Михаил Ромм является ровесником века, режиссер родился в 1901 и стал свидетелем 70 лет мировой истории. Именно в 20 веке произошло множество ключевых моментов, повлиявших на дальнейший ход времени. Постоянно звучит едва уловимая антитеза, выражающая неоспоримую истину, что мир – сопряжение прекрасного и отвратительного, где человечество одной рукой создает необходимые для жизни материи, а другой добровольно управляет механизмом самоуничтожения. Прошлое столетие – это эпоха научных открытий, технического прогресса, время создания множества произведений искусства и предметов обихода, открытие новых знаний и сфер. В начале века были созданы машины и самолеты, появилось телевидение, и стал набирать свои обороты кинематограф. Но именно тогда же появился пулемет, танк и отравляющие газы – одно из достижений в области химии. Не сразу эти предметы стали актуальны среди людей но, зато, как иронично замечает Ромм, им «славно» нашли применение в Первой мировой войне и человечество стало уничтожать друг друга с помощью новейших достижений науки и техники.
Режиссер, уникальными архивными записями, в деталях создает картину века-современника, сродни «Великого эксперимента» И.С.Глазунова. Только у Глазунова на известном полотне элементы только российской истории, а у Ромма в фильме весь мир создан фрагментарно – автор начал повествование с истока века и плавно двигался к его финалу. Идет череда кадров известных людей: редкие, чудом уцелевшие хроники жизни последних Романовых, Льва Толстого, записи заседаний важных политических деятелей, выступления музыкантов, актеров, отрывки из немых фильмов – абсолютно все, в чем «чувствуется двадцатый век». Лица чередуются другими лицами, мода меняется, вкусы меняются, даже внешний облик людей меняется. Произведения искусства создаются, кинематограф становится цветным, а человечество неотступно и быстро приблизилось к очередной войне. Михаил Ильич в очередной раз показал такое явления века как фашизм: его представителей, цели и последствия.
Но за одной катастрофой последовала другая, затем следующая, и еще одна, и еще одна. Люди продолжали существовать, «отходили» от последствий войны, но время от времени у некоторых жителей планеты возникала необходимость кого-нибудь уничтожить. Произошел научный прорыв, были созданы первые атомные и водородные бомбы – идеальные орудия массового убийства. Благодаря мельчайшим изменениям в интонации авторского голоса можно уловить любые настроения и сомнения художника. Ромм в этом отрывке использует уменьшительно ласкательные формы слов: «атомные бомбочки» и сравнивает эти страшные явления с «двумя цветочками», имея в виду японскую трагедию. Здесь звучит горькая ирония, режиссер особенно подчеркивает бесполезность данного события –Вторая Мировая война подходила к концу, а Япония уже собиралась капитулировать. Но раз оружие создано, значит надо испробовать его на деле. Его испытали, убедились в эффективности этих «маленьких полукустарных бомбочек» и поняли, что человечество совершило настоящий прорыв – теперь убивать благодаря этим штукам можно удобнее и быстрее. Снова человек создал смерть своими руками.
Дальше «неповторимый роммовский комментарий» прерывается и работа продолжается другими режиссерами. Закадровый голос уже не звучит, во второй части фильма показаны фрагменты более современного нам мира - вторая половина века с его особенностями, представителями и бедами. Большая часть произведений искусства, созданных в те годы, до сих пор является популярными. Это время новых жанров музыки, появление другой литературы, пик карьеры многих кино персон и опять же, достижение новых высот в науке, технике, медицине. Одновременно появляются новые беды – экологические проблемы, политическая неспокойность, локальные конфликты, тяжелые наркотики. Динамичная смена кадров, где главная мысль понятна и без закадрового текста. Мир стал состоять из рекламных лозунгов, брендов, предметов купли и продажи - семиотическое пространство, гипнотизирующее общество своей пестротой. Человечество стало забывать о таком явлении, как война, хотя ее очаги полыхали в разных точках земного шара. Локальные конфликты, геноцид, столкновение идеологий, политические репрессии, общественные бунты – все это унесло жизни миллионов людей. Много минут киноленты выделено на кадры социалистической КНР с ее лидером, «Большим скачком» и «Культурной революцией», как пример еще одной крупнейшей катастрофы в мировой истории. Монохромные хроники периодически разбавляются небольшими синхронами людей. На протяжении всего фильма периодически возникают образы детей, например, в конце один из режиссеров спрашивает у европейских школьников, что изображено на их рисунках. Дети в основном отражали в своем творчестве окружающую их действительность – природу, фабрики, заводы и недавние катастрофы. Это молодое поколение будущих творцов и задача старшего поколения «вылепить» из этих детей достойных правителей мирового механизма.
Западная молодежь отвечала на более сложные философские вопросы о сути счастья и любви, а также авторы предлагали порассуждать молодым людям, что представляет самую большую опасность для человечества. Счастливые парни и девушки давали свой оптимистический или, наоборот, безрадостный взгляд на эти вещи. В завершении всего режиссеры показали многочисленные пейзажи нашей планеты, а за ними - фотографии людей со всего света, словно подчеркивая, что все это богатство принадлежит человеку и только он вправе распоряжаться им и творить историю. «И все - таки я верю» - ключевая мысль Михаила Ильича, вынесенная в заглавие фильма. В последнем комментарии режиссер выражает надежду на человеческий разум, он полагает, что здравый смысл победит, а люди, обладая достаточной силой, остановят процесс собственного уничтожения и сохранят жизнь на Земле.
Маргарита Дубинина