Фильм "Секретное досье" (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел фильм «Секретное досье», посвященный публикации секретных документов Пентагона во время войны во Вьетнаме. Несмотря на то, что режиссером фильма стал Стивен Спилберг, а главные роли сыграли Том Хэнкс и Мэрил Стрип,  увлекательную историю рассказали очень затянуто и тоскливо.

Разбор фильма позвольте начать с реальной завязки всей этой истории. В 1948 г. для содействия научной деятельности в интересах национальной безопасности США под эгидой военно-воздушных сил этой страны была создана корпорация РЭНД (RAND, от  «Research ANd Development» – «Исследования и разработка»), которая была, если пользоваться отечественным терминами, научно-исследовательским институтом. Сначала (поскольку была создана на средства ВВС) РЭНД занималась разработкой авиационной техники, а с начала 1950-х занялась различными стратегическими исследованиями в интересах правительственных организаций. Как раз в эти годы в корпорацию пришел на должность аналитика бакалавр экономики и бывший старший лейтенант морской пехоты Дэниэл Эллсберг, который стал разрабатывать вопросы ядерной стратегии. В августе 1964 г. его, как уже опытного теоретика, перевели в министерство обороны. На новом месте работы его направили на два года во Южный Вьетнам в качестве офицера связи при посольстве США – и там, поработав и в посольстве и непосредственно в войсках (он даже участвовал в боевых рейдах) к своему глубокому удивлению, узнал, что получаемые из Вьетнама рапорты, на основе которых Эллсберг и его коллеги делали доклады и давали рекомендации военным и правительству, содержат очень мало правды и служат лишь для достижения нужных результатов для составителей этих рапортов. Так бывший морпех постепенно стал понимать и соглашаться с борцами против американской агрессии во Вьетнаме. Однако, эту свою смену взглядов он не озвучивал на работе, поэтому после возвращения из Вьетнама его, как наиболее близко знакомого с ситуацией, привлекли с созданию подготовке секретного доклада «Американо-вьетнамские отношения, 1945-1967» по заказу министра обороны. Так он узнал, что на самом деле думали высокопоставленные лица, прикрывавшиеся высокопарными речами о борьбе за демократию: президент Трумэн поддерживал французских колонизаторов, Эйзенхауэр – местного диктатора отменившего выборы, положенные по Женевским соглашениям; Кеннеди врал, утверждая, что США отправляет туда только военных советников и т.д. Каждый президент понимал, что победить вьетнамский народ невозможно, но при этом никто не хотел стать тем, кто закончит эту войну без победного результата, поэтому война всё затягивалась и затягивалась, чтобы можно было спихнуть неразрешимую проблему на преемников… В результате, Эллсберг окончательно перешел в лагерь борцов за мир, а поскольку понимал, что одних демонстраций для прекращения войны недостаточно, то пошел на преступление – с октября 1969 г. начал постепенно выносить с работы домой по частям этот самый доклад (надо ли говорить, что на каждом документе там стоял гриф «Совершенно секретно») и делал ксерокопии, чтобы потом обнародовать документы об этом масштабном обмане. Всего в докладе было около 7000 страниц в 47 томах, так что копирование затянулось надолго. Когда же всё было готово, то он направил копии доклада антивоенно настроенным сенатором – но ничего не получилось: те слишком боялись потерять свои кресла, чтобы публично озвучить полученные данные. Тогда материалы были переданы газете «Нью-Йорк Таймс» - и там уже не отказались от крайне сенсационного материала, начав публикацию документов 13 июня 1971 г. Почти сразу министр юстиции приказал газете прекратить печать, но его проигнорировали – а затем запрет на публикацию вынес федеральный суд. Однако копий было много, и материалы Пентагона продолжила печатать газета «Вашингтон пост» - но и им тоже запретили. Тогда передали материалы сенатору от Аляски Майку Грейвелу, который даже читал на псевдо-заседании своего земельного комитета (т.к. из всего комитета в зале был только он) секретные документы под стенографическую запись, а потом, почитав все 7000 страниц, распорядился приобщить эти документы к протоколу. Затем материалы из доклада по Вьетнаму начали печатать «Бостон глоб» и «Чикаго Сан Таймс», а всего документы раздали 17 различным организациям. Эллсберга отдали под суд (что было логично – он похитил и огласил секретные документы министерства обороны), ему грозило в общей сложности 115 лет тюрьмы, но методы сбора доказательств (прослушка телефона, незаконные обыски и др.) были признаны незаконными и его оправдали. Эллсберг стал знаменитым человеком и уже в наше время боролся против вторжения в Ирак и выступает в поддержку Джулиана Ассанжа и деятельности сайта WikiLeaks.

Что же Спилберг показал нам в фильме? Увы, из всего вышеизложенного его внимание привлек лишь маленький фрагмент: публикация материалов Пентагона в «Вашингтон пост», т.е. уже после кульминации всей истории с похищенными Эллсбергом документами. Зато этот не самый значительный эпизод большой истории Спилберг сумел растянуть на целых два часа, щедро показав переживания всех – от владелицы газеты до журналиста-стажера … за исключением Эллсберга! Два часа персонажи ходят из угла в угол и произносят высокопарные речи в духе «Мы должны быть контролем над их властью, мы должны спросить отчет! Если не мы, то кто?», а бывший министр обороны мямлит: «Конечно, у народа есть право знать, но пусть лучше исследования не будет в открытом доступе…». В общем, получился гимн журналистскому чванству, и фильм «Секретное досье» согреет душу тем, кто считает себя «пятой властью», забывая при этом о том, что каждая газета имеет своего владельца и публикуется там строго то, что этот владелец сочтет нужным.

Вот что действительно хорошо в фильме – это то, насколько скрупулезно показан процесс подготовки газеты к печати в докомпьютерную эпоху. Однако, эта интересная, но исчезающе малая на фоне длительности фильма деталь не искупает общего фальшивого пафоса киноленты, и если кому-то хочется посмотреть фильм с пафосными речами об американской свободе – пересмотрите лучше что-нибудь из творческого наследия Майкла Бэя: там всё примерно то же самое, только гораздо веселее!

В итоге получилось нечто, напоминающее прошлогодний «Дюнкерк» – очень важному событию посвящен двухчасовой фильм, но авторы фильма сделали всё от них зависящее, чтобы зрители не увидели всей масштабной картины, а лишь пристально наблюдали за мелкими деталями и, если вспомнить поговорку, не видели леса не то что за деревьями, а за кочками с травой!

 

Текст: Евгений Киселев