Станица Луковская

Здесь представлена работа в номинации "История моей малой родины" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Вадим Саютин (х. Верхнекардаильский, Новониколаевский район, Волгоградская область), научный руководитель - Комбарова Людмила Алексеевна. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie

 

Изучение родного края актуально во все времена. Во-первых, это не дает кануть в небытие истории. Во-вторых, история родного края – это наследие человека. В-третьих, углубленное изучение истории определенной местности позволяет лучше понять взаимосвязь малой родины и Отчизны.

Работ по истории станицы Луковская Нехаевского района Волгоградской области не очень много. В основном это работы местного краеведа Сурова Вениамина Владимировича, который интересовался историей родного края еще с юношества. В его книгах: «Нация героев», «Безотцовщина», «Сердцу милая, родная ты станица», «Преданья старины» представлена самая полная информация об истории станицы Луковской.

Суров Вениамин Владимирович родился 10 января 1939 года в станице Луковской Нехаевского района Волгоградской области в большой казачьей семье. В 1946 году пошёл в первый класс Луковской семилетней школы, мечтая стать моряком. В 1953 году, чтобы прокормить семью, вынужден был идти в Захопёрскую МТС, сначала прицепщиком, затем трактористом на тракторе ДТ-54. В 1956 году его направляют на ускоренные курсы механиков-комбайнёров в Урюпинское училище механизации сельского хозяйства №11.[5, 10]

В 1970 году Вениамин Владимирович на своём комбайне СК-4 намолотил более 10 000 центнеров зерна, за что в 1971 был приглашён на ВДНХ и награжден премией в размере трёх тысяч рублей; в те времена это были огромные деньги. В этом же году он вступает члены КПСС, а в 1985 году заканчивает Волгоградский сельскохозяйственный институт по специальности «агроном». Последние годы перед уходом на пенсию Вениамин Владимирович работал главным агрономом совхоза. После этого ещё около трёх лет, по просьбе администрации, работал на току.

Вениамин Владимирович не только трудился, но и занимался общественной работой: вплоть до 1990 года он избирался народным депутатом районного совета. [5, 20]

С 2005 года начал писать очерки и стихи. Он выпустил четыре сборника со своими очерками и стихами, в том числе и автобиографического содержания. В 2005 году напечатаны сборники «Нация героев» и «Преданья старины». Спустя год вышли в свет сборники «Сердцу милая, родная ты станица» и «Безотцовщина». Свой материал Вениамин Владимирович печатает в районных и областных газетах, а также в журналах. Его очерки вошли в книгу «Наш край лазоревых цветов», изданную к 80-летию Нехаевского муниципального района. [7]

Вениамин Владимирович собрал бесценный краеведческий материал по своей станице. Здесь списки участников Гражданской и Отечественных войн, первых коммунистов, документы по раскулачиванию и множество находок археологического характера. Его музей посещают как жители многих областей России, так и зарубежные туристы. [Приложение]

За свой самоотверженный труд Вениамин Владимирович награжден многими наградами. Санкт-Петербургский институт народных промыслов и прикладных экономических исследований присвоил ему звание «Народный краевед и профессор».

Основной источниковой базой при проведении исследования стали материалы экспозиций Краеведческого музея Сурова В.В. Нехаевского района, Волгоградской области и данные архивов станицы Луковской.

Цель исследования: систематизировать все имеющиеся данные по истории станицы Луковской от ее основания до современности для последующего изучения, а также для создания стимула исследовать историю своего края у других.

 

Станица Луковская от основания до XX века

Принято считать, что станица Луковская основана в 1689 году. Здесь кочевали когда-то сарматы, что подтвердили находки Ленинградской археологической экспедиции, работавшей на этой территории в 1934 году. На полях местного колхоза еще целы курганы, оставленные сарматами. Вокруг станицы расположены меловые горы. Есть даже одна гора, напоминающая шапку вулкана. В ольховом лесу Алешнике были когда-то целебные источники. Далее располагался Почтарёв луг, где произрастали буйные и самые разнообразные травы. Сенокосов здешних хватало на содержание 82 почтовых лошадей. Отсюда – название луга, Почтарёв.

На левом берегу Хопра встречается множество малых озёр. Прежде здесь было обилие диких гусей, уток и лебедей. В переводе с тюрского языка Хопёр – притон диких птиц. Хопёрской ривьевой называется этот край.

Станица Луковская и по сей день остается легендой. Из рассказов стариков следует, что прежде она располагалась на старом Хопре. Но весенние разливы, большие паводки заставили людей перебраться вверх по ручью Ольшанка. Первые поселенцы действительно носили фамилию Луковкиных. Как выяснял Суров В.В., название происходит от устья Хопра, похожего на лук. Есть и другая версия: первые жители этих мест пользовались для охоты луками, которые отбирались в качестве трофеев у татар. Жили в то время охотой, рыбой ловлей, в лесу находили диких пчёл – собирали мёд. Кроме того, здешние места изобиловали грибами, ягодами, что и стало залогом того, что край стал обжит надолго.

Суровые условия жизни вырабатывали и закаляли мужественные и свободолюбивые характеры. В 1644 году крымские татары поднялись по Дону, затем – Хопру вплоть до станицы Урюпинской, разгромив Прихопёрье. Через сотню лет повторился такой же набег. Но казаки уже подготовились основательно: по берегам Хопра стояли сторожевые вышки. Как только замечали неприятеля – зажигались дымовые костры. Такие вышки стояли на Левином взвозе, на Родительской горе.

Во время царствования Петра I в Новохопёрске была построена судоверфь. Оттуда вниз по Хопру спускались корабли, построенные царём-преобразователем. За световой день доплывали они до Луковской и останавливались на ночлег у Родительской горы. Преобразователь России Пётр I проплывал по Хопру. Вольно или невольно пришлось ему заночевать в районе Луковской станицы, так как корабли ночью не плыли. Это место так и называется Станки, что значит стан. Глубина Хопра в этом месте достигает 15-20 метров. Позже, когда прекратилось судоходство, жители, обитавшие у стана, основали в балке хутор Родники…[4, с. 25]

Местные казаки были активными участниками крестьянских восстаний. Уходили в отряды Кондратия Булавина, Степана Разина, Емельяна Пугачёва. После поражения Булавинского бунта в луковских лесах скрывались его участники. Не случайно до сих пор сохранилось название этих мест – «Волчье метище».

Когда-то Вениамин Владимирович рассказывал, что последнего медведя убили охотники в луковских лесах в 1903 году. Может, потому и называются непроходимые когда-то леса медвежьими углами. И сейчас человеку, не знающему этих мест, здесь очень легко заблудиться. Даже сейчас  можно укрыть в займище целую дивизию так, что ее невозможно будет обнаружить и с вертолёта.

Александр Павлович Пронштейн, доктор исторических наук, пишет, что в конце XVII века число казачих куреней в городке Луковкин (в то время казачьи поселения назывались городками) было около 100. В 1745 году мужчин проживало 134 человека, женщин – 125. А в 1800 мужчин – 543 человека, женщин – 595.[6, с. 100]

Как бы ни была тяжела жизнь, но станица росла и защищалась от набегов татар. В 1747 году крымские татары вновь разграбили станицу Урюпинскую и прилегающие к ней хутора и поселения. Жители Луковской ушил в леса и сами стали ночами нападать на татар, отбивая у них награбленное добро. Борис Рубановских в своих стихах о Хоперском крае писал:

«От слепых куреней,

От казачьих простых поселений,

От набегов татарских

Твоя начиналась пора…»

Вместе с тем расцветала и торговля. В Урюпинской ежегодно шумела осенняя Покровская и зимняя Крещенская ярмарки. В те времена луковские казаки иногда промышляли грабежом и горе тому, кто отставал от каравана. Купца раздевали до нитки. Хорошо, если оставался жив. [3, с. 34]

В станице занимались в основном скотоводством. Луковские кони высоко ценились на ярмарках, их обменивали, покупали за них оружие и мануфактуру. Долго жила еще атаманская конюшня, содержавшая лошадей даже в первые годы советской власти. Позже казаки стали заниматься землепашеством, когда стали опорой царского правительства.

О быте и укладе казачьей жизни в станице много рассказывал Михаил Павлович Толстопятов, который прожил сто лет и многое запомнил от своего деда. По праздникам казаки посещали церковь, но только в военной форме. Были случаи, когда за цивильную одежду атаман наказывал штрафом. Если кто из казаков уходил в попы, это считалось позором, а особым почетом пользовались имеющие чины, награжденные медалями, крестами, особенно, если они вручались царской особой. А таковые были в станице.

Казак, имевший знаки за отличную стрельбу, джигитовку, за нашивки на погонах имел особый вес, мог посвататься даже к самой богатой и красивой невесте. Считалось, что казачье семейное счастье определяется не зажиточностью, а казачьей службой. Казаки между собой проводили состязания: владение пикой, джигитовкой, рубка лозы. Неудача казака считалась зазорной. У казаков сильно развито чувство товарищества. Эта черта неистребима и в наше время. В своём музее Суров В.В. хранит сохранившуюся форму казака. [5, с. 12]

1812 год всколыхнул станицу. Наполеон напал на Россию. И тогда все мужчины встали под знамена атамана Матвея Платова, сотня за сотней уходили на войну с французами. Воевали и потомки Луковкиных. На долю 40 донских казачьев полков выпала задача прикрытия отступавшей русской армии. Прославили себя казаки в Бородинском сражении. Большое значение Кутузов придавал казачьей коннице. В честь победы над Наполеоном в память казаков, погибших на поле брани, в центре станицы построили церковь. Очень жаль, что этот исторический памятник был впоследствии уничтожен.

В 1877-1878 года луковские казаки участвовали в освобождении Болгарии.

Тяжела и беспросветна была жизнь в станице. Те, кто бежал от помещиков в станицу, батрачили у богатеев. В станице процветала неграмотность, умели читать и писать в Луковской поп, да дьякон, а еще и атаманский писарь. Материалы донского историка Х.И. Попова говорят о том, что в 1822 году в станице проживало 1805 человек, 882 мужского пола, 932 – женского. Были каменная и деревянная церкви, 6 водяных мельниц. В юрте станицы 12 хуторов. [6,с. 268]

Семьи были большими – до 25 человек. Большой семьей легче было обрабатывать землю, ухаживать за скотом, воспитывать детей. В 1870 году в станице открыли церковно-приходскую школу, дети бедняков в ней не учились. [6, с. 272]

Как бы ни была тяжела жизнь, станица строилась, росло грамотное население, стали приезжать иногородние. Земли им не давали, но они были хорошими специалистами: клали печи, портняжили, строили дома. Наделы земли выделялись казакам. В списке населенных мест области Войска Донского по первой переписи населения Российской империи 1897 года указано, что в станице Луковской дворов 435, хозяйств 435, жители мужского пола 1205, из них 468 человек грамотных, жителей женского пола 1178 человек, из них грамотных 83 человека. В земледелии занято 958 мужчин  и 936 женщин. За 27 лет грамотных в станице значительно прибавилось. [6, с. 276]

 

Станица Луковская в XX – начале XXI вв.

Шумно и пьяно встретили XX век в станице. Слухи доходили до Луковской о стачках, баррикадах и даже восстаниях. Попадали в станицу и живые свидетели, которые спасались от царских опричников, но и здесь их настигали нагайки и кандалы. И гремел кандальный звон по Астраханскому шляху, когда пойманных рабочих гнали в Урюпинскую тюрьму. По этому поводу выступил атаман, угрожая расправой тем, кто будет укрывать беглых. Казачий закон: «С Дона выдачи нет» уже не существовал.

Когда грянула война 1914 года, уходили казаки сражаться за царя и Отечество. Запылили из станицы сотни за сотнями в сторону Урюпинской. Стон, плач казачек стояли в станице по сыновьям и мужьям.

Закипела мясорубка на фронтах, тысячи казачьих душ перемалывались, гибли в болотах, отравлялись немецкими газами. Конца войне не было видно.

В конце семнадцатого года казачьи полки были демобилизованы с германского фронта, а в апреле 1918 года они двинулись по своим станицам. Демобилизованные принесли весть о революции, о том, что есть партия большевиков, возглавляемая Лениным, что он дает бесплатно землю беднейшему казаку и мужику.

Сместили в станице последнего атамана Орлова, но землю побаивались брать, в атаманском правлении еще красовался на стене портрет царя. Попа пришлось посадить в «клоповник», но старухи подняли бунт, после чего его освободили.

А с фронта в станицу все продолжали прибывать казаки, распропагандированные красными. Они, как умели, разъясняли, что счастливую жизнь в руки никто не даст, еще не раз прольётся кровь. Слова оказались пророческими.

Живописные места вокруг станицы были свидетелями зверских расправ, как над красноармейцами, так и над белыми. Разделилась станица на красных и белых. Огненный красный год катился по хуторам и станицам. И забыли о том, что в казачестве нет уз святее братства и товарищества. В этом же году была установлена Советская власть в станице. Она часто переходила из рук в руки, иногда в течение суток.

Одна война сменилась другой. Короткая передышка и снова война. Великая Отечественная. На страну двинулись полчища фашистов. 22 июня 1941 года был сформирован казачий полк из добровольцев. Молодые казаки осаждали военкомат, просили отправить их на фронт. [6, с. 321] Такого подъёма патриотизма станица еще не знала.

И в то же время нужно было убирать хлеб, пахать зябь, заготавливать корма. Катастрофически не хватало рук, и на трактора сели женщины. Всех невозможно перечислить. Нелегко пришлось им: сколько пролито слез, сколько бессонных ночей провели, ремонтируя технику! Бывало, заглохнет двигатель, а сил завести маловато, вдвоем крутили рукоятку и заводили трактор. Иная бежала на конец поля со слезами ища бригадира, а найдя издалека кричала: «Миленький, помоги завести».

Тяжелой ценой ковалась Победа. Жители станицы собирали деньги на покупку танков и самолётов, отдав последнюю овечку, забывая о себе, о своих детях. На первом плане была Победа. Победа любой ценой! От голода кружилась голова, люди создавали благополучие в колхозе, сделав его одним из лучших в районе. Подвигу этому нет цены, его не измеришь деньгами.Победа! Фронтовики возвращались домой, устраивались на работу. Некоторые уезжали в Сталинград, который лежал в руинах.

Надвигался голод, своей костлявой рукой он охватил всё Поволжье. Природа умирала. В такую жару ученики с Пелагеей Андреевной Суровцевой шли в поле собирать колоски. С ними порой ходил и юный Вениамин. Тщетно. Людям, рожденным перед войной, эти колоски снятся во сне и поныне.

Зимой 1947 года в школе была открыта столовая для детей, где выдавали суп и маленький кусочек хлеба. Много подростков, стариков и старух ходили по дворам и просили есть. Некоторые умирали прямо на обочинах дорог. Деликатесом в тот год считались ракушки. Оладьи пекли из желудей и вязовых листьев. С трудом заталкивали их в рот, но есть что-то надо было. Как бы то ни было трудно, станица выдержала голод и медленно стала подниматься на ноги. Была одержана еще одна победа.

В 1948 году наладилось хозяйство, а в 1950 три станичных колхоза объединились в одно хозяйство и стали резко набирать силу. Появились новые трактора, станица полностью восстановилась. [6, с. 356]

XXI век. После развала СССР станица медленно угасает. Есть школа, но народу в ней столько, что скоро, возможно, она станет «девятилеткой». Число жителей теперь уж и не наберется под тысячу – молодежь уезжает, а остаются одни старики.

Более трёхсот лет станице. И всегда, на протяжении этого времени, казаки Луковской честно выполняли свой долг перед Отечеством, защищая свой край, свою Родину. Таким образом, можно сделать вывод, что станица Луковская, несмотря на малоизвестное название и расположение, является важным историческим краем, прошедшим через многие события российского масштаба на протяжении всего своего существования. Образованная более трёхсот лет назад станица всегда была не просто местом жительства, а кусочком родного края, малой родиной для казаков. Когда же наступали горькие военные времена, станица, словно горем убитая мать, проливая слёзы разлуки, отдала своих казаков на войну.

В XX веке станица  пережила  Гражданскую войну, помогла выиграть Вторую мировую, после чего с трудом перенесла тяжкие времена голода. Стон тысяч матерей стоял по берегам красавца Хопра, чьи воды, казалось, стали ещё полноводнее от слёз людских, от горя безмерного.

Но, несмотря на послевоенные тяготы жизни, сумела станица оправиться,  ведь нужно было жить, растить хлеб, воспитывать подрастающее поколение. Наступило мирное время. Как и прежде кипела в полях работа, хоть за штурвалами комбайнов, за рычагами управления тракторов чаще всего можно было увидеть женщин да детей-подростков. Многие казаки так и не увидели родного дома, не встретили рассвет, окрашивающий воды Хопра в пурпурно- красный, кровавый цвет. Они погибли, защищая честь своей Родины, пали смертью храбрых в жестоких, кровопролитных сражениях.

Сейчас же станица понемногу пустеет. Не наберется уже и 1000 человек. [6, с. 560] Молодежь уезжает в города, а остаются одни лишь старики, но, как говорит Суров В.В.: «Трудное сейчас время – не платят зарплату, детские, не вовремя приносят пенсию. Но в сентябре прошлого года в станице Луковской играли две свадьбы. А это значит, что люди живут надеждой, верят в лучшую жизнь. Будут и другие свадьбы, родятся дети…»  Живёт станица. Радует глаз своей красотой. Затерявшись среди необъятных просторов Волгоградской области, этот уголок «Маленькой Швейцарии» (как любовно называют станицу приезжие туристы),  пережив не одну горькую годину, всё так же прекрасен, неповторим и дорог для тех, кто живёт здесь, кто приезжает сюда прикоснуться сердцу Российской провинции, почувствовать лёгкое  дуновение  ветерка,  такого милого, такого родного, ветерка родного края.

 

Список источников и литературы

Неопубликованные:

  1. Материалы экспозиций Краеведческого музея Сурова В.В. Нехаевского района, Волгоградской области.

Монографии:

  1. Суров В.В. – Преданья старины. Урюпинск. : ВОГУПП «Урюпинская типография», 2005. 103 с.
  2. Суров В.В. – Нация героев.  Урюпинск. : ВОГУПП «Урюпинская типография», 2005. 88 с.
  3. Суров В.В. –  Сердцу милая, родная ты станица. Урюпинск. : ВОГУПП «Урюпинская типография», 2006. 45 с.
  4. Суров В.В. – Безотцовщина. Урюпинск. : ВОГУПП «Урюпинская типография», 2006. 58 с. стр. 2,4,9.

Справочные издания:

  1. Данные архивов станицы Луковской

Интернет-ресурсы:

  1. Ельников В. Сарай несметных сокровищ [Электронный ресурс] URL: http://vpravda.ru/obshchestvo/saray-nesmetnyh-sokrovishch-2102 (дата обращения 15.01.2018)