искусство, 1982. – 575 с.
Кононов В. Загадка старой открытки / В. Кононов // РПЖ Воронеж. – 2001. - №1(4). – С. 58.
Котляревский Н. Трилогия А.К. Толстого как национальная трагедия / Н. Котляревский // Вестник Европы. - 1902. - № 10. - С. 704-713.
Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века / С. Я. Махонина. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 238 с.
Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России: вторая полвина XIX века / И.Ф. Петровская. - Л.: Искусство, 1979. - 247 с.
Петровская И. Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра / И. Ф. Петровская. – Л.: Искусство, 1971. – 198 с.
Рыбакова Ю. П. В. Ф. Комиссаржевская: Летопись жизни и творчества / Ю.П. Рыбакова. – СПб.: [Сандр], 1994. – 519 с.
Тимофеев Н. Н. Кто ее не понимает, тот дурак! // Воронежские вести. -2004. – 21 января. - С. 8.
Швыров А. В. Знаменитые актеры и актрисы в характеристиках, воспоминаниях и анекдотах / А. В. Швыров. - СПб.: Типография Пантелеевых, 1902. – 360 с.
[1] Данилов С. С., Португалова М. Г. Русский драматический театр XIX века. Т. 2. Вторая половина XIX века. Л., 1974.
[2] Белкин А. А. История русского дореволюционного драматического театра. Ч. 1. От исто-ков до 1870-х годов / А. А. Белкин, А. З. Лейн, Т. А. Прозорова и др. М., 1989.
[3] Холодов Е. Г. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 4. М., 1979.
[4] Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж, 1989.
[5] Воронежский телеграф: газета / ред. В. И. Исаев. Воронеж, 1869-1918.
[6] Воронежский день: ежедневная газета / ред. В. А. Зуев. Воронеж, 1915-.
[7] Балаховский Н. “Театральный сезон в полном разгаре” // Театр и Искусство. 1907. №2. С. 37.
[8] Трубецокй А. 14 марта мной был заключен контракт // Театр и Искусство. 1902. №48. С. 905-906.
[9] Егоров Г. Считаю долгом осветить инцидент // Театр и Искусство. 1916. №51. С. 1038.
[11] Горький А. М. Письмо К. П. Пятницкому / А. М. Горький // Архив А. М. Горького. Т. 4. - М., 1954. С. 277.
[12] Комиссаржевская В. Ф. Письмо Е. П. Карпову / В. Ф. Комиссаржевская // Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы. – М., 1964. С. 136.
[14] Анчиполовский З. Я. Кольцовский академический: К 200-летию Воронеж. гос. акад. театра драмы им. А. Кольцова. Воронеж, 2002.
[15] Данилов С. С. Русский провинциальный театр. М., 1937.
[16] Кононов В. Загадка старой открытки // РПЖ Воронеж. 2001. №1(4). С. 58.
[17] Альтшуллер А. Я. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX – начало XX века. Л., 1979. С. 290-293.
[18] «Подходит к концу...» // Воронежский телеграф. 1904. №136. С. 3.
[19] Анчиполовский З. Я. Старый театр. Воронеж 1787-1917. Воронеж. 1996. С. 252.
[20] «Труппа А. Т. Поляковой...» // Воронежский телеграф. 1904. №149. С. 3.
[21] «Между антрепренером...» // Воронежский телеграф. 1900. №120. С. 3.
[22] «Антрепренер Линтавриев...» // Воронежский телеграф. 1900. №119. С. 3.
[25] «27 ноября состоялся бенефис оркестра...» // Воронежский телеграф. 1904. №140. С. 3.
[26] «Воронежская драматич. труппа А. Т. Поляковой…» // Театр и Искусство. 1905. №2. С. 40.
[27] «С наступлением Пасхи...» // Театр и Искусство. 1905. №20. С. 325-326.
[28] «30 и 31 августа...» // Театр и Искусство. 1905. №38. С. 614
[29] Анчиполовский З. Я. Старый театр. С. 265.
[30] «Революционный циклон...» // Театр и Искусство. 1905. №48. С. 750.
[31] «Репертуар на второй месяц...» // Театр и Искусство. 1905. №51-52. С. 802.
[33] «11 января к юбилею...» // Воронежский телеграф. 1904. №21. С. 3.
[34] «Дела в Зимнем городском театре…» // Театр и Искусство. 1907. №49. С. 829.
[35] «Из труппы г. Миролюбова...» // Театр и Искусство. 1910. №4. С. 91-92.
[39] Рыбакова Ю. П. В. Ф. Комиссаржевская: летопись жизни и творчества. СПб., 1994. С. 333-334.
[40] Комиссаржевская В. Ф. Письмо Е. П. Карпову / В. Ф. Комиссаржевская // Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы. – М., 1964. С. 136.
[41] «Театральный сезон в полном разгаре…» // Театр и искусство. 1907. №2. С. 37.
[42] Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России. Л., 1979. С. 58.
[43] Биккулова И. Я. К истории постановки трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2016. С. 56.
[44] Биккулова И. Я. Указ. соч. С. 58.
[45] Котляревский Н. Трилогия А.К. Толстого как национальная трагедия // Вестник Европы. 1902. № 10. С. 706.
[46] «На право постановки трагедии...» // Воронежский телеграф. 1900. №122. С.3
[47] «20 декабря в зимнем городском театре...» // Воронежский телеграф. 1900. №150. С. 3.
[49] Там же. С. 391.
[50] «18 декабря в Художественном театре...» // Театр и Искусство. 1902. №52. С. 1006.
[51] Горький А. М. Письмо К. П. Пятницкому / А. М. Горький // Архив А. М. Горького. Т. 4. – М., 1954. С. 277.
[52] «Пьеса Горького «На дне»…» // Воронежский телеграф. 1903. №12. С. 3.
[53] «4 февраля в городском театре...» // Воронежский телеграф. 1903. №17. С. 3.
[54] Анчиполовский З. Я. Времена Максима Горького. Воронеж, 1993. С. 114.
[55] Воронежский областной театр драмы. Воронеж, 1938. С.13-14.
[58] «Дела в зимнем городском театре…» // Театр и искусство. 1907. №49. С. 829.
[59] Ярон С. Г. Воспоминания о театре. Киев, 1898. С. 145-147.