Премьера балета "Корсар" в Воронежском театре оперы и балета

26 января в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась премьера балета Адана «Корсар». Как, собственно, это всегда бывает при постановке классических балетов в нашем театре, получилось великолепно!

Чтобы полностью оценить красоту нового балета, стоит рассказать о его появлении. Итак, в последние недели 1813 года Джордж Гордон Байрон написал поэму «Корсар» о борьбе греческих пиратов с турецкими завоевателями (несколькими годами ранее он побывал в Греции и полюбил эту страну, что не могло не отразиться в его творчестве). Если честно, то при живости пера Байрона во всех других произведениях, в данном случае получились весьма картонные персонажи – однако это не помешало в первый день выхода поэмы продать почти 10.000 экземпляров. Через 10 лет Байрон погиб как раз сражаясь с турками за свободу греков, но вот поэму не забыли – сначала в 1848 г. Джузеппе Верди написал оперу по её сюжету, а 23 января 1856 г. в Париже с большой пышностью был поставлен балет Адольфа-Шарля Адана «Корсар». Создание этого балета потребовало от Адана огромного напряжения сил и через три месяца он скончался – но дело было сделано, и балет, изрядно оживленный по сравнению с первоисточником новыми героями и сюжетными линиями, начал завоёвывать театры всего мира. Через два года он появился и в России (причем сразу в Москве и Петербурге в двух разных постановках), и тут экономические условия середины XIX в. наложили свой отпечаток на облик балета на российской сцене: оригинальная партитура стоила очень дорого, поэтому многое дописывалось уже местными композиторами в соответствии с мнением балетмейстера, желаниями исполнительниц и т.п. В итоге к «русской» версии «Корсара» приложили руку Цезарь Пуни, принц Петр Ольденбургский и великий хореограф Мариус Петипа.

В 1969 г. «Корсар» был впервые поставлен в Воронеже, и вот всё это сегодня всё это заново воплотилось на воронежской сцене. Что можно сказать о результате? Иван Негробов просто великолепен в главной роли – лучшего Конрада и придумать нельзя (невольно вспоминается соответствующая строка из поэмы Байрона «Не Геркулес, но на диво сложен»), исполнительница партии Медоры Марта Луцко настолько очаровательна, что вполне понимаешь пашу Сеида, который ради неё не побоялся навлечь на себя неприятности с пиратами. Помощник Конрада, приближенные паши, работорговец Исаак, пираты, одалиски, торговцы – все они исполняли свои партии с такой же самоотдачей, как и главные герои балета, передавая свои чувства не только танцем, но и пантомимой. Декорации и костюмы от главного художника нашего театра Валерия Кочиашвили отлично дополняют мастерство исполнителей, полностью погружая нас в ту интересную эпоху.

Однако, всё это великолепие появилось не одномоментно. Балет поставлен заслуженным артистом РФ балетмейстером-реставратором Юрием Бурлакой, который уже ставил его в 2007 г. в Большом театре, что потребовало предварительных двухлетних научных изысканий с архивными материалами Бахрушинского музея в Москве, Санкт-Петербургской театральной библиотеки, Национальной библиотеки Франции, расшифровки записей танцев из библиотеки Гарварда. Кроме этого в балет были добавлены сцены из утерянных балетов Адана «Гентская красавица» и «Питомица фей». В результате в балете звучит много дивной музыки, вот только многократно сменяющие друг друга в третьем акте сцены танцев в гареме кажутся занимающими несколько избыточно много времени, после чего невольно складывается впечатление, что спасению Медоры и гибели пиратского корабля (а ведь для этого декораторы приложили немалые усилия и добились очень впечатляющего результата) внимания уделено слишком мало.

Будем надеяться, что мгновенно полюбившийся публике балет (её реакция на первой же постановке не оставляет в это никаких сомнений) ещё долго будет радовать не одно поколение зрителей.

 

Текст: Евгений Киселев

Фото: Константин Кириакиди